Урок Мужества «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны»

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы не только защитнику Родины, но и каждому человеку. Цель:      Помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.      Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа.      Содействовать воспитанию любви и гордости за свою Родину. Урок рассчи...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ №904






Урок Мужества


Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны





Руководитель музея

Боевой Славы «Патриот»

Оськина Татьяна Семеновна








2014 год

Урок Мужества: Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны.


Цель:

Помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.

Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа.

Содействовать воспитанию любви и гордости за свою Родину.

Руководитель музея:

Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости: участники Московской битвы Аксенов Ю.В., Козлова А.И., участник 1-го Прибалтийского фронта Иноземцев В.А., председатель Совета ветеранов Рассказов В.А. и гости. Давайте поприветствуем их.

Звучит песня «Вставай, страна огромная!»

Руководитель музея:

Тема нашего с вами сегодняшнего урока: «Тыл в годы Великой Отечественной войны».

Мы сегодня с вами более подробно познакомимся с жизнью советского тыла, его ролью как одного из факторов победы над фашистской Германией.

«В истории России войны - это тяжкий труд всего народа» (В.О. Ключевский). В этом высказывании кроется и проблемный вопрос, ответ на который вы сформулируете сами.

Вячеслав Михайлович Молотов 22 июня 1941г обратился: «Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявлений претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…

Заканчивая свое выступление словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Тихая и безмятежная жизнь советских людей прервалась 22 июня 1941г. страшным известием - началась война. В первые дни войны тысячи добровольцев отправились на фронт. Они понимали, что идет война, что стране трудно, что своим трудом и подвигом они могут приблизить час Победы.

Вся история войны от событий 1941г. до последних сражений Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гумманости над варварством.

Да, время неугомонно идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

Выступление ученика:

«3 июля1941 года по радио выступил Сталин, обращаясь к народу с историческим воззванием: «Братья и сёстры». В речи говорилось о необходимости единства народа перед лицом смертельной опасности.

Сталин называет войну, которую развязали фашисты, всенародной, Отечественной. Обращаясь к народу со словами «Братья и сестры!», Иосиф Виссарионович говорит об общей для всех беде, которая нависла над Советским Союзом. Чувство единства многонационального народа и власти в час смертельной опасности позволило забыть многие обиды и ошибки властей и мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

(выступление Иноземцева Валентина Алексеевича)

Ученик:

Рассказывая о подвиге человека в тылу, мы с большим уважением относимся к традициям нашей необъятной Родины и её героям. Уходили на фронт отцы, старшие братья. От мирных, привычных забот не осталось и следа. А главное место на селе заняли их матери, жены, сестры. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов, т.е. вся работа в колхозе легла на плечи женщин. А впереди ждали голодные времена, когда ели все подряд - траву, замороженную картошку.

Ученица:

Наравне с мужчинами молодые девушки пилили деревья двуручной пилой. Старики и дети работали на заводе, им выдавали паек 600 грамм хлеба и суп из крапивы, из одежды - матерчатые ботинки с деревянной подошвой, а так всю войну были обуты в лапти, одеты в фуфайки. Жили в палатках, зимой топили железные печки. Все новости о войне рабочие узнавали из уст начальников. На заводе они работали на станках, точили для танков пластины. Девушки понимали, что чем лучше будут делать своё дело, то тем самым будут мстить фашистам, приближая День Победы.

Ученик:

Победа в войне - это и победа тружеников тыла. Своим трудовым подвигом они подтверждает крылатые слова: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». За заслуги в период работы в тылу врага многие были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Ученица:

Жизнь человеку даётся один раз. Но прожить достойно удаётся далеко не каждому. Судьба простых людей - это судьба всей страны. Их жизненный путь - это достойный пример порядочности, трудолюбия, огромного патриотизма для юного поколения.

Выступление председателя Совета ветеранов Рассказова В.А.

День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся как к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, кормили и одевали армию. Работали по 16-18 часов, без выходных и отпусков. За эти четыре трудных года люди совершили беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравнивается к воинам-победителям.

Руководитель музея

Вся тяжесть в эти грозные годы легла на плечи женщин и детей Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись нашей истории.

В годы войны промышленность Москвы была перестроена на военный лад.

