Открытый урок по самопознанию От мечты к открытию

Урок самопознания в 5 классе: «От мечты к открытию» Цель: расширять представление об общечеловеческих ценностях, о стремлениях человека и его возможностях. Задачи: раскрытие значения высоких помыслов человека в процессе познания самого себя и способов их претворения в жизнь; развитие позитивных качеств характера учащихся, навыков их самооценки; воспитание целеустремлённости, чувства собственного достоинства, веры в свои силы. Методы: упражнения, игры, творческая деятельность, беседа.   Ресурсы: ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок самопознания в 5 классе: «От мечты к открытию»

Цель: расширять представление об общечеловеческих ценностях, о стремлениях человека и его возможностях.

Задачи:

  • раскрытие значения высоких помыслов человека в процессе познания самого себя и способов их претворения в жизнь;

  • развитие позитивных качеств характера учащихся, навыков их самооценки;

  • воспитание целеустремлённости, чувства собственного достоинства, веры в свои силы.

Методы: упражнения, игры, творческая деятельность, беседа.

Ресурсы: цитата, фломастеры, листы для рисования, аудиоматериалы, фигурки голубей, выставка рисунков «Моя страна мечты».

Круг радости

1. Добрый день, ребята. Начнём наш урок с Круга радости. Войдите в круг. Передавая по кругу цветочек, объясните, какой подарок вы хотели бы подарить своему другу. Представьте, что подарки находятся в волшебной комнате у Доброй Феи, и она любезно вам их предоставит.

Отправимся сегодня в путешествие в эту страну Мечты.

Тема нашего урока: «От мечты к открытию».

Беседа

Встречает нас добрая Фея, которая просит ответить на вопросы, чтобы лучше узнать нас.

- О чём вы мечтаете? Расскажите о своих мечтах.
- Как вы планируете осуществить свою мечту?
- Что вы хотите достигнуть?
- О чём мечтаете, что хотите иметь?
- Объясните выражение «недосягаемая мечта».
- Сформулируйте определение мечты.

Упражнение «Азбука добродетелей»

1. Прежде чем сформулируете определение, прочитаем выдержки из школьных сочинений, приведённых в учебнике в рубрике «Выполняем задание». (Учебник, стр. 18)

Мечты - это то, что «сидит» в нашей голове и не даёт нам спокойно жить.
Мечты есть желания человека.
Мечты - это самые невероятные фантазии.

2. Самостоятельное формулирование своего определения мечты, запись его на фигурках голубей. Записать и своё сокровенное желание.

(Учащиеся зачитывают работы, прикрепляют на доске).

Из толкового словаря: Мечта - это мысли и желания, создаваемые в воображении.

Шкатулка мудрости

Фея дотронулась до шкатулки палочкой, и она открылась. Добрая Фея предлагает нам прочитать афоризм, цитату А. Франса, начертанную на свитке. Вы знаете, что в афоризмах содержится истина.

Задание: прочитайте изречение и объясните его смысл.

Мечты придают жизни интерес и смысл. (учебник, стр. 19)

Запомните эту фразу.

В стране Мечты и игры интересные. Игра «Закончите предложения…»

Если бы вы стали волшебником в стране Мечты и могли всё изменять по своему желанию, то (закончите, пожалуйста, эти предложения):
Если бы я мог изменить свои оценки, я бы…
Если бы я мог изменить школьные предметы, я бы…
Если бы я мог изменить мою внешность, я бы…
Если бы я мог изменить мои таланты, я бы…
Если бы я был добрым волшебником, я бы…
Если бы я имел власть над всем миром, я бы…
А теперь перечислите, чего бы вы не стали изменять.

Слушаем - размышляем

Фея дарит нам книгу «Нравственные ценности». Послушайте притчу из этой книги и объясните её главную мысль.

Счастье человека в его руках
В давние - давние времена, когда на земле ещё не было современных людей, жил на свете волшебник. Вот однажды взял он в руки пластилин и сделал из него человека, но остался у него лишний маленький кусочек. И спросил тогда волшебник:
- Что ещё слепить тебе?
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил волшебник и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек пластилина.

