«Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы »

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.В соответствии с социальным заказом  Я поставила перед собой  цель. ·        объединение усилий школы и семьи по вопросам воспитания, формирующего у детей и подростков жизненные ценностные ориентиры и потребность в здоровом образе жизни;·        гармонизация и... -расширять представления учащихся о  среде негативных явлений
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План работы учителя-исследователя Учайкиной Елены Ефимовны МКОУ СОШ с.Галахово

по теме «Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы »


учитель начальных классов Учайкина Елена Ефимовна Ноябрь-декабрь 2009-2010 уч.год

Цель работы:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.

Задачи:

- воспитательная- формирование культуры здоровья у каждого ребёнка, в каждой семье, воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;

- обучающая- для детей: подбор материала для обучения детей нормам здорового образа жизни, развития задатков и склонностей к различным видам спорта, формирования и совершенствования двигательных навыков;

- для педагогов: знакомство с принципами построения здоровьесберегающих технологий, критериями здоровьесберегающих уроков, признаками комфортности и дискомфорта на уроке, практическими приёмами работы по

здоровьесберегающим технологиям;

- Обобщение опыта педагогов школы по данной теме;

- знакомство коллег с передовым опытом учителей, работающих по здоровьесберегающим технологиям в школах округа.

План :

1 год работы

1. Изучение теоретического материала

2. Анкетирование

3. Подбор материалов для мониторинга

октябрь (№1)

1. Знакомство с участниками творческой группы. Постановка цели и задач творческой группы

2. Актуальность программы «Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы » отв. Кононова Н.А.

3. «Здоровье школьника : актуальные проблемы и пути их решения».

ноябрь(№2)

1. Школьные нагрузки и здоровье.

2. Здоровье школьника. Определение понятия « здоровья» как основополагающее в характеристике здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Подготовка к выступлению на пед. совете по теме «Здоровьесберегающие технологии».

декабрь (№3)

1. Определение понятия

« Здоровьесберегающие образовательные технологии» . Классификация здоровьесберегающих технологий .

2. Знакомство со статьёй В. Базарного «Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся».

3. Разработка анкеты для школьников и родителей « Режим дня»

январь (№4)

1. Проведение анкеты « Режим дня»

2. Обработка анкет « Режим дня»

3. Подбор материала для родителей по теме

« Правильный режим дня и двигательной активности детей- основа здоровья ребёнка»

март (№5)

1. Обсуждение программы по адаптации первоклассников «Ступенька в школу», разработанной Хохлова Т.В.

2. Составление анкеты для родителей «Состояние здоровья школьника»

апрель(№6)

1. Обсуждение Программы пришкольного лагеря и плана мероприятий в нём с точки зрения сохранения здоровья школьников

2. Оформление стенгазеты для летнего лагеря о пользе закаливания, правилах поведения на воде и солнце.

3. Разработка мероприятий для школьного лагеря по теме « Важно быть всегда здоровым»

май (№7)

1. Консультация с медсестрой , составление справки о состоянии здоровья школьников начального звена по результатам медосмотров.

2. Подведение итогов работы: трудности, задачи на следующий учебный год.


Анализ работы работы учителя начальных классов МКОУ СОШ с. Галахово по теме

«Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы »

В 2013-2014 уч. году Я, Учайкина Е.Е., работала над проблемой «Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы »

Основная миссия школы:создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной школы в соответствии с задачами, поставленными в рамках приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».

В соответствии с социальным заказом Я поставила перед собой цель.

· объединение усилий школы и семьи по вопросам воспитания, формирующего у детей и подростков жизненные ценностные ориентиры и потребность в здоровом образе жизни;

· гармонизация и оптимизация учебно-воспитательного процесса с точки зрения сохранения здоровья учащихся;

· организация здоровьесберегающего образовательного пространства с учетом требований СанПиН;

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

-проводить социологические исследования, направленные на изучение образа жизни родителей и учащихся;

-организовывать и проводить обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;

внедрять новые методики и формы работы с семьей по данному направлению;

-создавать психологически комфортный климат в школе;

-проводить дальнейшее развитие психолого-педагогической и логопедо-медицинской служб школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

-формировать систему мероприятий по сохранению здоровья участников образовательного процесса;

-проводить мониторинг качественных изменений в показателях здоровья участников образовательного процесса;

-использовать материально - технический потенциал школы и другие ее возможности для формирования жизненных навыков, позитивного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих;

-отслеживать санитарно- гигиеническое состояние школы;

-организовывать полноценное сбалансированное питание с учетом особенностей состояния здоровья детей и контроль над питанием в школьной столовой;

-помогать педагогам осваивать новые формы и методы деятельности, использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

-контролировать гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объем домашних заданий и режима дня;

-оптимизировать двигательный режим;

-расширять представления учащихся о среде негативных явлений

Над этой проблемой я работаю с 2008 года.

