Классный час Культура личности - духовная ценность

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Культура личности - духовная ценность

Цель: Формирование стремления к самопознанию и пониманию мира других людей.

Задачи: 1. Помочь каждому стать лучше, убедить в том, что человек должен самосовершенствоваться; осознать себя как личность, понять своё предназначение в жизни.

2. Воспитывать духовно-нравственную личность

3. Развивать творческие способности.

Оборудование: плакат «…самое полезное в жизни - само совершенствовать своё познание или разум, и в этом состоит высшее счастье или блаженство человека.» Спиноза; презентация; слова на доске.

Ход занятия

Организационный момент

Вводная часть

ТРИЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА:

Тело (физ.) → Душа (черты характера) → Дух (ценности)

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

Основная часть

- Какие бывают ценности?

1.Материальные (способствуют жизни):

Простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);

Более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства)

2. Духовные - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности - результат человеческой деятельности. Духовные ценности - особые.

Что это и какое действие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры - не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической - они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.

Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы - без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.

Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек - это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется необходимым.

Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение? (у каждого на парте листочки, запишите свои жизненные ценности)

И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».

И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.

Какого человека мы называем нравственным?

Вывод:

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности. Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества? Обратиться к плакату на доске

Нравственное самовоспитание - это воспитание всех вышеперечисленных качеств и чувств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.

Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни - утверждение добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

Физкультминутка

Как вы понимаете следующие высказывания?

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж. Жак-Руссо).

«Хорошо и нравственно - это одно и то же» (Л. Фейербах)

«Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки - счастье наибольшего числа людей. (К. Гельвеций)

Вывод:

Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?

«Наслаждайся и дари наслаждение, не причиняя зла ни себе, ни другому -в этом суть нравственности». (Шамфер).

Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

Что должно быть определяющим в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные ценности возникает действие принципа вседозволенности. Ни преград, ни запретов - беспредел.

Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда всё совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие её и человека как высшую ценность.

Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».

На доске нарисованы «скелеты» пирамиды, куда записываются постепенно, по мере обсуждения, все нравственные качества.(материальные, духовные, читаем листочки и прикалываем к нужной пирамиде)

Честь, достоинство, совесть, долг, сила воли, доброта, духовность.

Честь - это добрая слава о человеке, о его делах. И «не уронить» эту славу - высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека - добро или зло, - зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.

Издавна в общественном сознании закрепилась русская пословица: «Береги честь смолоду». Почему? Зачем? А что значит для вас честь? Какие понятия вы вкладываете в это слово?

Чтобы это стремление стало сознательным, неотъемлемой частью жизни. От чего зависит наличие этого стремления? От окружающей среды, от людей, с которыми общаемся, от воспитания. А главное (от чего?) - да, от самого человека, от того, как он стремится воплотить в себе и в своём образе жизни принципы чести.

По каким поступкам определяют честь человека? (отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к родителям, к детям)

А главное - к ценностям, о которых мы сегодня с вами говорим - материальным или духовным. Каждый решает и определяет для себя «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» насколько важно упражняться в самовоспитании, чтобы стать хорошим человеком.

Итог занятия

В народной мудрости есть такое наставление: «Не променять честь на чечевичную похлёбку» Человек с честью не променяет её ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века

Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий

Гармония человека в отношениях с окружающими - гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.



© 2010-2022