«Всё для фронта, всё для победы!» С этими мыслями жили и трудились москвичи в годы войны, проводившие на фронт сыновей, отцов, мужей.

Женщины, старики, подростки вставали к станкам, добывали топливо и варили сталь, водили автомашины, работали на тракторах и комбайнах вместо ушедших на фронт мужей, сыновей, отцов. Вера в справедливость, уверенность в победе жила в сердцах людей. Победа Советского Союза в Отечественной войне была бы немыслима без самоотверженного титанического труда рабочих и крестьян, инженеров и конструкторов, полной самоотдачи ведущих деятелей науки и культуры, мобилизовавших советский народ на разгром агрессора.

(Слово участнице Московской битвы

Козловой Александре Ивановне)

Ученик:

Посильную помощь фронту оказывали дети.

В городах они собирали обыкновенные стеклянные бутылки, которые потом рабочие военных заводов начиняли горючей смесью. Дежурили на крышах домов, чтобы вовремя погасить зажигательные бомбы. Помогали ухаживать за ранеными. Деревенские ребята наравне с взрослыми работали в поле, в ремонтных мастерских, ухаживали за скотом.

(Слово участнику Московской битвы

Аксенову Юрию Васильевичу)

Ученик:

Труден был путь к Победе. Мы ничего не забыли: ни безмерных трудностей, ни горечи невосполнимых утрат, отдаём дань уважения славным воинам и труженикам тыла.

Труженики тыла работали с огромным напряжением духовных и физических сил. Это был не разовый порыв энтузиазма или рекорд одиночек, а массовый трудовой героизм повседневной работы на грани человеческих возможностей. Девиз «Все для фронта, все для победы!» стал для них суровой осознанной необходимостью и смыслом жизни. Иначе нельзя было выстоять и победить…

Война постучалась во многие семьи. И не было в стране семьи, которая бы в годы ВОВ не потеряла бы отца, мать, сына, дочь, брата, сестру, мужа, жену, родственника.

Во многих семьях бережно хранят военные реликвии: фотографии, пожелтевшие от времени, письма, вырезки из газет, военную форму, предметы личного обихода: бинокли, фляжки кружки … И все это составляет архивную семейную военную шкатулку.

Сейчас Тимохина Женя поделится с нами материалами из архивной военной шкатулки своей семьи.

(Рассказ о бабушке)

Теперь давайте попытаемся сделать вывод, обращаясь к проблеме, которую мы ставили в начале урока. «В истории России войны - это тяжкий труд всего народа»

- Ответы учащихся

  • Увеличение рабочего времени,

  • отмена выходных,

  • суровые наказания за опоздания,

  • эвакуация и налаживание производства

  • подчинение жизни тыла фронту и т.д.


Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
шагает память о войне…

Руководитель музея:

Человек - это защитник своего Отечества. Он обязан любить, заботиться и сохранять традиции своей Родины. С уважением относиться к другим народам, желание служить своему Отечеству.

О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех, кто не вернулся, и о тех, кто вернулся с искалеченной душой. Но, несмотря на все жизнь продолжается.

Ученик:

Мы помним про подвиг, свершенный когда-то. Дорогу отцов продолжают сыны. Спокойны и счастливы, будьте, солдаты - Герои давно отгремевшей войны…

Каждый из нас после сегодняшнего урока Мужества прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни. И совершенно прав поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она как правда нам нужна.



Руководитель музея:

Благодарим Вас, уважаемые гости, что нашли время прийти к нам и поделиться своими воспоминаниями. Ждем вас.



Выступали:

Участница Московской битвы Козлова Александра Ивановна

Участник Московской битвы Аксенов Юрий Васильевич.

1-й Прибалтийский фронт Иноземцев Валентин Васильевич.

Участник войны Ивашов Иван Михайлович

Председатель Совета ветеранов №5 района Царицыно Рассказов Валентин Алексеевич


Вопросы к ветеранам:


  1. Где Вы воевал и кем был на войне?

  2. Расскажите о своих боевых товарищах.

  3. В каких фронтах Вы участвовали?

  4. Довольны ли они тем, что защищали и за что боролись?

  5. Страшно ли было на войне?

  6. Хотелось ли когда-нибудь убежать с поля боя?

  7. Страшно ли было убивать фашистов?

  8. Расскажите о самом памятном эпизоде войны.






© 2010-2022