Классный час на тему «От экологии природы к экологии души»

"Выдержка из материала: Данный классный час является актуальным для нашего времени, потому что люди перестали ценить то, что умеют вокруг. Его может использовать любой классный руководитель для своей методической копилки.Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.  Формы: Совместные, групповые. Ход занятия. I. Организационный этап. - Здравствуйте! Я рада, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание. Уверена, что наше сотрудничество сегодня и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сарбаева Наталья Александровна- воспитатель, учитель начальных классов

КГБОШИЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей», г. Барнаул

Классный час на тему: «От экологии природы к экологии души».

(занятие с учащимися 16-17 лет)

Цель:

  • Показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Задачи:

  • Формировать и закрепить нравственное отношение к окружающей среде у подростков.

  • Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение, положительные эмоций и чувства, связанные с заданной проблемой.

  • Воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер (фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения, памятка экологического календаря.

На доске тема: «От экологии природы к экологии души». (спрятана)

Эпиграфы:

"Кто не любит природу, тот не любит человека". (Ф.Достоевский.)

"Охранять природу - значит охранять родину". (М.Пришвин.)

"Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения". (К.Паустовский.)

«Для того чтобы жить - человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок...» (Г.Х. Андерсен)

Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы: Совместные, групповые.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте! Я рада, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание. Уверена, что наше сотрудничество сегодня и всегда будет успешно. Предлагаю вам в начале нашего занятия провести следующее упражнение, которое мы назовём: «Здравствуй, сосед!» улыбка + комплимент. Они ничего не стоят, но многое дают.

Спасибо. У вас замечательные, милые улыбки и хорошее настроение, судя по комплиментам, вы настроены на уважение друг к другу и деловой разговор.



II. Постановка проблемы, темы и цели занятия.

"Я - ПЛАНЕТА". Когда произносишь эти слова - Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить...

Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.

"Живая душа природы". "Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым..." - так или примерно так сказал однажды Маленький принц.

Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.

- Я предлагаю вам посмотреть фильм и попробовать пропустить его через свою душу. (демонстрация фильма) moyapartiya.ru/video/yekologija/yekologija-problema-zemli-ecology-the-problem-of-the-earth.html

- Опишите свои чувства после просмотра. (ответы учащихся)

- Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические проблемы)

- Предложите варианты темы занятия. (ответы учащихся)

- Все ваши варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали ваши варианты с моим? (ответы учащихся)

- Как вы понимаете, что такое "экология природы" и "экология души"? (ответы учащихся)

- Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)

III. Актуализация знаний учащихся.

- Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)

- Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить. Всякая наука оказывает людям огромную помощь но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Экология - молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой - усугубляют экологические проблемы.

За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.

- Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

- Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.

(Один учащийся читает стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания»)

До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.

Это - личная их беда,
За нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь - направо и ветвь - налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.

Он - мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет:
Хочет что-то придумать, чтоб
Самого себя уничтожить.

Он подпер подбородок рукой -
Вождь прогресса, краса и гордость...
Он - придумает! Он - такой!
Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!

А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты...
Да неужто и человек -
Тупиковая ветвь природы?!

- Назовите проблему. (ответы учащихся)

IV. Работа по группам.

- Предлагаю вам поделиться на 5 групп и поработать в них. Ваша задача- разгадать загадки и выбрать вариант ответа на вопрос из карточки. Время работы 5 минут.

Карточка № 1.

  1. Есть три брата родные: один ест - не наестся, другой пьет - не напьется, третий гуляет - не нагуляется.

  2. Что человек всегда видит и чего никогда достать не может?

  3. Есть на свете конь - всему миру не сдержать.

  4. И тонок, и долог, а сядет - в траве не видать.

1.Чем страшна пленка нефти толщиной всего в "одну молекулу" на поверхности океана?

а) мешает дышать живым организмам;
б) препятствует испарению;
в) уменьшает поток энергии океана.

Карточка № 2.

  1. Бежать, бежать - не добежать, лететь, лететь - не долететь.

  2. Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается.

  3. Не зверь, не птица, а в избу просится.

  4. Лежит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар варит без огня, баран ест безо рта.

2. Можно ли избавиться от всемирной беды - скопища полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?

а) невозможно;
б) есть надежда;
в) абсолютно невозможно.

Карточка № 3.

  1. Иди, иди, а конца не найдешь.

  2. Сито вито кругловато, кто ни взглянет, тот заплачет.

  3. Расходится детина - удержу нет, уляжется - не видать, не слыхать.

