• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Воспитательная программа учителя начальных классов Марковой Татьяны Владимировны, МОУ Золотинская средняя общеобразовательная школа - интернат им. Г. М. василевич, с. Иенгра Нерюнгринского района

Воспитательная программа учителя начальных классов Марковой Татьяны Владимировны, МОУ Золотинская средняя общеобразовательная школа - интернат им. Г. М. василевич, с. Иенгра Нерюнгринского района

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система класса проходила по программе «Я и моя семья».

Золотинская средняя общеобразовательная школа-интернат имени Г.М.Василевич осуществляет учебно - воспитательный процесс, в режиме следующих экспериментов:

- регионального - по реализации Концепции «Родовое воспитание»;

- федерального - по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Завершен республиканский эксперимент по теме: «Национально-региональный компонент в образовании и воспитании детей в полиэтнической среде».

Работая в режиме трех экспериментов, решались следующие задачи:

  1. удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей учащихся;

  2. создание условий для реализации комплексной программы общеобразовательной подготовки в целях успешной адаптации учащихся;

  3. апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующего здоровьесбережению, новому качеству образования и воспитательному потенциалу учебной деятельности.

В связи с этим, приоритетными направлениями нашей работы являлись:

- самовоспитание и саморазвитие личности в процессе организованной деятельности;

- совершенствование системы работы по сохранению и развитию языка и культуры эвенкийского народа в диалоге культур;

- осуществление системного подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Поэтому мы выбрали за основу Концепцию «Родовое воспитание» , по которой работает наша школа.

Поставив перед собой такую цель и задачи, классный руководитель, коллектив родителей класса пытаемся построить жизнеспособную, целостную воспитательную систему.

Внеурочная деятельность в классе осуществлялась по ряду важнейших направлений:

  • воспитание познавательных интересов («Народное творчество»);

  • духовно-нравственное воспитание («Культура общения», «Родовое и семейное воспитание»);

  • спортивно-оздоровительное воспитание («Физкультура и здоровье»).

Средства для реализации поставленных нами задач воспитательной системы:

- развитие активности родителей;

- расширение взаимодействия со средой.

Воспитательные технологии:


  1. Личностно- ориентированные технологии.

В основе - личность ребенка, создание комфортных, безопасных условий его развития, реализация его природных потенциалов.

  1. Технология сотрудничества.

В основе демократизм, равенство педагога и ребенка. Участники воспитательного процесса находятся в состоянии со- творчества, сотрудничества.(Гуманно- личностная педагогика Ш.А. Амонашвили).

  1. Природосообразные технологии.

В основе, которых заложены методы и приемы народной педагогики. Опора на естественные процессы развития ребенка.

Образовательный уровень родителей учащихся класса

Для того, чтобы вся воспитательная работа в классе была успешной, были задействованы родители, образовательный уровень которых, представляет следующую картину:

Всего мамы папы

Количество родителей 18 10 8

Высшее 1 - 5,5% - 1

Среднее- специальное 13- 73% 6 7

Среднее 3 - 16 % 3 0

Неполное среднее 1 - 5,5% 1 0

Профессии родителей: мамы папы

педагогическое образование - 6 ч. глава РО - 2 ч.

технический персонал - 2 ч. электрик -2 ч.

завхоз 1 ч. охотник -1 ч.

повар -1 ч. сварщик -1 ч.

пожарник -1ч.

рабочий -1 ч.

Данное сравнение говорит о том, что образовательный уровень родителей учащихся моего класса относительно благополучный (78,5% со средним - специальным образованием, 27,7% - с педагогическим). И все - таки для повышения уровня духовно-нравственного, морального воспитания проводятся в классе индивидуальные беседы, классные собрания. Мною составлен план работы по повышению их уровня, восполнения пробелов знаний в воспитании детей. Но надо иметь в виду, что у родителей свои интересы, заботы, слабости, ошибки, а также различные возможности, с другой стороны, материальный достаток семьи, образованность родителей.

Нравственность (мораль) выполняет первостепенную функцию в обществе, лежит в основе общего образования, мировоззрения и установок. Активно влияет на развитие интеллекта, составляет основу анализа деятельности и отношения людей. Поэтому, определение содержания и форм нравственного воспитания - одна из самых актуальных задач, которые я поставила перед собой при работе своего класса.

Сегодня, в условиях нестабильности общества возникает принципиально иная социальная ситуация. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В этих условиях педагог и родители должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания детей:

- раскрыть ее духовные качества;

- развить и раскрыть нравственные чувства;

- умение сделать правильный выбор в той или иной ситуации.

