- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад к проекту Диалог - путь к пониманию
Доклад к проекту Диалог - путь к пониманию
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бесчастная Л.К. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Номинация «Межкультурная коммуникация»
«Радуга ДРУЖБЫ»
Классный руководитель:
Бесчастная Любовь Константиновна
МБОУ СОШ № 52
Персональные данные разработчика:
Бесчастная Любовь Константиновна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52
г .Нижний Новгород
Краткий анализ этномиграционной ситуации в регионе:
Город Нижний Новгород является центром области и Приволжского федерального округа. Нижний Новгород занимает пятую строчку рейтинга среди городов-миллионников Российской Федерации.
Нижегородская область продолжает оставаться объектом повышенного внимания иностранных граждан и занимает третью позицию в Приволжском федеральном округе, после Республики Татарстан и Самарской области, по привлекательности для мигрантов. Это объясняется её промышленно-экономическим потенциалом, развитостью инфраструктуры, а также многонациональным составом населения.
В целом, миграционная обстановка в регионе характеризуется постоянным увеличением числа прибывающих иностранных граждан и лиц без гражданства.
Количество пересечений государственной границы Российской Федерации через пункт пропуска пограничного контроля в международном аэропорту «Стригино» Нижегородской области составило 30 349. Увеличение произошло в результате открытия международных авиасообщений с Республиками Таджикистан и Узбекистан.
На миграционный учёт поставлено 94 732 иностранных гражданина и лица без гражданства из более 100 государств, что на 22,5% больше по сравнению с прошлым годом.
Наибольшее количество прибывших являются выходцами из бывших республик Советского Союза: Узбекистан - 34 962 человека, Таджикистан - 4 866 человек, Армения - 4 288 человек, Азербайджан - 3 969 человек, Украина - 3 558 человек. Из иных государств, в основном: граждане Германии - 3 371 человек, Турции - 2676 человек и Чехия - 1 371 человек.
В результате миграционных процессов в регионе сформировались многочисленные группы выходцев из стран бывших союзных республик и стран дальнего зарубежья. На территории Нижегородской области официально зарегистрировано 13 национально-культурных объединений. Фактически осуществляют деятельность более 30 диаспор. На регулярной основе проводятся семинары и рабочие встречи с руководителями национальных диаспор, учебных заведений, в которых обучаются иностранные граждане, работодателями, использующими труд иностранных работников. Наиболее активно проявляют себя таджикская региональная община «Умед», «Таджикский культурный центр «Дусти - Дружба», региональная национально-культурная автономия азербайджанцев, корейская национально - культурная автономия и нижегородская армянская община.
Многонациональный состав населения Нижегородской области создает предпосылки для толерантных взаимоотношений между мигрантами и населением, принадлежащими к разным этническим, социальным и религиозным группам.
Криминогенная обстановка на территории Нижегородской области по линии совершенных иностранными гражданами преступлений, характеризуется общим увеличением выявленных уголовно-наказуемых деяний по отношению к прошлому году, из-за роста числа пребывающих в Нижегородской области иностранных граждан.
Иностранными гражданами совершено 175 преступлений, из них: гражданами ближнего зарубежья - 121 , лицами без гражданства - 37. В основном это кражи, грабеж, разбойные нападения.
Наиболее криминогенными являются: Автозаводский, Канавинский, Нижегородский, Сормовский районы города Нижнего Новгорода.
Из вышесказанного, становится абсолютно ясно, что изменения в миграционных процессах города Нижнего Новгорода и Канавинского района, в частности, не могли не отразиться на изменениях внешней
среды школы № 52 и на нашем классе соответственно, где из 26 учащихся: 5- узбеков; 1-таджиков; 1-армянин, 10-русских; 7-азербайджанцев, 2-дагестанца.
Обоснование актуальности проекта:
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с её внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Известно, что толерантность понимается, как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, религия, культура, образ жизни. Воспитание толерантности, наряду с государственными и общественными институтами, ложиться и на образовательную среду. Необходимо создавать пространство сосуществования разного. Речь идёт о создании пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, их сообществами. Каким бы это разное ни было, образовательная среда должна быть готовой к формированию толерантности ребят и воплощению её в поведении - в реальных взаимоотношениях детей с окружающим миром. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация - основное поле деятельности педагогов, на котором они могут практически реализовать задачи межнациональных коммуникаций, обогащая опыт толерантности своих учеников и свой собственный.
Мы живём в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения.
В декларации прав говорится (статья 2), что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия как в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Толерантность как никогда ранее важна современном мире.
Толерантность необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне семьи и общины. Так мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность жестокость. Кризисная ситуация в стране в последнее время обострилась обнищанием старых и больных людей, разделением общества на очень богатое и очень бедное. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе.
