Классный час по правовому воспитанию Наше право зваться людьми

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лагутина Л.Э.

Государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение

Архангельской области для детей и подростков

с девиантным поведением

«Няндомская специальная

общеобразовательная школа закрытого типа»

Внеклассное мероприятие для 8 класса

«Наше право зваться людьми»







Тема занятия: «Наше право зваться людьми».

Цель: формирование правосознания подростков о правах, как о великой ценности в жизни каждого человека.

Задачи:

  1. Ознакомить с принципами, на которых основаны права человека.

  2. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

  3. Формировать отрицательное отношение к такому явлению как насмешничество, как одному из видов насилия.

  4. Дать конкретные рекомендации по защите своих прав и прав других людей.

Оборудование:

Карточки с высказываниями, листочки, ручки, проектор, экран, компьютер, слайды.

Ход занятия.

Многие считают, что права человека - это что-то сложное и недосягаемое, то, в чём разбираются только политики. Но права человека имеют непосредственное отношение к нам и к окружающей нас действительности. Без соблюдения прав люди просто не смогут существовать, чувствовать себя свободными людьми, да и просто зваться людьми. Итак, тема нашего занятия: «Наше право зваться людьми».

Цель нашего занятия: выяснить, какие ценные принципы заложены в основу наших прав и почему их так важно и нужно защищать.

- Представьте себе, что на Земле произошла катастрофа, и вся жизнь оказалась уничтожена. Вы - единственные из всех людей, для кого нашлось место на ракете, которая летит на совершенно новую планету. Эта планета очень похожа на Землю, на ней есть горные равнины, моря и атмосфера, позволяющая нам дышать. Там есть леса и травы, фрукты на деревьях, животные. Единственное, чего там нет - людей, вы первые. Постепенно вы размножаетесь и вас становится больше. У вас, как у самых первых людей, есть привилегия - определить, какие правила будут действовать в обществе на этой планете.

-Итак, ваше задание: выработать 8-10 правил, которые будут касаться всех людей на планете, чтобы они могли жить счастливо.

- Пришло время познакомиться с этими правилами.

- Чем помогут эти правила людям?

- Права, как и свобода, имеют свои пределы. Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого. Очень точно это соотношение определено в следующем высказывании: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

-А теперь из выработанных правил попробуйте составить обязанности для жителей новой планеты.

-Давайте заслушаем, что у вас получилось

- Ребята, я думаю, что вам удалось справиться с моими заданиями потому, что вы жители планеты Земля, где права человека представляют собой ценности, общие для всех людей на Земле. Когда в 1948 г. Была принята Всеобщая декларация, права человека впервые стали универсальными. Тогда страны - члены ООН заявили, что будут защищать и укреплять права человека, и это будет относиться ко всем.

- Перед вами листы, где напечатаны некоторые статьи из Всеобщей декларации прав человека. Сравните ваши правила со статьями декларации. - Где статья, похожая на ваше правило, в этом месте у правила поставьте номер статьи.

-Зачитайте правило и статью.

-Сейчас нам предстоит рассмотреть наши правила с точки зрения справедливости. Справедливы ли ваши правила для всех людей?

- Какой вывод можно сделать?

- Что такое, по-вашему, справедливость? (все люди равны и ко всем относятся уважительно).

- Что мы чувствуем, когда с нами поступают справедливо?

- Всегда ли удается установить справедливость?

- Какие чувства у вас при этом возникают?

-Большинство из нас хоть раз в жизни испытывали несправедливость. Особенно это касается маленьких детей. В обществе, где взрослые устанавливают свои права, дети - самые слабые существа и очень чувствительны к несправедливости. Важным принципом, на котором базируются права человека во Всеобщей декларации, является ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ (карточка или слайд).

-Права помогают людям сохранять человеческое достоинство, уважать его.

-Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство?

- Правильно, человеческое достоинство-это уважение к себе, сознание своих прав и своей значимости.

-Что означает выражение « уважать человеческое достоинство»?