Вывод: мы должны признавать решающую роль человека в своей судьбе.

Все вы помните слова А. Суворова: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Вы в будущем получите признание, займёте должное место в обществе. Перенесёмся в это время.

Творческая деятельность. «Волшебное зеркало»

В стране Мечты есть и волшебные предметы. Предлагаю вам посмотреть в волшебное зеркало и сказать, каким вы видите своё будущее, кем вы стали в будущем, почему вы сделали такой выбор, что вы делали для исполнения своей мечты. Будущее представьте в виде рисунков.

Звучит песня «Дорогою добра».

(Из рисунков детей составить выставку «Моя страна мечты. Знакомьтесь, это я в будущем»).

При презентации работ учащиеся отвечают на вопросы:

- Что нужно делать для исполнения мечты?
- Как вы думаете, почему надо мечтать о будущем?
- Можно ли человека считать хозяином и создателем своего счастья?
- Что нужно сделать, чтобы состоялись в жизни эти события?

Упражнение - мозговой штурм.
Ваши мечты - ваши цели. Предложите и обсудите качества, необходимые (мешающие) для достижения ваших целей, запишите их на фигурках голубей. (Работают в парах). В чём вам необходимо измениться, чтобы достичь своих целей?

Презентация работ

(прикрепляют на доске).

Вывод: надо быть настойчивым, трудолюбивым в достижении своих целей и, раньше или позже, вы их обязательно достигнете. Помните: человек - хозяин своей судьбы, кузнец своего счастья.

Чтение

Выразительное чтение учащимися стихотворения Е. Григорьева «Мечта» (учебник, стр. 20)

Мечта

Слово «мечта»
На «мачту» похоже.
А может быть, это
Одно и то же?
Когда я мечтаю,
То вижу всегда,
Как разливается в брызги вода.
Вижу себя я
На быстром корвете,
Бьёт в паруса мои
Яростный ветер!
Спешу я на помощь -
Не знаю к кому,
Спешу я на помощь -
Сквозь ветер и тьму!
И держится мачта,
Не гнётся мечта.
Я знаю, что общее в них - высота!

Е. Григорьев

- С чем автор сравнивает мечту? Почему?

Вывод: важно, чтобы у человека были заветные мечты, которые облагораживали бы его внутренний мир. Мечта помогает нам поверить в себя, становится путеводной звездой в достижении целей.

Домашнее задание

(на выбор)

1. Выполните коллаж по теме «Моя заветная мечта». Из имеющихся материалов (старых журналов, открыток, фотографий, цветной бумаги, фломастеров) создать коллаж, в котором желательно отобразить свою самую заветную мечту.

Круг «От сердца к сердцу»

1. Фея отправляет наших голубей в полёт, вместе с ними устремляются ввысь и наши мечты. Давайте попрощаемся с голубями и проговорим следующие слова вместе:

Прощайте, голуби
М. Матусовский
… Мы сегодня своих голубей
Провожаем в прощальный полёт.
Пусть летят они, летят,
И нигде не встречают преград.
…Наступай, наше завтра, скорей,
Распахнись, небосвод!
Мы гоняли вчера голубей -
Завтра спутники пустим в полёт.
Пусть летят они, летят,
Пусть друзья на полёт их глядят.

Слово учителя. Всех благодарю за урок. Сегодня вы рассказали о ваших секретах - мечтах. Мечтайте всегда. Если у вас есть мечта, вы можете достичь многого в своей судьбе. Пусть все ваши мечты осуществятся!

Литература:

  1. Самопознание. Учебник. 5 класс. Алматы, 2010 г.

  2. Самопознание. Методическое пособие для учителя 5 класс. Алматы, 2010 г.

  3. Сделай себя сам. Селевко Г.К. и др. Москва, «Народное образование», 2001 г., стр. 110.



Если бы я мог изменить школьные предметы, я бы…


Если бы я мог изменить мою внешность, я бы…


Если бы я мог изменить мои таланты, я бы…


Если бы я был добрым волшебником, я бы…


Если бы я имел власть над всем миром, я бы…


А теперь перечислите, чего бы вы не стали изменять.







© 2010-2022