Мастер класс ситуация успеха

Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно -  универсальные действия. - Что же такое успех?  - Успех  - это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением. Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения.            Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на ...          
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как создать ситуацию успеха в школе?

- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс мне хочется начать с притчи:

- Сэр, в чем секрет вашего УСПЕХА?" - спросил репортер успешного человека.
- Всего два слова!
- И какие же, сэр?
- Правильные решения!
- И как же вы принимаете правильные решения?
- Одно слово.
- И что это за слово?
- Опыт!
- А как вы получаете этот самый опыт?
- Два слова.
- И какие же?
- Неправильные решения…
- Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно - универсальные действия.
- Что же такое успех? ( Ответы аудитории…………………)
- Успех - это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением.

У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.
- Скажите, что мешало вам нарисовать картину?

- Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для нас с вами. Они и станут предметом нашего разговора.

В основе ожидания успеха у младшего школьника - стремление заслужить одобрение старших: учителя, родителей.

Ув. Коллеги, учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Ситуация успеха важна для каждого человека, а для ребенка тем более. В рамках ФГОС, новых нормативных документов по модернизации образования в России акцент делается на индивидуализацию обучения, на выстраивание работы с одаренными детьми, на создание комфортных условий для каждого ученика. Поэтому мы с вами прекрасно понимаем значимость создания ситуации успеха для каждого ребенка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в семье, во взаимоотношении с друзьями, одноклассниками.

Я предлагаю вам стать помощниками моего мастер - класса. Я буду делиться своим опытом и очень жду, чтобы каждый из вас озвучил свои находки, свои приемы. И тогда у нас с вами получится большая методическая копилка по созданию успеха ребенка в школе.

Технология игра "Волшебный стул" (по Н.Е. Щуровой).
Вы знаете, что в дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее у своих друзей. А поможет вам в этом "волшебный стул". (На "волшебный стул" приглашается один из участников игры: как только он садится, "высвечиваются" и становятся очевидными только все его достоинства). Назовите все достоинства вашего одноклассника. Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции класса. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции классного коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Начнем с урока.

Вы в роли ученика. Закончите его мысль… (вытягивают вопрос выборочно учителя)

1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...

2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что...

3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...

4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...

5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...

А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?

Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о тех наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей практике.

1 Прием. Эмоциональные поглаживания.

- «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» - это похвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.

2. Анонсирование.

Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать определенную тему, подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем - то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».

3 Прием «Даю шанс»

При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.

4 Прием «Умышленная ошибка»

Этот прием в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале.

Чем он хорош? Во - первых, разрушается миф о всезнайстве учителя; во - вторых, весь класс стимулируется к работе.

5 Прием «Внесение мотива»

Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…" Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

6 Прием «Персональная исключительность»

- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом животном.

- «Маша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к следующему уроку в интернете фотографии о дружбе людей и животных. Хорошо?», «Света, только ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. Напиши, пожалуйста, к следующему уроку», «Олег, только тебе я могу доверить выполнить это задание: найди в интернете и скачай на следующий урок фильм «Хатико».

Это прием «Персональная исключительность». Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Используя этот прием, я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д.

7 Прием «Высокая оценка детали»

- Запишите в тетради транскрипцию слов: олимпиада, Греция.

(Учитель подходит к ребенку и говорит: «Тебе правильно удалось задание со словом олимпиада», «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы», «Тебе особенно удалось задание со словом Греция»).

Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

8 Прием «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности». Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …»

9 Прием «Мобилизация активности или педагогическое внушение» Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…»

Ситуация успеха создается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Это: ведение индивидуального портфолио, портфолио класса и семьи.

Портфолио - это как достояние и ребенка, и семьи, и класса. Всё это формирует чувство любви и гордости за семью и класс. Эта та бесценная история человека, которая и определяет его стержень. Подобное портфолио позволяет ребенку составить представление о своей личности, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться своим успехам, проанализировать неудачи. Работа с портфолио продолжается в течение всего обучения в начальной школе. В начальной школе портфолио выглядит в виде папок. Столько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их (показать портфолио ученика, класса и семьи).

В конце учебного года проводится конкурс «Лучшее портфолио» ученика, где ребенок рассказывает о своих достижениях за учебный год. В школьном конкурсе участвуют ребята по желанию, пройдя отборочный тур в классах. Обычно это бывает 3-4 ученика от класса.

Это: общественная жизнь, распределение ролей.

Для каждого ребенка в классе учитель должен найти ту форму проявления, где ему лучше и комфортно, пусть это будет спорт, пение, рисование, театр, танцы и т.п.

В классе у нас, как и у вас, есть уголок, где отражена вся жизнь классного коллектива. Обязательно в этом уголке мы помещаем достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Это грамоты, похвальные листы и дипломы учащихся, отличившихся в той или иной деятельности. Работу провожу в этом направлении так, чтобы каждый ребенок был замечен и отмечен в уголке.

Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип "Одна голова хорошо, а две лучше" или "Что одному не под силу, то легко коллективу".

В нашей школе мы отошли от предметных недель. Мы отбираем важные события года и проводим «Образовательные события». Например: в год «Земли» мы проводили мероприятия на параллели среднего и старшего звена «Земля - наш общий дом», в начальной школе «Земля Югра - дом в котором мы живем». Где принимали учащиеся с 1 по 11 класс. В группе могут быть учащиеся разных возрастов по интересам. Одна группа рисует, другая танцует, третья поет, четвертая ставит представление, пятая оформляет мероприятие, шестая несет информационную задачу.

В предверии Олимпиады в Сочи в начальной школе проводили образовательное событие «Олимпийская карусель».

Этот год - «Год культуры». На этот учебный год у нас запланированы образовательное событие в старше школе «Обычаи и традиции народов России», в начальной школе «Национальный калейдоскоп».

Какие методы я использую в своей работе при создании ситуации успеха ребенка в школе?

Активно применяю метод дифференцированного обучения. Этот метод позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, так как учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.

Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итог урока, используя самооценку и взаимооценку. Поэтому диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса тоже важна при создании ситуации успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Успешно использую метод «Права выбора содержания, методов и форм обучения». Для выбора предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

Данные методы, которые я использую в своей практике, могут создавать условия для переживания учащимися ситуации успеха ребенка в школе.

В заключении хочется отметить - ситуация успеха - это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, игра стоит свеч. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!

Ув. коллеги, помогите мне завершить нашу встречу своими педагогическими находками.

Закончите предложение (раздать выборочно вопросы)

- Начиная урок, я произношу слова:

- Ученик не работает на уроке. Я ему говорю:

- Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю:

- По моему мнению, на эффективность урока влияет:

Основная парадигма в работе учителя - дать каждому ребенку шанс проявить себя. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек.

Я бы хотела поблагодарить вас за активное участие в проведении мастер- класса.

© 2010-2022