Тяжелое экономическое положение государства, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний, умения жить и работать в таких условиях - все это привело к серьезным трудностям и внутренним конфликтам в семьях моих ребят. Мы считаем, что именно деятельность классного руководителя с опорой на семью, направленные на становление личности ребенка, может способствовать развитию и воспитанию личности.

Цель:

Формировать единое воспитательное пространство семьи и класса.

Поэтому мы объединяем усилия семьи и классного руководителя для реализации цели, решения круга обозначенных проблем, координируем свою деятельность на решение поставленных задач:

  • создать благоприятные условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей учащихся, способствующих развитию личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, становлению, творческому самовыражению личности ребенка;

  • использовать педагогические и социально-психологические методики, направленные на здоровьесбережение, новое качество образования

Изучив ряд педагогической литературы, рассмотрев ряд проблем, я пришла к выводу о том, что необходимо укрепление всесторонних связей семьи, классного коллектива. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения, в результате систематической, последовательно организованной деятельности учителя. Формирование у родителей осознанного отношения детей к учебе и окружающему миру, ответственного выполнения любого дела. Воспитывать у них интерес к занятиям своих детей, постоянно интересоваться, чем он занят.

Направление «Родовое и семейное воспитание».

Цель: Формирование положительного и ответственного отношения за воспитание ребенка. Сделать ее союзником в деле воспитания и обучения.

Задачи:

  1. Осознание учащимися ценности семьи.

  2. Сотрудничество с семьей.

  3. Изучать вопросы возрастной психологии, особенности развития, изучать свой род.

Определившись в общих вопросах, пытаемся построить достаточно простую систему воспитательных приоритетов. Воспитательную работу в классе мы ведем под девизом «Союз трех сердец»: учитель - ученик - родители. Именно в этом союзе осуществляются главные воспитательные задачи формирования творческой личности. Без участия родителей создать в педагогическом процессе обстановку психологически бережного отношения к личности ребенка, уважения маленького человека, имеющего право на личное развитие, невозможно. «Счастлив тот, кто счастлив дома»,- говорил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде взрослые, помогая стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня как воспитателя было важно интерес класса превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами. С помощью и при участии родителей в классе проходят родительские собрания, творческие дела и конкурсы, традиционные праздники в классе, походы, экскурсии. В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей. С помощью родителей мы побывали на звероферме, где выращивают чернобурок и песцов, в пожарной части, в новом детском саду. Свои впечатления ребята отразили в сочинениях «Труд моих родителей». Сочинения разные, но в них то, что ребята ценят и уважают труд своих родителей.

Мы рассматриваем воспитательный процесс как становление, создание отношений товарищеской заботы друг о друге и окружающем мире, творческое развитие личности каждого ученика этих отношений, улучшение себя и окружающей жизни через полезную деятельность. Воспитание детей зависит то установления родственных связей, возрождения семейных традиций, поэтому семьи начали работу по изучению своей родословной. Создание в коллективе дружной семьи единомышленников со своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу, взаимопомощи. Выработаны следующие ориентиры и правила, которыми руководствуются ребята и родители моего класса.

Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми, главное место среди них занимает учитель, но семья не утратила своей ценности. Потребность в общении сильна, связь с семьей у детей этого возраста еще достаточно крепка. Самой эффективной формой считаю работу «Родители и дети». Все внеклассные мероприятия проводились с участием родителей. На праздниках родители - и участники, и организаторы праздничного стола. Вся работа с детьми проходит под девизом: «Светить всегда, светить всегда хорошими делами». Наши праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей.

Однако привлечение родителей к воспитательной работе с классным коллективом имели определенные трудности:

- они загружены работой;

- домашними делами;

- плохо представляли, какую реальную пользу могут принести классу и детям;

- порой занимали позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия.

Сравним участие родителей по годам:

2001-2002 г. 2002-2003 г. 2003-2004 г. 2004-2005 г.

мамы-папы мамы-папы мамы- папы мамы- папы

Всего родителей: 13 9 12 8 11 8 10 8

Активные

Помощники: 66% 44% 85% 50% 100% 50% 100% 50%

Данное сравнение по годам говорит о повышении активности родительского коллектива. Участие родителей по годам растет (мамы активно помогали 66%, сейчас - 100%). Активные помощники среди родителей - папы (44% , стало 50%). Папы и мамы потянулись в школу, посещаемость возросла, а главное, образовался актив родителей, возросла его помощь классу. Помогали в сборе мебели, изготовление подставок для цветов, подготовке к смотру и строю песни, изготовлении новогодних костюмов, участники «Дня рыболова» (помогали своим детям в ловле рыбы). На одной из конференций академик, заслуженный учитель школы РС (Я), этнопедагог К.С. Чиряев о роли отцов говорил: «По некоторым параметрам мужчины - отцы обладают большим педагогическим потенциалом, чем женщины - матери. Это их физические данные, широта общения, специфика занятий, близость к технике, спорту, философии и т.д.».

