- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа кружка «Юный журналист»
Рабочая программа кружка «Юный журналист»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Эрднеева Л.А. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ульдючинская сельская национальная гимназия
имени О.Д. Мукаевой»
Рабочая программа кружка
«Юный журналист»
Утверждена: методическим советом МКОУ
«УСНГ» 05.09 2014 года;
Составитель: педагог
дополнительного образования
Эрднеева Любовь Анатольевна
Срок реализации: 2014-2017г.
Возраст воспитанников: 10-17 лет.
Ульдючины- 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным журналистам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 3 года:
1-й год: 128 часов (4 часа в неделю);
2-й год: 192 часа (6 часов в неделю);
3-й год: 192 часа (6 часов в неделю).
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Формы занятия, предусмотренные программой:
-
свободная творческая дискуссия;
-
ролевые игры;
-
выполнение творческих заданий;
-
активные методы формирования системы общения;
-
практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.
Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть учебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.
:
Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся
-
Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
-
Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
-
Умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-
Творческого мышления, познавательной активности;
-
Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
-
Коммуникативных навыков;
Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:
1-й год обучения - семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);
- самостоятельная творческая работа;
2-й год обучения - проведение ролевой игры с учащимися с позиций реального или вымышленного лица;
- конкурс творческих работ;
3-й год обучения - публикации в прессе или творческом альманахе учебной группы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные
знания:
-
из истории журналистики;
-
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
-
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
-
о законе о СМИ
и умения
-
создавать сочинения разных жанров;
-
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
-
работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
-
участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Виды деятельности обучающихся:
-
теоретические занятия;
-
творческий практикум (сочинения разных жанров);
-
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
-
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
-
анкетирование;
-
социологический опрос;
-
экскурсии;
-
творческие командировки;
-
встречи с журналистами;
-
участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
-
выпуск школьной газеты;
-
публикации в местной прессе.
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью - овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Учебно-тематическое планирование и содержание программы
Первый год обучения
№
Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего
1
Вводное занятие
2
2
2
Журналистика как профессия
8
4
12
3
Функции журналистики
6
4
10
4
Требования к журналисту
4
2
6
5
История российской журналистики
6
2
8
6
Формирование жанров журналистики
4
4
8
7
Язык журналистики
8
4
12
8
Стилистические фигуры речи
6
6
12
9
Стилистические фигуры в тексте
6
4
10
10
Итоговое занятие
4
4
11
Выпуск школьной газеты
52
52
Итого
50
86
134
Второй год обучения
№
Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего
1
Вводное занятие
2
2
2
Композиция материала
12
12
24
3
Публицистический стиль русского литературного языка
8
8
16
4
Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.
12
12
24
5
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.
12
12
24
6
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.
12
12
24
7
Технические средства журналиста.
8
10
18
8
Особенности работы журналиста в печатных изданиях
8
8
16
9
Выпуск школьной газеты
44
44
Итого
74
128
192
Третий год обучения
№
Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего
1.
Вводное занятие
2
2
1
Информационные жанры
12
14
26
2
Газетный язык и авторский почерк
12
14
26
3
Этика и мораль. Поступок и мотив
12
14
26
4
Эстетика.
12
14
26
5
Аналитические и художественные жанры Очерк и зарисовка. Стихи и рассказы
12
14
26
6
Итоговое занятие
6
6
7
Выпуск школьной газеты «Одна айс»
40
40
8
Школьные, районные, республиканские мероприятия и участие в них
14
14
Итого
62
130
192
Содержание образовательной программы
1-й год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ
Формирование представлений о профессии журналиста.
3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определённых групп;
- формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин - публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский - репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона - И. Ильф, Е. Петров.
Задания. Напишите репортаж «Мое село». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья - роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати - особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон - острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
Напишите рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».
8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
2-й год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Публицистика как особый вид литературы и журналистики.
2. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие - важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.
5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Назначение произведений аналитических жанров - сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.
6. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Задание. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.
7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.
8. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность. Методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.
3-й год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Вводная мини-лекция преподавателя. Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря.
2. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
3. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря.
4. ЭСТЕТИКА.
Эстетика как философская категория.
5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ.
Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы).
6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.
Методическая литература для педагога.
-
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
-
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
-
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
-
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
-
правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
-
Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
-
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
-
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
-
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Методическая литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992
6. Тексты, обозначенные в содержании программы.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;
стулья: 16 штук.
Технические средства: компьютеры: 9 штук; фотоаппарат, видеокамера, телевизор.
У каждого ребенка - блокнот, ручка.