- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект Береги зрение смолоду
Проект Береги зрение смолоду
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ганчицкая Л.В. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Руководитель проекта:
Ганчицкая Лариса Витальевна
Воспитатель ГПД
МБОУ «Устьянская СОШ»
Автор проекта:
Сизова Алина
ученица 3 класса
МБОУ «Устьянская СОШ»
с.Устьянск - 2015г
Содержание.
-
Введение . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 3
-
Содержательная часть.
Ход работы над проектом _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр.4
-
Бесценный дар природы._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.5 - 7
-
Факторы, влияющие на ухудшение зрения. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 8
-
Результаты анкетирования учащихся 3-4 класса. _ _ _ _ _ _ _ _ стр.9-10
-
Профилактика зрения. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр. 10-12
-
Лечебная гимнастика для глаз._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 12-14
-
Заключение. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 15
-
Список использованной литературы. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ стр.16
Введение.
С каждым годом всё больше детей, начиная с 1 класса, страдают от ухудшения зрения и различных заболеваний глаз. К 11 классу 70 % всех школьников имеют плохое зрение. Это связано с увеличением нагрузки на глаза и в школе, и дома. Для решения проблем со зрением, требуется владеть информацией о причинах ухудшения зрения и способах его восстановления. Некоторые причины ухудшения зрения являются общеизвестными, а о других люди и не подозревают. Меня заинтересовало, какие факторы влияют на зрение человека и как можно решить проблему снижения остроты зрения у детей младшего школьного возраста.
Цель работы:
Изучение влияния различных факторов на снижение зрения и способов его сохранения.
Задачи:
-
Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.
-
Выявить факторы, влияющие на снижение зрения.
-
Изучить способы сохранения зрения.
-
Изготовить памятки с правилами для профилактики зрения.
Проектный продукт: буклеты-памятки с правилами сохранения зрения для учащихся 1 - 4 классов.
Ход работы над проектом.
В ходе проекта были намечены этапы реализации проекта:
-
Сбор и обработка информации по данной теме.
-
Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
-
Изучение способов сохранения зрения.
4.Анкетирование учащихся 4 класса.
5.Проведение классных часов с учащимися 1-4 классов о гигиене зрения.
Изготовление буклетов-памяток с правилами сохранения зрения для учащихся младшего школьного возраста
-
Бесценный дар природы.
Глаза человека имеют большую силу. Глаза умеют говорить, глазами можно ободрить. По глазам видишь, злой человек или добрый, в них отражаются особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания, тончайшие оттенки эмоциональных состояний и мимолетных настроений. Не случайно в народе родились такие пословицы: "Глаза - это зеркало души", "Коль очи светятся, душа чиста", "Свой глаз - алмаз", "Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах", "Ум людей - в их глазах", "На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь", "В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем", "Глаза боятся, а руки делают", "У страха глаза велики".
Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза - более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации люди получают через глаза. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришёл к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отражённые предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий физик Герман Гельмгольц (1821 - 1894) установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным.
Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор. Человеческий глаз имеет форму шара, из-за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза - 2,5 см, вес около 7 - 8 г.
Глаза бывают огромные и большие, маленькие и выпуклые, узкие и круглые, миндалевидные и глубоко посаженные. Они находятся в верхней части лица и расположены на расстоянии примерно 6 см друг от друга. Глаза бывают карие, голубые, зелёные, серые, синие. Цвет глаз зависит от пигмента, содержащегося в радужке.
Зачем человеку нужны два глаза? Два глаза нам нужны для того, чтобы определять удалённость предмета. Каждый глаз по-своему воспринимает изображение. Картинки, попадающие на сетчатку двух глаз, несколько различаются. В этом легко убедиться, если смотреть на палец, расположенный в 20 см от носа, и поочерёдно закрывать каждый глаз - положение пальца будет восприниматься по-разному. В головном мозге имеются специальные клетки, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства.
Глаза - очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные и защищать их необходимо потому, что люди получают информацию об окружающем их мире, полагаясь на зрение больше, чем на другие органы чувств.
Это интересно:
-
Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков.
-
Человек тратит на мигание полчаса каждый день.
-
В течение жизни человек плачет 250 миллионов раз.
-
Женщины моргают примерно в 2 раза чаще, чем мужчины.
-
Ни мужчина, ни женщина не может чихнуть с открытыми глазами. Около 2% автомобильных аварий, происходящих в мире, вызвано чиханием за рулём.
-
Глаза человека, работающего за компьютером, за день перефокусируются с экрана на бумагу или клавиатуру около 20 тысяч раз.
-
Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. - в 6 тыс. раз. Именно поэтому, выйдя на яркий свет после долгого пребывания в темноте, можно ослепнуть.
-
Факторы, влияющие на ухудшение зрения.
«Береги как зеницу ока…» Эти слова дошли до нас из глубокой древности. Уже тогда люди понимали, что глаза надо беречь. В наши дни мы порой очень беспечно относимся к своему зрению, что может привести к серьёзным проблемам.