При подготовке к мероприятиям, родители составляли сценарии для выступлений, шили костюмы, проявляли выдумку, все делали вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной работе. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, контакты с другими родителями. Они увидели своего ребенка среди сверстников, помогали найти общий язык с друзьями, да и способности самих родителей быстро раскрывались в небольшом коллективе. Даже те родители, которые занимали позицию сторонних наблюдателей, стали активными помощниками классного руководителя (всего 18 родителей, помогают 14 человек, что составляет 79%).

С этой целью планировала проводить следующие мероприятия:

- традиционные разговоры по телефону с родителями учащихся;

- встречи с группой родителей;

- родительские собрания (проводятся беседы, консультации);

- традиционные вечера встреч («Дни рождения»);

- общешкольные и классные мероприятия;

- походы в лес.

Соответственно подбиралась тематика родительских собраний по классам:

1 класс:


  • «Знакомство» от 06.06.2001г.

  • Организационное ознакомление с результатами анкетирования от 20.09.2001г.

( присутствовали 9 из 13)

  • Анкетирование от 05.10.2001г. (присутствовали все).

  • «Будем знакомы» от 22.11.2001г. (присутствовали 9 из 12)

  • «День именин» 30.11.2001г. (присутствовали 11 из 12).

  • «Наши дела» от 08.12.2001г.

  • Работа малых групп по подготовке к смотру ( изготовление головных уборов, атрибутики к костюмам) от 12.02., 15.02., 21.02.2002г.

  • Итоговые собрания за 1 полугодие, за год от 13.04.2002г.г.

2 класс:


  • «Здоровье и школа» от 06.02.2003г. (все)

  • «Подготовка к смотру и строю песни» от20.02.2003г. (присутствовали все)

  • Анкетирование от 18.04.2003г. (все)

  • «Итоговое собрание за год» от 25.05.2003г.(все)

3 класс:


  • «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» от 09.10.2003г. (присутствовали 9 из 11)

  • «Работа в классе» от 15.11.2003г.(подготовка к литературно-музыкальной гостиной «Пушкин и музыка») (присутствовали 8 из 11)

  • «Моя дружная семья» , итоги за 1 полугодие (присутствовали все) от18.12.2003г.

  • «Кодекс школьника» (единые требования к учащимся, нормы оценок).(все) от20.01.2004г.

  • Подготовка к смотру от 15.02.2004г. (все)

  • Итоги за 3 класс от 20.05.2004г. (все)

4 класс:

  • «Наши достижения» (все).

  • «Мама и папа - мои воспитатели» (9 из 10).

  • «Последний год обучения ребенка в начальной школе».

  • «Когда слово воспитывает». Методы воспитания в семье.

  • Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа!».

Методы, используемые в работе: самоуправление, самообразование, самооценка, диагностика уровня воспитанности. (см. приложения)

Посещаемость родительских собраний по годам:

1 класс (14 уч.) 2 класс (12 уч.) 3 класс (11 уч.) 4 класс( 10 уч.)

75% 100% 80%- 100% 90%- 100%

Можно увидеть, что родители заинтересовались в правильном воспитании своих детей, осознали необходимость положительного отношения к учебе, организации их досуга. Ведь организованная внеурочная деятельность детей - это гарантия, что их ребенок занят полезным делом, приучается к самоорганизации и самодисциплине.

Таким образом, построенная работа классного руководителя строилась с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную.

С течением времени обозначились основные направления деятельности, характерные именно для данного класса. Постепенно вырисовывалась и форма работы планирования. Такой выбор не случаен. Он продиктован временем, в котором мы живем и особенностями сельской национальной школы. При данном построении работы я думаю, что мы в какой-то степени преодолели пассивность детей и родителей через традиционные праздники, разнообразные формы обучения, раскрепощение личности ребенка в учебно-воспитательном процессе. Приобщили детей к культуре предков, традициям своего народа, изучению родного языка, укрепили школьные традиции. Это активное участие детей в мероприятиях предполагает развитие личностных качеств. Ребята с моего класса активно принимают участие во всех общешкольных мероприятиях.

Так, например: Александрова Алена - «Мисс Сигукан» -2002 года, Леханова Валя -«Мисс Сигукан» 2003 года, Селезнева Женя -3 место. Максимов Илья занял 2 место в конкурсе «Дэвэлчэн» 2004года. Также - они активные участники конкурса рисунков, выставки прикладного искусства, конкурса чтецов и конкурс хороводов, занимали призовые места. В смотре строя и песни занимали 1-е места среди 1-4 классов. Мои девочки участвовали в общепоселковых конкурсах «Мисс Лето» -первые места всегда оставались за ними.

