- Преподавателю
- Классному руководителю
- Авторская программа «Воспитание экологической культуры учащихся. Мы часть природы»
Авторская программа «Воспитание экологической культуры учащихся. Мы часть природы»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калугина Л.И. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО классных руководителей
____________Федорова Э.Н..
Протокол № 1
от «___»__________2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР МБОУ «Сиренькинская СОШ»
________ Файзетдинова М.Г.
от «___»__________2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Сиренькинская СОШ»
_________Файзетдинов Т М.
Приказ № __
от «___»__________2014 г.
Авторская программа
«Воспитание экологической культуры учащихся.
Мы часть природы»
Калугиной Любовь Ильиничны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от «_ _»_ 2014 г.
2014 - 15 уч. год
Авторская программа
"Воспитание экологической культуры учащихся. Мы часть природы"
-
Калугина Любовь Ильинична - учитель физики, химии, информатики и ИЗО.
Пояснительная записка
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа курса обучения составлена из расчета 35 учебных часов на учебный год (по 1 часу в неделю). Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите. Немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).
Актуальность программы
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования - экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.
Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Цель программы
Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи программы
-
Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
-
Развитие экологического мышления у детей.
-
Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
-
Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
-
Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
-
Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего села и страны;
-
Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
-
Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
-
Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, села, страны.
Отличительные особенности программы
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
Возраст детей
Программа рассчитана на учащихся с 5 по 11 класс при многогодичном цикле обучения.
Сроки реализации программы - 7 лет.
Формы и режим занятий
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 35 учебных часов на учебный год (по 1 часу в неделю).
В программе предлагаются следующие формы работы:
-
теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
-
групповые практические занятия:
-
индивидуальные занятия (подготовка докладов, творческих проектов, исследовательских работ);
-
общешкольные мероприятия по экологии;
-
участие в природоохранных акциях.
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в родном селе, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
Учебно-тематическое планирование
№ темы
Тема
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего
1.
Природа вокруг нас
9
15
24
2.
Экология - наука о нашем доме
9
9
18
3.
Человек и природа
3
6
9
4.
Экомониторинг
3
9
12
5.
Охранять и защищать
6
9
15
6.
Театр экологических знаний
6
3
9
7.
Календарь экологических дат
3
6
9
8.
Экология и жизнь
6
6
12
№занятия
Темы занятий
Кол-во часов
Сентябрь
1
Экостарт. Экология: цели, задачи и проблемы.
1
2
Важность и значимость экологического движения в школе.
1
3
Обсуждение и планирование мероприятий программы.
1
4
Работа с календарем экологических дат.
1
5
Экскурсия на природу.
1
6
Экологические организации.
1
7
Организация и проведение в школе конкурса
«Уголок природы».
1
8
Подбор материала и выступление на линейках в школе.
1
Октябрь
9
Оформление отчета о проделанной работе в сентябре-месяце и его оформление.
1
10
Подведение итогов конкурса «Уголок природы»
1
11
Фотоконкурс «Наш край - крупным планом»
1
12
Подготовка саженцев к проведению акции «Озеленение классов»
1
13
Проведение акции «Озеленение классов»
1
14
Освещение работы кружка в школе.
1
15
Беседа с учащимися класса по теме «Возрастные особенности, специфика общения и работы с учащимися начальной школы».
1
16
Подведение итогов фотоконкурса «Наш край - крупным планом». Награждение победителей.
1
Ноябрь
17
Подготовка отчета о проделанной работе в октябре месяце и его оформление.
1
18
Основные принципы охраны окружающей среды.
1
19
Основные принципы экомониторинга.
1
20
Кинолекторий для учащихся начальной школы.
1
21
Работа в школьной библиотеке. Создание информационного вестника «Книги о природе»
1
22
Подготовка и выступление на линейках в школе.
1
23
Съемка видеосюжета «Экология и жизнь»
1
24
Подбор информации и помощь в обновлении материала
«Уголков природы» в школе.
1
Декабрь
25
Оформление отчета о проделанной работе в ноябре - месяце.
1
26
Подбор природного материала для изготовления поделок к Новому году.
1
27
Изготовление сувениров из природного материала к Новому году. Поздравление учителей школы.
1
28
Кинолекторий. Календарь экологических дат.
1
29
Человек - часть живой природы.
1
30
Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний.
1
31
Проведение Театра экологических знаний
1
32
Подготовка к проведению акции «Покорми птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц.