Социологическое исследование в нашей школе показало, что 66% учащихся мигрировали из Старого Оскола и Белгородской области, 14% - из других областей России, а 20% детей из стран ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан, Армения, Узбекистан и т.д.) Это даёт наглядное представление о многонациональности учащихся нашей школы и актуальности межкультурной коммуникации и воспитания толерантности. Именно воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Так школа , находящаяся в географическом центре Канавинского района, стала вторым домом для ребят 25 национальностей, местом встречи разных культур, разных традиций, разного мировоззрения. В результате в непривычных условиях оказались школьные учителя, которым приходиться учить не только писать, но и говорить на русском языке своих подопечных. В непривычных условиях оказались и одноклассники, говорящие на разных языках, воспитанные на разных национальных традициях и обычаях.
Закрывать глаза на данную проблему, делая вид, что ничего не происходит, нельзя. Поэтому одной из приоритетных задач школы стало формирование толерантности и позитивной коммуникации учащихся.
Помочь учащимся лучше понять культуру своей страны и культуры других народов, научить видеть сходства и различия между народами и учитывать их в процессе общения, призваны мероприятия в форме классных часов и праздников, совместных трудовых акций и посещений выставок и музеев, которые просто необходимы для развития дружелюбия и взаимопонимания между разными культурами.
Описание целей и задач проекта:
Целью проекта является теоритическое обоснование и практическое внедрение системы межкультурного и толерантного общения в школе через внеурочную деятельность.
Под культурой понимается совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретного этноса. При этом культура - это не разделение людей на отличных друг от друга, а прежде всего коммуникационный код. Обеспечивающий полноценное их взаимодействие. Толерантность - это не просто терпимость к Другому, но это взаимосвязь трёх составляющих: Понимание, Принятие (уважение) и Поддержка отличного от меня своей культурой.
Из этих целей вытекают и задачи проекта:
-
Воспитание у учащихся умения понимать культурные отличия других людей, принимать их (относиться к ним с уважением), оказывать поддержку людям других культур.
-
Воспитание позитивного отношения к культурам других стран , а также поднятия эмоционально-ценностного отношения к культуре своей страны.
-
Развитие навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, умение прислушиваться друг к другу; слышать-слушать-понимать, то есть уметь становиться на позицию другого.
-
Формирование стремления оказывать поддержку окружающим людям различных социальных слоев и культур.
-
Создавать среду в духе партнерства и сотрудничества, воспитывая отказ от доминирования, причинения насилия. Уважать и признавать равенства и многообразия личностей.
Механизм реализации проекта:
-
Разработка проекта, постановка приоритетных задач и целей
-
Социологический опрос класса на тему « Моё отношение к другим народностям»
-
Выявление в количественном выражении носителей различных культур
-
Проведение бесед по воспитанию терпимости к чужим мнениям, верованиям, образу жизни
-
Работа с родителями, помощь в разрешении конфликтных ситуаций
-
Совместные посещения выставок и музеев
-
Участие в трудовых и спортивных мероприятиях
-
Разучивание стихотворений и песен к празднику
-
Репетиции хоровода и весёлой польки
-
Украшение и оформление класса к празднику
-
Приглашение родителей и гостей
-
Проведение внеклассного мероприятия: праздник «Радуга Дружбы»
Творчество это наиболее широкая сфера проявления чувств, положительных эмоций позитивного коммуникативного общения. Коллективная песня, танец в хороводе рука к руке и зажигательные конкурсы, способны сделать больше в вопросе терпимости и уважения к другим культурам, чем долгие беседы и нравоучения. Именно для того, чтобы поднять межкультурные коммуникации на более высокий уровень, необходимо воздействовать на эмоции учащихся. Отсюда и выбор именно такого мероприятия как праздник.
Проект рассчитан на минимальные финансовые ресурсы, родительский комитет класса закупил сладкие подарки и украшения в виде шаров, гирлянд, лент. На разучивание музыкального и стихотворного репертуара понадобилось 3 недели. Техническое обеспечение музыкой обеспечила школа.
Предполагаемые результаты проекта:
-
Создание благоприятной дружелюбной атмосферы в классе без уничижения других культур и установление доброжелательных отношений с окружающими.
-
Принятие себя и других людей таких, какие они есть. Умение радоваться достижениям и успехам своих одноклассников, также умение прийти на помощь если необходимо.
-
Любить, ценить и гордиться своей Родиной, при этом уважать и принимать культуры, традиции, взгляды других стран.
-
Формирование культуры толерантного общения в классе, имеющим многонациональный состав учащихся.
-
Удовлетворение потребностей детей в творчестве, самореализации, радости, удовольствии и счастье через организацию праздника. Формирование ценностного отношения к самому себе, осознание собственной значимости.
-
Видеть в другом не только то, что нас отличает друг от друга, но и то что нас сближает и объединяет. Радоваться тому, что ты познал что-то новое в чужой культуре, ощутил взаимодействие понятого и оставшегося непостигнутым.
-
принять новые знания о чужой культуре для более глубоко познания своей.