Так, по данным исследования психолога Анатольевой К.М. из 14 человек в начале1 класса 2 человека - «лидеры», 6 - «предпочитаемые», 1 - пренебрегаемый», 1 -«изгой» (см. приложения). Сравнивая исследование на начало февраля 2005 года, изменилась картина положения детей в классе. Те дети, которые были отвергнутыми, стали звездами. Их стали выбирать. Произошел рост их личностных качеств, научились общаться в коллективе, отстаивать свою точку зрения, заняли позицию активного участника в классе. Дети в классе добры и отзывчивы, любят и умеют помочь товарищу, дружны между собой. Главная задача, которую мы ставили, - это сплочение коллектива

По данным исследования психолога видно, каждое из дел развивает личностные качества. Благодаря обогащению внутреннего мира воспитанников художественно-эстетическим, прежде всего, нравственным, спортивно- оздоровительным опытом идет рост детей. Направления, которыми мы руководствуемся при своей работе, выбраны правильно. В воспитании необходимо учитывать, что каждый человек - неповторимая личность, индивидуальность, со своим характером и психическим складом. Целый комплекс ежедневных, ежеминутных общений, выполнения различных дел призван совершенствовать нравственные начала учащихся. Ведь нравственная основа - это тот стержень, на котором основывается жизнедеятельность любого человека. Потребность в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство - без этих нравственных норм не смогут существовать и развиваться человек и общество.

И если учесть, что из всех дел, в которых участвовал класс (классные мероприятия, школьные, поселковые), эти дети участвовали почти во всех делах, то это точно не плохо. « Пренебрегаемая» в классе, имеет много друзей вне своего коллектива, активно участвует во всех поселковых мероприятиях («Мисс Лето», «Икэнипкэ» и др.) Ребенок раскрывается, проявляет свои творческие способности, инициативу и самостоятельность.

Из числа «лидеров» - это самые активные помощники классного руководителя, они самостоятельны, проявляют себя хорошими организаторами и инициаторами коллективных творческих дел. Их помощники - родители. Они пользуются авторитетом среди своих сверстников и других учащихся, к ним прислушиваются. Они готовы прийти на помощь слабоуспевающим одноклассникам. Остальные учащиеся, также готовы участвовать во всех мероприятиях класса, школы. Мои ученики способны к активному и творческому самовыражению, руководствуются определенными правилами: взаимопомощи, уважения друг к другу, готовы к совместной деятельности детей и взрослых. Мы вместе составляли план наших дел и вместе их реализовали. Организация воспитательной деятельности планировалась в соответствии с потребностями самих учащихся и их родителей. Очень важно, чтобы дети и родители принимали активное участие во всех школьных делах.

Коллективное творческое дело помогает учащимся найти себя, раскрыть свои таланты и способности. Как правило, в первые ряды выдвигались учащиеся, которые не блещут знаниями. Они становились на этот отрезок времени очень значимыми и значительными.

Таким образом, шла реализация задач воспитания и развития творческих способностей учащихся, привлекался коллектив родителей в работу с классом, формировалась их активная позиция. От правильно спланированной и вовремя проведенной работы с родителями во многом зависит успех учебно- воспитательного процесса в целом.

Успехи в обучении напрямую зависят то состояния здоровья, поэтому немаловажное приоритетное направление в нашей работе «Здоровье», цель которого: Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья.

В условиях класса предполагает:

  • Работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья;

  • Способность ученика осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья.

Задачи:

1. Создать условия для формирования и приобщения учащихся к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей достижения успеха.

2. Развитие положительных мотиваций на сохранение и укрепление здоровья.

Для решения задач важна реализация следующих идей:

  1. Реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования.

  2. Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности классного руководителя и родителей.

Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:

  1. Нормализация учебной нагрузки.

  2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательных учреждений.

  3. Поддержка программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, полноценное развитие учащихся.

Содержание деятельности (учащихся, классного руководителя).

Оздоровительная среда:

  • посещение спортивных секций;

  • организация походов в лес, экскурсий, прогулок;

  • день здоровья.

Необходимая психологическая среда:

  • совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции.

Анализируя уровень состояния здоровья учащихся на начало учебной деятельности в школе, наблюдался в первом классе у мальчиков 1 группы здоровья (65%), у девочек (50%).Прослеживая состояние здоровья , в 4 классе у детей остается прежним. 6 учащихся имеют основную группу здоровья, на учете у специалистов: 4 ученика. Физическое развитие школьников нормальное(83%) (см. приложение).. Проводились беседы с детьми разнообразного содержания, приглашали медсестру на классные часы. Планировались спортивные соревнования с родителями, помощники в организации данных мероприятий учителя физической культуры, музыки. Проводились общешкольные мероприятия: «Дни здоровья», «День рыболова», общегородские «День Оленевода» (детские спортивные гонки, традиционные национальные виды спорта).

