Конспект выступления на школьном методическом совете на тему Метод проектов: новое или хорошо забытое старое?

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов. Новое или хорошо забытое старое?

Ведущее место среди методов личностно-ориентированного обучения в современной школе принадлежит методу проектов.

Данный метод не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником Килпатриком.

Основа метода - идея о необходимости учебно-познавательной деятельности школьников, реализуемой в процессе решения практически и теоретически значимой проблемы

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

По мнению современных историков педагогики резкое снижение качества обучения при применении метод проектов в России начала 20 века имело следующие причины:

  • отсутствие подготовленных педагогических кадров;

  • слабая разработанность методики проектной деятельности;

  • «гипертрофия» метода проектов в ущерб остальным методам обучения

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.

При реализации метода проектов в школьном обучении осуществляются последовательно 5 этапов. Их условно называют «5 П»:

  • планирование

  • поиск информации

  • продукт

  • презентация

  • портфолио

Важно, что каждый из этапов должен иметь свой продукт.

Циклограмма работы над проектом имеет следующие этапы:

  • определение предмета, темы, цели, задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца);

  • выполнение работы (2-3 месяца);

  • предзащита работы;

  • собственно защита на экспертном совете школы;

  • подведение итогов: общешкольная конференция

Окончательным продуктом проектных работ могут быть:

  • анализ данных социологического опроса;

  • бизнес-план;

  • видеоклип;

  • видео-фильм;

  • выставка;

  • газета;

  • журнал;

  • законопроект;

  • игра;

  • карта;

  • коллекция;

  • костюм;

  • макет;

  • модель;

  • письмо;

  • праздник;

  • прогноз;

  • путеводитель;

  • серия иллюстраций;

  • сказка;

  • справочник;

  • сравнительно-сопоставительный анализ;

  • статья;

  • сценарий;

  • учебное пособие;

  • чертёж

  • Web-site;

  • пакет рекомендаций;

  • музыкальное произведение;

  • компьютерная презентация;

Как и результаты выполнения любой учебной деятельности, результаты проекта оцениваются. Вот какова система оценки проектных работ:

  • самостоятельность работы над проектом;

  • актуальность и значимость темы;

  • полнота раскрытия темы;

  • оригинальность решения проблемы;

  • артистизм и выразительность выступления;

  • как раскрыто содержание проекта в презентации;

  • использование средств наглядности, технических средств;

  • ответы на вопросы

Любой проект должен иметь паспорт, в котором указаны следующие его характеристики:

  • название;

  • руководитель;

  • консультант(ы);

  • учебный предмет(ы), в рамках которого проводится;

  • возраст учащихся-участников проектных групп;

  • состав проектной группы (групп);

  • тип проекта

  • заказчик;

  • цели (практическая и педагогическая)

  • задачи;

  • проблема проекта;

  • необходимое оборудование;

  • аннотация (актуальность, краткое содержание);

  • предполагаемые продукты;

  • этапы работы;

  • предполагаемое распределение ролей

В современной практике реализуются самые различные проекты.

Классификация по признаку комплекстности включает следующие виды:

  • монопректы

  • межпредметные проекты.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными
.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности выделяют:

  • мини-проекты (1-2 урока);

пример: составление рекламного модуля на английском языке, 11 класс

  • краткосрочные проекты (4-6 уроков);

пример: «Элемент 20 века», химия, 10 класс

  • недельные проекты (1 неделя)

  • годичные проекты

например: работа ученического научного сообщества

При осуществлении краткосрочных проектов уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группе в ходе проектной недели. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видео-съёмки).

Проектная неделя - оптимальная форма осуществления проектной деятельности.

И наконец, пожалуй, самой распространенной является следующая градация видов метода проектов:

Практико-ориенированный проект - нацелен на социальные интересы самих учащихся проект или внешнего заказчика.

Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по развитию экономики России.

Исследовательский проект по своей структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нестандартный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметные. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, "зрелость", заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запросучителю в ситуации "дефицита" информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса взависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях "открывают" и доступно для себя формулируют необходимые "Правила общения", регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная "интеллектуальная зрелость". Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К "интеллектуальной зрелости" также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.


Список использованной литературы:

1. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. - 2005. - №6.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. - 2005. - №9.

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. - 2004. - №2.

5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. - 2003. - №6.

6. festival.1september.ru

7. revolution.allbest.ru

8. sch1106.mosuzedu.ru

Конспект выступления на школьном методическом совете на тему Метод проектов: новое или хорошо забытое старое?

11

© 2010-2022