- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект классного часа-тренинга Как избежать конфликтов
Конспект классного часа-тренинга Как избежать конфликтов
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Канева Л.Н. |
Дата | 06.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49»
Методическая разработка
классного часа
«Как избежать конфликтов».
Исполнитель:
Учитель
Канева Любовь Николаевна.
г. Печора, Республика Коми
2014 год.
Форма проведения: игра с элементами тренинга.
Цель: формирование умений и навыков более адекватно оценивать житейские ситуации. Правильно выходить из конфликтов. Научить доброжелательному отношению к людям.
Оформление кабинета: На стенде оформлены стихи - рубаи Омара Хояма, древнего философа и математика.
К лазурным солнечным лучам ведет дорога всех,
Будь в жизни честен, смел и прям - ждет тебя успех!
***
Надежду - солнечную нить - на счастье люди ткут;
Сумеешь лучик сохранить - удачи дни придут.
***
Люде подводит нрав дурной, а добрым поведением
Того достигнешь, что иной не купит и за деньги.
***
Добро безмерно, как вода Бездонного колодца;
Будь добрым к людям, и всегда добро к тебе вернётся.
***
Всё, что в душе твоей хранится и доброго, и злого, -
Всё может ближнему отрыться волшебной силой слова.
***
Любого встречного в пути в знакомцы не бери,
С любым знакомым не сиди до утренней зари…
***
Для бранных и гневливых фраз не открывай уста;
Губам людей противна грязь, полезна чистота.
Не лезь в огонь и к банному котлу
Не прижимайся, если он в пылу.
Тактика ведущего: занятие требует тщательной подготовки, оно задает тон в системе взаимоотношений в группе. Важно использовать такие методики и такие знания, которые позволяли бы участникам как можно быстрее избавить от чувства волнения, эмоциональной напряженности и активно включаться в процесс групповой деятельности. При отсутствии фазы «размораживания» могут актуализироваться различные формы защитного поведения участников (отказ, стеснение, агрессия, напускная грубость и бравада).
Содержание занятий: Краткое вступительное слово ведущего, разъясняющего и задачи предлагаемого тренинга. Знакомит с принципами работы в группе:
- быть интересными и активными;
- слышать и слушать друг друга;
- работать в группе не пропуская не единого задания;
- уважать мнение других товарищей.
Процедура знакомств (выбор имени):
Эта процедура вызывается тем, что ряд участников испытывает чувство волнения и тревоги, боясь, стесняясь других. Имена могут быть предложены участниками или придуманы ими самими. Например: солнышко, ягодка, жук, бабочка, стрекоза и др. Оформляются они в виде карточек, которые прикрепляются к одежде, и не снимаются на всё время проведения тренинга.
1 этап.
- Энегезатор. Встаем в круг. У ведущего в руках катушка ниток, которую он предлагает передавать тому, кому хочется. Нитка вытягивается от участника к участнику и образует «паутину». Ведущий предлагает потянуть нить, объясняя тем самым, что существует видимая и невидимая связь между людьми, что мы все зависим друг от друга.
2этап. «Мозговой штурм». «Как мы оцениваем друг друга».
Задание 1.
Давайте по фантазируем какие могут быть характеры у людей. Предлагаются 3 карточки, на каждого участника:
-
Толстый;
-
Худой;
-
Спортсмен.
-
Коренастый, толстенький, небольшого роста, с короткими ножками и круглым животиком. У него румяные щечки, толстые губки, и нос картошкой.
-
Худой, сутулый с длинным носом.
-
Спортивного телосложения, свободный разворот плеч, подтянутый живот. Очень стройная атлетическая фигура.
Я вам назову15 качеств, а вы попробуйте выбрать походящее определение для этих людей из списка:
Общительный, завистливый, гордый, скрытный, застенчивый, весельчак, угрюмый, простак, пижон, зануда, добряк, вспыльчивый, смелый, хитрый.
Возможен другой вариант. Задание с качествами характера, можно раздать на листочках, каждому участнику индивидуально.
Карточки собираются в три стопки: толстый, худой, спортсмен и сравниваются примерные определения.
Ведущий. Люди не сговариваясь, в большинстве случаев, именно так воспринимают внешность друг друга. В своих ожиданиях невольно судим людей по их внешности. Мы пленники своих «ловушек». Видели во внешности человека «черты героя» или наоборот. Не видим ли мы часто то, что хотим видеть? Ожидаемое - за действительное?
Команду можно разделить на две команды для сплочения коллектива.
Сделать это можно считалочкой или любым другим способом. «Опишите настроение человека». На команду выдается по одному листу с нарисованной мимикой лиц людей. Нарисовано не сложно, схематично. «Точка, точка, запятая - вышла рожица смешная».
Обозначьте настроение человека: грусть, веселье, злость, ехидство, печаль, добродушие, озабоченность, усталость, задумчивость, хандра, уныние, хорошее расположение духа, расстройство, миролюбие, активность.
Пример: о гаснущем настроении «как лампочка». Затем поменять листочки между командами и определить, много ли совпадений во мнении.
Задание 3.
Размышление на тему «Почему Маугли прижился в волчьей стае?».
Потому, что принял образ жизни, повадки, поведение этих животных. В жизни дети «Маугли», живущие с животными в стаях, уже никогда не могут приспособиться к поведению людей. Такие случаи бывали в обществе. С такими людьми и детьми работают ученые психиатры и психологи.
Вопросы для обсуждения:
Причины конфликта с точки зрения «Маугли»?
Причины конфликта с точки зрения людей?
Предлагаются три конфликтных ситуации.
Ситуация 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах.
Ситуация 2. Иногда приходится стоять в очереди. Как вы реагируйте, если кто-то лезет в обход.
Ситуация 3. Если на улице или в транспорте вам наступили на ногу? Опишите вашу реакцию.
Вы можете высказать свое мнение для обсуждения этих ситуаций.
Для этого задания есть карточки подсказки, которые развешаны на стенде.
Подсказка к 1 ситуации:
-
Не принимаю участие.
-
Активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
-
Кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой.
Подсказка к 2 ситуации:
-
Выскажусь, не стесняясь в выражениях.
-
Сухо сделаю замечание.
-
С возмущением посмотрю на обидчика.
Подсказка к 3 ситуации:
-
Сделаю замечание.
-
Пройду вперед и начну наблюдать за порядком.
-
Возмущаюсь в душе, но молчу - себе дороже.
Задание 4.
Дайте совет другу, подруге как можно избежать конфликта.
На ватмане изображено дерево (ствол, и ветки), Клеящаяся бумага (стикеры) зеленого цвета (листья) на которых участники пишут советы и приклеивают на ветви дерева.
Задание 5.
Завершающая установка на доброжелательность.
Встать в круг. Взяться за руки и сказать добрые слова и пожелания стоящему товарищу по часовой стрелке. Пока хорошие слова не вернутся к первому игроку.
Девиз: « Что пошлёшь в этот мир, то тебе и возвращается».
Пословицы и поговорки:
«Возле людей живи да потирайся и ума набирайся».
«Всегда и всюду будь лицом к люду» (то есть к народу).
«Держи с народом связь - не ударишь лицом в грязь».
«Каков характер, таковы и поступки».
«С виду тих, да характер лих».
«Слово сказал, как узлом завязал».
«Характер определяет человека».
Пословицы и поговорки написаны на листочках. После окончания классного часа - тренинга подарить участникам на память.