Многие полагают, что причины ухудшения зрения кроются только в возрастном критерии, что зрение портится только в старости. Однако это не так. Многие факторы могут повлиять на зрение отрицательно.
Из специальной литературы мы узнали, что влияние на зрение оказывают различные факторы:
-
наследственная предрасположенность;
-
наличие болезней;
-
характер питания;
-
условия зрительной работы;
-
окружающая среда;
-
вредные привычки и многое другое.
В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.
-
Результаты анкетирования учащихся 3-4 классов.
Основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.
Мы провели анкетирование среди учащихся нашего класса для определения:
-
влияния фактора наследственности на плохое зрение ребёнка;
-
соблюдают ли учащиеся режим зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером;
-
делают ли ребята гимнастику для глаз;
-
выполняют ли ребята элементарные требования правил гигиены зрения.
Результаты анкетирования учащихся 3 класса показали:
-
Наследственные факторы, влияющие
на снижение зрения у 7 % учащихся класса.
-
Приобретённые проблемы со
снижением остроты зрения у 25 %
опрошенных.
-
Не соблюдение режима зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером выявлено у 60 % учащихся класса.
-
Не выполняют гимнастику для глаз 70% опрошенных.
-
Элементарные правила гигиены зрения выполняют 50% учащихся.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования учащихся 4 класса, позволил выделить следующие факторы риска: п
-
Устают глаза при выполнении домашнего задания -8 человек, за ПК - 5 человек;
-
Неправильный режим дня (дети мало гуляют - 8 человек);
-
Для снятия напряжения с глаз дети отдыхают - 10 человек,
человек используют гимнастику для глаз -1 человек;
-
Среди способов сохранения зрения дети выделяют, в основном, только медикаментозные средства, в частности, употребление витаминов.
-
Профилактика зрения.
Оказывается проблем, связанных со снижением остроты зрения можно избежать - достаточно соблюдать несколько несложных правил.
-
Больше двигаться!
Главное правило профилактики - глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом. Поэтому даже в плотном "расписании" школьника родители должны предусмотреть время для прогулок.
-
Телевизор - чем меньше, тем лучше.
Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.
-
Чтение книг.
С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.
-
Школьник должен как следует высыпаться.
Для детей до 9 лет норма - не меньше 10 часов сна в сутки.
-
Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую
"передышку" во время выполнения домашних заданий.
Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, - отличная разгрузка.
-
Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться.
Днём - ярким, по возможности естественным светом, а вечером - обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма он не загораживал сам себе свет.
Значительное место во всём многообразии методов профилактики проблем зрения, по мнению специалистов, должна занимать витаминная диета.
Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. В частности, для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы - это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.
Главная рекомендация по сохранению зрения у детей - это регулярное посещение врача - офтальмолога (специалист в области глазных болезней).
-
Лечебная гимнастика для глаз.
Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как детям, так и взрослым. Подобные занятия улучшают состояние зрения, помогают справиться с утомлением.
-
Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
-
Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
-
Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу - по часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх вниз восьмёркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию. Если глаза открыты, то при движении взгляда обращайте внимание на окружающие предметы. Укрепляет мышцы глаза.
-
Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
-
Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводите взгляд на удалённый объект. Повторите 10 раз. Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
(Упражнения разработаны сотрудниками МНИИ глазных болезней
им. Гельмгольца).
А эту гимнастику для глаз можно использовать на физкультминутках в школе :
"Весёлая неделька"
Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда - сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки.
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Заключение.
Работая над проектом, я узнала, какие факторы вызывают ухудшение зрения и правила, благодаря которым можно его сохранить. Развиваясь на протяжении тысячелетий, глаз приобрёл ряд защитных приспособлений, и, всё-таки он остаётся весьма чувствительным и ранимым органом, который надо тщательно оберегать. В наш век научно-технического прогресса избежать нагрузки на зрение невозможно, но необходимо бережно относиться к нашим глазам, к своему здоровью.
Результаты исследования и информацию, полученную из различных источников, нам бы хотелось донести до ребят 1-4 классов. Для этого мы провели классные часы по теме: «Береги зрение смолоду!», изготовили буклеты-памятки для всех учащихся начальной школы с правилами сохранения зрения.
Список использованной литературы.
-
Аветисов Э.С., монография «Близорукость». - изд.: «Медицина». 1999.
-
Глушкова Е. К., "Береги зрение", Медицина, 1987.
-
Лечебный справочник «Домашний доктор» - изд.: «ЭКСМО», М. 2002.
-
«Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов» . - изд.: «ЭКСМО», М. 2009.
-
poznovatelno.ru/child/man/senses/11867.html
-
poznovatelno.ru/child/man/senses/11864.html
-
poznovatelno.ru/child/man/senses/11865.html
-
zreni.ru/856-prichiny-uhudsheniya-zreniya.html
17