В течение первого полугодия 2013-2014 уч. года проведено 4 заседания, на которых рассматривались теоретические вопросы и разрабатывались анкеты для детей, родителей и учителей начальной школы

Анкета « Режим дня первоклассника» разработана на основе материалов мониторинга при проведении эксперимента в МКОУ СОШ с.Галахово. Сводная таблица « Режим дня первоклассника» послужила основой при подготовке родительского собрания в 1 классе.

Учайкина Елена Ефимовна выступала на педагогическом совете по некоторым вопросам: « О школьных факторах риска» , « Об адаптационном периоде первоклассника», « О роли пальчиковой гимнастики и других видах физминуток для предотвращения утомляемости среди детей».

был оформлен стенд « Здоровьесберегающие технологии в школе».

Сейчас мы находимся на 1 этапе работы над проблемой( сбор теоретического материала и анкетирование), изучаем теоретический материал, знакомимся со статьями периодической печати, создаём анкеты и проводим первоначальный сбор данных для изучения проблемы.

Во втором полугодии будет проводиться изучение теоретического материала, анкетирование учащихся и родителей начальной школы. А также помощь в организации и проведении классных часов, пропагандирующих здоровый образ жизни, спортивных мероприятий. Школьников необходимо обучать тому, чтобы они понимали, что физическая активность способствует улучшению настроения, хорошему самочувствию, снимает тревогу, усталость, депрессию и психосоциальный стресс, а также может стимулировать познавательные процессы.

Практическая работы состоит в подготовке материала и оформления стенда для пришкольного лагеря по теме здоровье, подготовки материала для родительского собрания и бюллетеня для родителей, разработке мероприятий для пришкольного лагеря и классных часов. Эта задача будет стоять и в следующем учебном году.

В следующем учебном году необходимо не только изучать теоретический материал, но и на практике применять полученные знания и материалы анкетирования, пропагандировать здоровый образ жизни, разработать материал для дневника здоровья школьника. А также необходимо знакомить с полученными данными коллег и родителей, наладить общение с другими творческими группами , работающими по этой теме для обмена опытом и обсуждения материала.

Здоровьесберегающие технологии на уроках.

Доклад учителя начальных классов Учайкиной Е.Е.

Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий в начальной школе. Уже более 5 лет я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время, большую помощь в этом мне оказывают родители моего класса и администрация школы. И начали мы с того, что был сделан ремонт класса. В классе есть новая доска, имеется много зелени. Но хочу обратить Ваше внимание на то, что очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники.

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом первого урока. Например:

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале каждого урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен - лечись, а здоров - берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду - и денег добуду.

В середине учебного дня в нашей школе проводятся динамические часы на пришкольной спортивной площадке. А во время перемены у нас проводятся специальные оздоровительные игры. Приведу лишь один пример игры под названием «Театр пантомимы». Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения: поезда, самолёта, гусеницы, черепахи, змеи, медведя и т.д. При выполнении упражнения дети не должны отрывать свои руки от плеч товарища. Главное условие - слаженное и чёткое выполнение упражнения детьми, единение мыслей, чувств и движений.

Здоровьесберегающие технологии на внеклассных мероприятиях.

Цели и задачи таких мероприятий - формирование навыков здорового образа жизни. Мною разработаны сценарии утренников, уроков здоровья, викторин и спортивных мероприятий. Вот названия некоторых из них: «Весёлое путешествие в Страну Природы и Здоровья» (спортивно-конкурсная программа), «Праздник Здоровья» - утренник, в котором участвуют Винни Пух, Пятачок, Кристофер Робин, Лисица-медицинская сестрица и Доктор, Урок здоровья в младших классах: "Дорога добра и Гарри Поттер", его цели:

  • обучение жизненно важным навыкам;

  • формирование у детей младшего школьного возраста навыков ответственного поведения;

  • воспитание здорового образа жизни.

Заканчивая своё выступление, я хочу сказать, что вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов в лес.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.



© 2010-2022