Повышение познавательного интереса в проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

во внеурочное время

В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель образования - способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Для осуществления поставленной цели педагогическим коллективом нашей школы были определены различные виды деятельности обучающихся.

Одним из эффективных направлений в данной работе признана исследовательская деятельность, так как именно метод исследовательских проектов решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Создание исследовательской работы - самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У обучающихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Учащиеся приобретают коммуникативные, ораторские качества, формируются навыки работы с документами, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, внимательность и наблюдательность.

Организация исследовательской работы школьников требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.

Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.

Мы убедились, что в процессе школьного исследования действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);

  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Исследовательская работа также развивает творческий потенциал каждого педагога, даёт возможность находиться в постоянном научном, педагогическом поиске и создаёт профессиональное поле преподавателя, иначе, как отмечал А. Дистервег: «Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается».

Для привлечения обучающихся к научно-исследовательской работе в нашей школе было создано ученическое научное общество. В настоящий период это составная часть обучения и воспитания обучающихся. Педагогический коллектив школы считает важным выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческих возможностей, предоставление ученикам возможности проявить себя в различных областях.

Работа нашего научного общества строится по следующему плану.

Организация и выполнение ученических исследовательских работ по тематике, определённой совместно, преподаватель даёт рекомендации, консультирует учащихся и контролирует этапы выполнения исследовательской работы, оказывает методическую помощь учащимся при их подготовке к участию в научно- практических конференциях разного уровня:

в рамках предметных недель в школе;

- конференциях станции юннатов « Мы и природа»;

- научно-практической на базе ВГПУ «От любви к природе - к культуре природопользования»;

- в ВГУ - НОУ;

- тематические межрегиональные конференции в Информационном центре по атомной энергии, например, «Мирный атом», «Дни Арктики в России»;

- ежегодные Международные фестивали по тематике разных стран мира в ВГПУ Центра международного сотрудничества.

Проводится мониторинг по выявлению типов интеллекта успешных учащихся, в зависимости от типа интеллекта и желания, распределяет их по различным научным направлениям:

  • гуманитарное,

  • естественно-научное,

  • «Искусство и технология»,

  • направление точных наук.

Затем непосредственно происходит организация исследовательской работы, где ученик самостоятельно или с помощью руководителя осуществляет все этапы поисковой деятельности:

-выбирают тему;

-обдумывает проблему;

- намечает план поиска и подбор литературы;

- строит гипотезу, определяет способ её проверки,;

- проводит наблюдения, эксперименты, ставит опыты, изучает архивные материалы;

- сравнивает, классифицирует, обобщает, делает выводы, аргументировано доказывает, пишет работу;

- создаёт презентацию.

Таким образом, достигается самостоятельность мысли учащихся, развиваются творческие способности.

Темы исследовательских работ, выбранные обучающимися для работы в 2013-2014 учебном году

  1. «Экономическое развитие Воронежского края в ХХ веке»

  1. «Воронежский край в древности»

  1. «Влияние радиации на организм человека»

  1. «Востребованность и распространение английского языка в Лискинском районе»

  1. «Сравнительная характеристика разных видов дрожжей»

  1. «Исследование состава и определение
    некоторых свойств сладких газированных напитков».

  1. «Ландшафтный дизайн на территории школы»»

  1. «Слово, напев, движения в фольклоре»

  1. «Женщины-математики»

Помимо этого, в течение года члены научного общества принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, проводят конференции, круглые столы, встречи с интересными людьми, экскурсии.

Результаты исследовательских работ оформляются в виде статистических материалов , стендовых докладов, выступлений с мультимедийными презентациями с предоставлением сравнительных графиков и диаграмм, рекомендаций выхода из сложившейся ситуации.

Лучшие работы направлялись на районные, областные и всероссийские конкурсы, где неоднократно они становились победителями и призерами.

Необходимо продолжение этой работы в привлечении большего числа учеников к научно-исследовательской деятельности, расширении тематики исследований, активное сотрудничество с аграрным университетом, регулярное участие в конференциях областного и российского уровней.

© 2010-2022