Для охраны и укрепления здоровья ребенка реализовали через систему физкультурно-оздоровительной работы за счет:

-организации физминуток во время уроков;

-проведении динамических перемен,

-проведении подвижных игр на свежем воздухе, прогулок, экскурсий, походов. Работа по программе велась через организацию спортивных мероприятий, походов в лес, экскурсий, лыжных прогулок, организацию традиционных праздников, дней здоровья.

Другое Направление «Я - Ученик», цель которого: создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.

Формирование целостной личности, ориентированной на самопознание, самовоспитание, саморазвитие.

Задачи:

1.Развитие и осознания личностью своей необходимости, своего «Я».

2. Умение организации своего свободного и учебного времени.

3. Формирование навыков уважения другой личности.

4. Формирование и развитие ответственности за результаты учебы.

5. Вовлечение учащихся в работу над собой - самообразование, самовоспитание.

При этом использовали следующие формы:

  • проведение групповых дискуссий для проявления и развития способностей (классные часы, собрания, часы общения);

  • ведение наблюдения за самовоспитанием (индивидуальная помощь);

Формы и методы работы: анкетирование, наблюдение, часы общения, классные собрания, диагностика уровня воспитанности и отслеживание занятости учащихся класса. (см. приложение)

Мы работаем по Программе «Школа 2000-2100». Она является долгосрочной, ее непосредственная реализация рассчитана на 10 лет. Задачи, поставленные перед начальной школой мы должны решать. Главная забота помочь учащимся усвоить программный материал, владеть математическим языком. Намечаю оптимальные приемы и методы работы с учащимися, определяю наиболее типичные для всех учащихся класса ошибки, допущенные в письменных работах, чтобы спланировать повторение, предусмотреть варианты индивидуальной работы с детьми, пересматриваю наглядные пособия и отбираю необходимые (руководствуюсь, прежде всего, принципом доступности). Я стремлюсь, чтобы дети усвоили таблицу умножения и деления, нумерацию чисел, умели четко и грамотно анализировать задачи. Работу по овладению навыками деления и умножения двузначных чисел я строю прежде на приемах устного счета.

В классе есть несколько учеников, которые находятся под пристальным вниманием. Это те ребята, которые по тем или иным причинам с трудом усваивают программный материал. Мы работаем в тесном контакте с родителями этих учащихся, рассказала, как создать условия для подготовки домашних заданий, как правильно организовать режим дня и помочь ребенку при подготовки домашних заданий. Проводила дополнительные занятия с этими детьми, организовала индивидуальную помощь им со стороны товарищей.

Слава И. - мальчик робкий, несмелый. У него ослаблена память. На протяжении уроков Славе удавалось выполнять задания, которые ему были понятны, без робости тянул руку, отвечал правильно. Его работы оценивались положительными оценками. Оценки комментировались. С Зоей и Валей работала аналогично. Эти ребята сидят на первых партах. Они не стесняются подходить ко мне за помощью, чувствуют свою причастность к коллективу, ощущают доброжелательное отношение учителя и товарищей по классу. В целях предупреждения возникновения пробелов в знаниях учащихся почти всегда в конце урока, подводя итоги, указывала какой материал необходимо повторять, какие ошибки обнаружились в самостоятельной, контрольной работе у многих и отдельных учащихся, и давала советы , на что обратить внимание. Использовала приемы дифференциации и индивидуализации работы, мой девиз - «Учить всех, не забывая о каждом». Дети знают, что без дела сидеть нельзя, нельзя тратить зря ни одной минуты, и поэтому они берутся за дополнительный материал. Главный метод на уроке - поощрение. Учащиеся знают, что учитель заметит даже самые малые успехи. Я думаю, что требовательность в сочетании с материнской добротой и любовью, отзывчивостью приводит к хорошим результатам. Такой стиль работы раскрепощает детей, снижает напряжение, неуверенность в своих силах, вызывает к жизни их творческие способности. Дети чувствуют доброжелательность и не боятся неправильных ответов. Пробуждение учащихся к активной жизненной позиции характерно для стиля работы учителя.

Работая по данной программе, видно, что недостаточно материала для уроков закрепления на отработку вычислительных навыков и умений учащихся, это сказывается на дальнейшем усвоении. Это связано не только с тем, что счет и вычисления - основа математической грамотности, но и с тем, что содержание дает прекрасную пищу для развития ума. В век компьютеров естественно делает главный акцент на устные, а не ан письменные вычисления. Вычислительные навыки должны быть сформированы, поэтому, для дальнейшего успешного обучения учащимся необходима их отработка.

