Родительское собраниеМетоды семейного воспитания

Методы семейного воспитания.   Ребёнок долго гулял на улице и не выучил уроки, не  выполнил ваших поручений, садится за стол с грязными руками, читает в постели, по утрам не хочет вставать. В этих ситуациях родители используют различные методы воспитательного воздействия. Их  выбор        в значительной степени  определяется личными качествами родителей, стилем отношений в семье. Так, метод убеждения в одних семьях проявляется в силе слова, логике примера, доверительности тона, в других семьях –...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание.

Методы семейного воспитания.

Ребёнок долго гулял на улице и не выучил уроки, не выполнил ваших поручений, садится за стол с грязными руками, читает в постели, по утрам не хочет вставать. В этих ситуациях родители используют различные методы воспитательного воздействия. Их выбор в значительной степени определяется личными качествами родителей, стилем отношений в семье. Так, метод убеждения в одних семьях проявляется в силе слова, логике примера, доверительности тона, в других семьях - в крике, угрозах, назиданиях.

Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, чувства ребёнка с целью формирования убеждений, волевых свойств личности, опыта нравственного воспитания.

Метод воспитания многообразны. Выбор методов определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания, то воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребёнке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.

Характеризуя методы воспитания, следует выделить убеждение, разъяснение, требования, внушения.

Наиболее распространённым методом воспитания в семье является требование. Оно может быть прямым (сделай, сходи, убери) и косвенным (совет, просьба, пожелание).

Требования нужно варьировать. Лучше иногда применять совет. Просьбу, пожелание с правом выбора. Родителям нужно помнить, что требование- распоряжение срабатывает при учёте ряда условий, а именно:

-В семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;

-Распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;

-К таким распоряжениям детей приучают с 1-2лет;

-Распоряжение должно отдаваться доброжелательно;

-Нельзя проявлять педантизм, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте. Нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять

Убеждение - главный, но не универсальный метод. Поэтому младшим школьникам лучше разъяснять нормы морали исходя из необходимости разъяснения того, почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности.

Подростка нужно учить оценивать и анализировать свои и чужие поступки. Тон разговора должен быть доверительным. Если ребёнок возбуждён, лучше отсрочить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, затем высказаться до конца.

Родители должны учитывать эмоциональное состояние детей. Очень важно верить ребёнку, а свои доводы - аргументировать. Такие разговоры должны стать минутами духовного общения в семье. Взгляды, суждения детей могут быть ошибочными, переубеждать их нужно тактично, оперируя фактами, примерами, а не просто навязывая своё мнение.

Внушение оказывается действенным, если дети вообще легко внушаемы, а также если находятся в состоянии растерянности, психологической депрессии. Когда у ребёнка неприятности - не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важное значение имеет авторитет родителей. Ребёнок, учитывая их знания, опыт, честность, порядочность доверяет им.

В семейном воспитании важна роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.

Рассматривая методы формирования опыта нравственного поведения , нужно подчеркнуть, что главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствует систематическое выполнение ими поручений: наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, т.е. упражнения в хороших делах.

Применим метод естественных последствий: «Насорил- убери», «Поломал- почини».

Игра, режим дня - также важнейшие методы воспитания в семье.

Большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как и самих когда-то воспитывали. (Меня били и я бью). А ведь главным источником недостатков в личности ребёнка являются унижения и побои.

«На чём основана вера в действенность физических наказаний? Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно. Наказание выполняет роль возмездия.

Подростки сами начинают унижать других, в них развивается жестокость, агрессивность.

Желание родителей любой ценой сломить упрямство детей напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая затем или разжимается и бьёт, или ломается. У ребёнка утрачиваются очень ценные качества- вера в себя, самостоятельность и многое другое.

Наказания должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.

Используя метод поощрения важно не допустить захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждевенца. Лучшее поощрение - похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.

Важнейшим условием семейного воспитания является правильный выбор и разнообразие методов. Так, для воспитания трудолюбия недостаточно только примера родителей-тружеников. Личный пример достигает цели в сочетании с приучением, контролем, разъяснением.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания:

Методы формирования сознания личности, убеждений, идеалов. К ним относятся: убеждение, пример, рассказ, беседа, разъяснение.

Методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения (требование, приучение, подражание, создание воспитывающих ситуаций, игра, режим).

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей (поощрение, наказание). Антистимул- физические методы воздействия: оскорбление, месть, унижение человеческого достоинства.

Методы контроля, самоконтроля, самоанализа деятельности поведения.

Три группы методов воспитания, разработанные профессором И.П.Ивановым:

1. Методы родительского побуждения:

Это методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение героическим, красивым, необычным, таинственным и весёлым;

Методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, междометием, жестом, взглядом, рассуждениями.

Методы родительского требования, контроля. Напоминания, помощи, осуждения.

Методы доверия ребёнку, родительского внушения, обращения к ребёнку за помощью.

2. Методы родительского убеждения.

В эту группу входят методы убеждения на собственном опыте, короткое разъяснение, беседа-размышление, обсуждение собственного опыта, опыта других с извлечением уроков на будущее, спор, основанный на взаимоуважении и взаимной требовательности.

3.Методы родительского приучения.

В эту группу методов входят оптимальный режим и микроклимат семьи, поручение, семейные традиции.













© 2010-2022