1
Январь
33
Оформление отчета о работе в декабре месяце.
1
34
Проведение акции «Покорми птиц зимой»
1
35
Изготовление наглядных пособий из природного материала для уроков окружающего мира.
1
36
Подготовка и участие на линейках в школе.
1
37
Кинолекторий для начальной школы «Календарь экологических дат»
1
38
Подбор и смена информации в уголках природы в школе.
1
39
Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология нашего края»
1
40
Распространение листовок среди учителей и родителей школы.
1
Февраль
41
Оформление отчета о работе в январе месяце.
1
42
Кинолекторий «Календарь экологических дат».
1
43
Основные принципы экомониторинга.
1
44
Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний.
1
45
Проведение Театра экологических знаний.
1
46
Подбор природного материала для изготовления поделок.
1
47
Изготовление сувениров из природного материала.
1
48
Экскурсия в музей.
1
Март
49
Оформление отчета о работе в феврале месяце.
1
50
Кинолекторий «Календарь экологических дат»
1
51
Направления современной экологии.
1
52
Разнообразие растений вокруг нас.
1
53
Мониторинг состояния окружающих парков, скверов, улиц.
1
54
Работа с гербариями и чучелами кабинета биологии
1
55
Разработка «Экологической тропы».
1
56
Анализ накопленного материала.
1
Апрель
57
Оформление отчета о работе в марте месяце.
1
58
Связь с городскими и районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант.
1
59
Экология и экономика.
1
60
Подбор материала и подготовка к Театру экологических знаний.
1
61
Проведение Театра экологических знаний.
1
62
Проведение акции «Озеленение школы»
1
63
Подготовка и участие в линейках начальной школы.
1
64
Подбор и смена информации в уголках природы.
1
Май
65
Оформление отчета о работе в апреле месяце.
66.
Спортивная эстафета «Природа вокруг нас».
1
67.
Кинолекторий «Календарь экологических дат».
1
68.
Посещение музея.
1
69.
Методы изучения видимой флоры и фауны.
1
70.
Круглый стол. Результаты работы за уч. год.
1
71.
Подведение итогов работы учащихся. Награждение.
1
72.
Оформление и сдача отчета о проделанной работе.
1
Краткое описание тем
-
Природа вокруг нас. В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме - создание школьных уголков природы, создание и обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру природы. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.
-
Экология - наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии мегаполиса. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
-
Человек и природа. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц - время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях города устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах.
-
Экомониторинг. Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Москвы. Результат школьного мониторинга - это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
-
Охранять и защищать. Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милицией.
-
Театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
-
Календарь экологических дат. calend.ru/holidays/ecology/ Занятия по данной теме помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий - это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.
-
Экология и жизнь. Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
-
групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
-
работа с учебной и художественной литературой;
-
подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
-
работа с использованием компьютерных программ;
-
техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
-
работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
-
практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
№
Мероприятия
Сроки
1
Открытие акции «Чистый воздух - здоровое будущее»
01.04.14 г.
2
Внутришкольная акция «Приведи в порядок свою планету»
1. Оформление клумб.
2. Высадка саженцев деревьев и кустарников.
3. Прополка сорняков и уборка территории от мусора.
4. Благоустройство внутреннего дворика.
5. Побелка деревьев и бордюров.
01. 04. - 30.06
14 г.
3
Уроки экологической грамотности
Апрель - май
4
Акция «Царь - дерево»
3 неделя апреля
5
Конкурс плакатов «Мы в ответе за нашу планету»
21.04.
6
Конкурс стихов «Береги свой край»
4 неделя апреля
7
Конкурс мультимедийных презентаций
«Это моя планета»
апрель
8
Фотоконкурс «Цветущая земля - процветающая Россия»!"
май
9
КТД «День Земли»:
Экологический десант «Чистый микрорайон»
Выставка домашних животных
Бал цветов
Театрализованный праздник «Живой мир В.Бианки»
Экологический марафон «Понизовье»
22.04.
10
Посещение музея
Апрель - июнь
11
Экологическая тропа
Апрель - июнь
12
Классные часы: «Как прекрасен этот мир»
апрель
13
Экологическая выставка с обзором литературы «Судьба природы - наша судьба»
Апрель - май
14
Акция «Сдай батарейку - сохрани природу!
В течении года
15
Акция «Лето добрых дел»
Июнь - август
План на 2014-15 уч.год