Так как с каждым годом начинаются сложные темы, детям труднее понимать материал, особенно слабым детям. За счет этого идет снижение качества знаний учащихся по математике. Если в 1 классе качество составляло 70%, во 2 классе - 63,7 % , в 3 классе - 63%. Я думаю, что учебники данного комплекта за курс начальной школы, составлены учитывая дифференциацию и индивидуализацию обучения. Элементы алгебры и геометрии могут быть представлены традиционно. Однако сфера их применения не должна ограничиваться традициями. (Например, запись законов арифметических действий или вычисления периметра прямоугольника.) Усилено обучение за счет большого внимания обучению детей простейшим рассуждениям при решении нестандартно поставленных задач. Попутно заметим, что нестандартная постановка математических задач помогает учителю проследить «продвижение ребенка в развитии». А знания, умения и навыки проверяются при решении традиционных задач и упражнений.

Решается проблема развития познавательного интереса ребенка (магические квадраты, ребусы, математические кроссворды и др.) Поэтому, хотелось бы, чтобы некоторые темы были для общего развития (игра «Морской бой», диаграммы, графики движения, построение точек на оси координат).

В курсе по русскому языку, созданном одним авторским коллективом, определены основные линии развития детей средствами предметов, на которых строится:

  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов;

  • приобретение и систематизация знаний о языке;

  • овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;

  • овладение орфографией и пунктуацией;

  • раскрытие воспитательного потенциала родного языка;

  • развитие у детей чувства языка.

В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как письменной речи, средству выражения своих мыслей и чувств и понимания чужих.

В связи с тем, что курсы русского языка и чтения написаны одними авторами (Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева), в учебниках реализован единый подход в работе с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности) , в качестве дидактического материала в учебниках русского языка использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка. Не секрет, что уроки русского языка многие дети считают скучными. Для повышения эффективности урока, развития интереса к русскому языку я применяю занимательные упражнения: загадки, ребусы и т.п. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется словарный запас.

Известно, что одна из основных задач учителя - развитие речи школьников. Большие возможности для расширения этой задачи раскрываются на уроках чтения в момент проведения занятий по культуре общения (тесная связь уроков чтения и русского языка).

Большое внимание уделяю процессу усвоения нового материала, своевременному установлению того, что детям непонятно. В борьбе за грамотное письмо большое значение имеет работа по предупреждению ошибок. Развитие внимания - слуховые диктанты, списывание и выполнение разного рода письменных упражнений.

При изучении орфограммы в классе я выделяю три момента:

- знают правила, достаточный навык применения правила;

- знают правила, но не могут применять;

- с трудом запоминают правила.

Классифицируя ошибки, я представляю, над какими орфограммами в дальнейшем я должна работать фронтально, а над какими - индивидуально. Пробелы в знаниях учащихся, иногда появляются из-за пропусков учебных дней по болезни. С целью ликвидации этих пробелов я веду их учет. Провожу индивидуальные занятия с учетом умственных способностей, памяти, навыков учебного труда. Сложность дополнительных заданий нарастает постепенно. После пропусков уроков по болезни стараюсь не спрашивать учащихся два- три дня, дать возможность войти в нужный ритм занятий.

Качество обученности по русскому языку составляет по классам:

1 класс - 44,4%, 2 класс - 63,7%, 3 класс - 72 % . Уровень знаний учащихся повышается. Материал по этому предмету удачнее систематизирован, знания усложняются, способствуют развитию речи, проводится отработка навыков и умений учащихся.

Обучение чтению и начальной литературе.

При обучении детей чтению я встретила много трудностей:

- дети пришли в школу, умели читать (30%);

- знали только буквы (49%);

- знали не все буквы (21%).

Как выйти из этого положения?

Для себя отмечаю, как ребенок подготовлен по чтению. Если хорошо читает, то зачисляю в 1-ю группу, читает медленно, по слогам - во 2-ю группу, не читает - в 3-ю группу. Причины незнания букв у всех были разные, но основная: ребенка не готовили к школе.

С большим вниманием слушают дети чтение ребятами 1-й группы сказок. Пересказ готовят и ученики 2-й, 3-й групп. Иногда я проводила чтение и пересказ с детьми 1-й группы. Задания для работы должны соответствовать группе. Пересказ, ответы на вопросы, отработка быстроты и выразительности чтения текста. Все это поощряется с моей стороны и со стороны ребят.

Сейчас, на конец 4 класса технику чтения выполняют все. ( см. приложение)

Авторы при создании учебников планировали формировать интерес к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные тексты, это дало возможность расширить круг изучаемых авторов. Для этого необходимо приобщаться к истокам, питающим это чувство.