  4. Что в руках не удержать?

3.Когда же день именин у Земли?

а) 22 декабря;
б) 22 июня;
в) 22 апреля.

Карточка № 4.

  1. Двое стоячих, да двое лежачих, два разбойника, разорителя.

  2. Что выше леса, краше света, без огня горит?

  3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

  4. Кругом вода, а с питьем беда.

4. Почему так уязвимо озеро Байкал и его экосистема?

а) очень капризное и своенравное;
б) очень чистое и подсоленое;
в) очень древнее и глубокое.

Карточка № 5.

  1. Сито вито, решетом покрыто.

  2. Мету, мету - не вымету, несу, несу, - не вынесу, пора придет - сам уйдет.

  3. Горя не знает, а слезы проливает.

  4. На всех садится, никого не боится.

5. Сколько "дырок" в озоновом слое могут проделать космические ракеты?

а) очень немного;
б) не могут;
в) очень даже могут

(Каждая группа озвучивает свои ответы, если у других групп есть дополнения или противоречия, то идет совместное обсуждение).

- А теперь общий вопрос для всех:

- Что нас ждет в ближайшем будущем по "большому счету"?

а) ничего хорошего;
б) светлое будущее;
в) никакого будущего.

(ответ учащихся)

- Правильно! Ответ (а). Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. Так видит судьбу планеты С. Красносельский, и, будучи специалистом в области экологии, с ним нельзя не согласиться.

- По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

  • Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

- ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

V. Беседа о нравственности.

- Вашему вниманию предлагается слайд. Внимательно прочтите это четверостишие, найдите в нем ключевые слова. (показ слайда)

Прости, Земля, прости, прости, прости.

Мы, люди, так тебя обидели.

Груз совести за это нам нести.

На многое смотрели и... не видели.

(Ответы учащихся: прости, земля, люди, обидели, груз совести).

- Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)

- Как вы понимаете, что такое "нравственность"? (ответы учащихся)

- Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках.

(Один учащийся читает отрывок из поэмы Р. Рождественского "Монолог царя зверей")

В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки...
Человек! Ты послушай Царя терпеливых зверей.
И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.

Я - последний из львов, но пускай за меня говорят -
Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность.
И дельфинья семья, за которой неделю подряд
С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость

Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф
И подстреленный лебедь, и чайки - по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину...
Ты - бесспорно - вершина природы, мой брат - человек.
Только где и когда ты встречал без подножья вершину?

Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля.
Ты - хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас - ты представь! - разве будет землею земля?
Но без нас - ты пойми! - разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.
Океан разольется огромной протухшею лужей.
Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки.
И растет скорострельность твоих замечательных ружей.

Всё твоё на планете! а нашего - нет ничего.
Так устроена жизнь, мы уже лишь на чучела сгожи.
Зоопарки твои превосходны, да жаль одного:
Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи...

Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли.
Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю этой печальной земли.
Человечьи детеныши вспомнят о нас. И заплачут...

Мы - пушистые глыбы тепла. Мы - живое зверьё.
Может, правда, что день ото дня мир становится злее?..
Вот глядит на тебя поредевшее царство моё.
Не мигая, глядит. И почти ни о чём не жалея.

И совсем ничего не прося. Ни за что не коря.
Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается...
Я с седеющей гривы срываю корону царя!
И реву от бессилия... А что мне еще остаётся?

- Какие чувства у вас возникли? (ответы учащихся)

- "Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди" (Б. Шоу).

- А что значит жить как люди? (ответы учащихся).

- Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: "как аукнется, так и откликнется", - так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»

VI. Итоговый этап.

- А теперь вернитесь к эпиграфам нашего занятия и скажите согласны ли вы с этими высказываниями, подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся)

- В завершении нашего с вами занятия прочту несколько высказываний.

- Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

- «Я сорвала цветок - и он увял. Я поймала мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». Е.Л. Прасолова



- Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

- Вот и я говорю вам ребята: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»

- Хочу раздать вам подарки в виде памятки экологического календаря, чтобы вы не забывали о праздниках природы. Всем спасибо за участие!

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

Список литературы:

  1. «Сибирский экологический журнал». Новосибирск, 2012. № 3

  2. Толковый словарь по охране природы / Под ред. В.В. Снакина. - М.: Экология, 1995. - 191 с.

  3. Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. - М., 1993.

  4. Молодцова З.В. В стране экологических загадок. - Новосибирск, 1996.

  5. jmkn.ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija.html

  6. rogdestvenskij.ru/



© 2010-2022