Но я думаю, что в учебниках недостаточно произведений великих русских поэтов и писателей художественной литературы. Взято направление на расширение кругозора - это продиктовано острой необходимостью. Учащиеся мало знакомы с классиками русской художественной литературы. Дополнительно мы изучаем с ребятами классиков литературы: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого и др.

Личностное развитие неразрывно с социальным развитием, то есть внутренней подготовкой индивида к адекватному участию в жизни общества и составляющих его социальных групп. В содержании образования связано с формированием образа мира человека, т.е. осмысленного и систематизированного целостного знания о мире. Наряду с этим в содержание образования входит так называемый культурный стереотип - совокупность знаний и умений, не владение которыми вызывает негативные санкции. Наконец, в содержание образования входят знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие учебно-познавательную и производительную деятельность, также готовность человека к дальнейшему развитию - социальному, личностному , познавательному и др.

Потенциальный член общества должен уметь самостоятельно оценивать себя и свои поступки, поступки других людей, принимать самостоятельные решения.

По традиции внутри образования выделяют обучение и воспитание. Однако при современном понимании образования как процессов, направленных на личностное, в том числе и социальное развитие учащихся, лишь опосредованное усвоение ими значимых и необходимых для жизни и деятельности в нем знаний, умений и навыков, провести между ними четкую грань затруднительно.

А значит, что стало невозможно готовить новое поколение к жизни и работе в обществе с определенными параметрами. Чтобы ученик был востребован при любых условиях, надо не просто научить его, но самое главное - важно научить его учиться.

Качество обученности по чтению:

1 класс - 60%, 2 класс - 63,75, 3 класс - 63%. У детей формируется навык правильного, сознательного, выразительного чтения с соблюдением необходимых норм с использованием средств выразительности устной речи.

В конечном итоге учащиеся начальной школы должны выполнять минимальный уровень образования, достижение которого обязательно для каждого ребенка ( здорового физически и умственно). Он необходим для завершения образования на данной ступени и продолжения его на следующей. Основной формой проявления качеств в младшем школьном возрасте, мы должны сформировать учебную самостоятельность, умение учиться.

Направление «Культура общения».

Цель: Выявить внутриличностный потенциал учащихся и его постепенная, последовательная реализация.

Формы и методы работы: анкетирование, наблюдение, часы общения, классные собрания, диагностика уровня воспитанности и отслеживание занятости учащихся класса.

Задачи:

1. Создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели.

  1. Снятие всех стрессобразующих факторов.

Развитие блока уникальности внутриличностного потенциала стало возможным благодаря реализации следующих условий:

- учет индивидуальных особенностей конкретного ребенка;

- учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности;

Это направление пронизывает все возможные воспитательные деятельности:

- учебную;

- спортивную;

- эстетическую;

- нравственно-этическую.

Систематическая еженедельная работа внутриклассных структур, то есть учебного сектора, ремонтной бригады, цветоводов, культмассового сектора. Проводили мы различного рода беседы, классные часы («Правила дорожного движения», «Самые опасные и вредные привычки», «Огонь - друг и враг человека», «Права детей» - статьи и нормативные документы), собрания по подведению итогов по контролю посещаемости и успеваемости учащихся. Если проанализировать пропуски по годам, то видна следующая картина:

2001-2002г.г. 2002-2003г.г. 2003-2004 г.г. 2004-2005 г.г.

Пропуски 2,1% 2,2% 2,4% 1 полугодие 1,75%

Это пропуски без уважительной причины за учебный год на одного ученика.

Видно, что учащиеся пропускают в основном по уважительной причине:

Понимая процесс воспитания как процесс взаимодействия взрослого и детей, считаю необходимым создать условия для их развития.

Целью своей работы ставлю, развивать личность ребенка, формировать самодисциплину, ответственность. Поэтому ребята с моего класса выполняют единые требования к учащимся, кодекс школьника. При проведении классных и школьных мероприятий все ученики стремятся принять в них участие.

В 1 классе проведены мероприятия - «Моя любимая мама», «Праздник первой оценки», «Прощание с Азбукой». Дети и родители остались довольны этими праздниками. Ребята готовились с большим интересом: читали стихи, пели песни, танцевали. Радовались ребятишки, когда им вручили документы о том, что они носят гордое имя - Ученик. Во 2 классе - традиционные праздники для детей и родителей - это 23 февраля и 8 марта. Готовили подарки друг другу, поздравляли, читали стихи, пели песни. Совместные игры - соревнования очень увлекательны и интересны. В 3 классе мы подготовили и провели литературно-музыкальную гостиную «Пушкин и музыка». Готовились больше месяца. Дети открыли для себя несколько страниц из жизни великого русского поэта А.С.Пушкина. Разучивали стихи, исполняли песню на слова автора, танцевали вальс. Огромное удовольствие получили учителя, родители и сами дети. Была создана атмосфера той эпохи, в которой жил поэт: эстетическое оформление зала, костюмы участников вечера, музыкальное оформление. До проведения мероприятия проведена большая подготовительная работа по изучению биографии поэта: знакомство с семьей поэта, рассматривание фотографий, чтение книг на уроках внеклассного чтения, на уроках изобразительного искусства - иллюстрировали отрывки из его произведений, на уроках музыки слушали классические произведения Свиридова, Чуйковского. Составили альбом по мероприятию, написали сочинения «Что я испытывал, когда выступал на сцене». Ребята высказали разные мнения, но главное было то, что детям понравилась такая работа по изучению жизни и творчества поэта. Были высказаны предложения детьми, чтобы еще проводить подобные знакомства с другими классиками литературы.

Так же был проведен конкурс «Хозяюшка», который подготовили сами дети. Учителя и дети были членами жюри. На этом соревновании были конкурсы для мам:

- на лучшее исполнение песен;

- на лучшее исполнение танца «Цыганочка», «Полька»:

- на лучшего парикмахера;

- приготовление «ужина»;

- кто быстрее запеленает малыша.

После конкурсных заданий победителей и побежденных ждал чай, дети вручили мамам подарки, которые изготовили своими руками. Победители были награждены медалями и призами. Проводили такие мероприятия:

- Литературно-музыкальная гостиная «Пушкин и музыка»;

- Инсценировка сказки С.Я.Маршака «Сказка про козла»;

- Праздник «Моя любимая мама»;

- Спортивная эстафета и другие.

Большое внимание уделяю в своей работе проведению внеклассных мероприятий, т.к. считаю, что они позволяют учителю лучше узнать детей, раскрыть их способности и возможности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению в коллективе.

Стараюсь укрепить и сплотить класс, не оставляя без внимания ни одного ученика, формирую самодисциплину, чувство ответственности за порученное дело. Использовала психолого-педагогическую карту, находила хорошие качества у ученика, развивала их.

Ставлю стратегические задачи воспитательной деятельности:

  1. Гуманизация воспитательного процесса, выражающая в создании условий для развития личности. Дети сами планируют деятельность класса, выбирают те мероприятия, в которых хотели бы участвовать. Для этого использую анкетирование, диагностику.

  2. Поддержание и укрепление традиции в классе, способствующих сплочению коллектива.

  3. Совершенствование мастерства с полной отдачей сил заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.

Для решения задач опираюсь на работу классного руководителя 9»б» класса Шаповаловой Л.С., изучаю методическую литературу. Кредо моей работы: Праздность есть мать пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей.

Эпиграф воспитательной работы - это слова, принадлежащие Л,Н.Толстому: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Этому важно научить и своих воспитанников.

Еще Эмерсон (американский мыслитель 19 века) говорил, что секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Работа - это лекарство от всех болезней, горестей и разочарований.

Работать - значит жить. Не падать духом, не делать трагедии из неудач, проявлять упорство, выдержку, а также - терпение и еще раз терпение.

Воспитывая, помнить заповеди:

  • Не подсказывать готового решения, а показывать и разбирать с ребенком правильные и ложные шаги к цели;

  • Предоставить ему самостоятельность, не контролировать каждый шаг;

  • Не пропустить момента первого успеха;

  • Указать ребенку на ошибку, постараться , чтобы он осознал ее сам;

  • Оценивать не личность , а поступки. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и тоже.

  • Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете, верите в него, несмотря на его оплошность;

  • Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении;

  • Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Для воспитанников классный руководитель должен стать поддержкой, опорой, помочь им найти правильные ориентиры в жизни; преодолевать трудности, добиваться успеха.

Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за интеллектуальным ростом, необходимо проводить открытые уроки для пап и мам. Наблюдения за детьми на открытых уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь оказать своим детям.

На итоговых родительских собраниях за год, видят, чему научились их дети. Ведь они не только учатся писать, читать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, отзывчивыми, добрыми. А достигается это благодаря совместной работе учителя, родителей и детей.

Все запоминающиеся события, происходящие в нашем классе, запечатлены в альбомы, на видеозаписи. Это своеобразная летопись класса. Фотографии делают родители. Общие дела и интересы класса сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности.

На нравственное становление каждого ученика оказывает наибольшее влияние именно коллектив. Кроме того, я считаю, что нет такой деятельности в школе, классе, да и не только в школе, которая бы влияла на развитие моральных качеств ребенка . Только учителю надо видеть эти воспитательные возможности и реализовать их.






© 2010-2022