-У каждого человека есть личные потребности. Учитывая их, мы покажем, что нам они так же дороги, как и ему. Чтобы ни случилось, не стоит критиковать, грубить, оскорблять человека. Легкость в общении, теплота в голосе, радостное эмоциональное состояние - это важные аспекты дружелюбного общения. Так достигается уважение чувства другого и сохранения его человеческого достоинства.

-Как вы думаете, о каком принципе Всеобщей декларации я сейчас говорила? (ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА.)

-Задача прав человека - защитить человеческое достоинство. Уважение к достоинству человека создается нами самими, окружающими нас людьми и государством. История научила нас тому, что человеческое достоинство необходимо постоянно защищать.

-В нашем мире происходит много чего, что не дает людям жить достойно. (показ слайдов : война, голод в Африке, насилие )

- Какие права людей нарушены? ( смотрят слайды презентации)

-Нельзя молчать, если мы видим, когда люди подвергаются пыткам, насилию. Голод остается важнейшей проблемой, около 1, 2 млрд. людей недоедают. Необходимо работать над ликвидацией этой бездонной бедности.

-Грубые нарушения прав человека всегда начинаются с малого.

-Нарушаются ли ваши права в школе? Какие?

-Как вы считаете, является ли нарушением ваших прав такое частое явление в школе как насмешничество?

-К сожалению, это самое распространенное явление в детской среде. Сейчас мы прочитаем 3 письма подростков, которые испытали на себе, что такое насмешничество.

слайд. Мне 14 лет и надо мной постоянно смеются. Почти на каждом уроке я сижу всегда один, т.к. никто не хочет сидеть со мной рядом. Один из немногих моих друзей почти все время проводит с другими, т. к. боится, что если он со мной, то и над ним будут смеяться. Пожалуйста, помогите мне. Мне очень страшно, и иногда я подумываю покончить со своей жизнью. Хотелось бы умереть. Михаил

слайд. Я хожу в среднюю школу и надо мною смеются уже пятый год подряд. Мне никогда бы в голову не пришло обидеть других людей, но от отчаяния я начал высмеивать слабее меня. Я бы очень хотел поговорить с кем- нибудь. Когда надо мной смеялись, то мне было очень стыдно тогда. Я чувствовал себя виноватым во всем, глупым, скучным и уродливым. Я чувствую, что те мои чувства еще со мной. Денис

слайд. У нас в школе есть некоторые «высмеиватели», которые высмеивают одного из знакомых мне учеников. Мне очень жаль его. Он никому не говорит об этом. «Высмеиватели» так же забирают у него деньги. Он всегда плачет. Один раз они забрали его очки и сломали. Что я могу сделать, чтобы остановить это? Я не хочу быть таким, как эти «высмеиватели».

Андрей

-Вам знакомы такие ситуации?

- Какие права подростков нарушены?

- Какие чувства у вас возникают при чтении этих писем?

-Как вы думаете, что чувствует человек, когда над ним смеются или подшучивают? Почему?

- Являются ли насмешничество и высмеивание насилием? Почему?

- Каковы причины, за которые высмеиваются другие люди?

-Возможно ли избежать насмешки?

-Невозможно, но можно предотвратить в некоторой степени, если говорить открыто об этой проблеме, не закрывать на нее глаза, реагировать на нее.

-Все мы не похожи друг на друга по росту, по цвету глаз, по возрасту, по весу, по способностям, по характеру, и в этом уникальность каждого из нас.

-Сейчас вам дается 1 мин., чтобы найти в себе самую лучшую черту характера.

-Эту черту вы цените в других?

- А если этой черты нет у другого, достоин ли он вашего уважения? Почему?

-Идея уникальности каждого из нас - это основа прав человека. Выделим следующий принцип: ПРИНЦИП УНИКАЛЬНОСТИ КАЖДОГО ИЗ НАС.

-А вот как обстоят дела в нашей школе с соблюдением ваших прав мы узнали из анкет, где задали следующие вопросы и получили следующие ответы

Вопросы анкеты.

  1. Нарушаются ли твои права в нашей школе?

  2. Являлся ли ты свидетелем нарушения прав другого человека?

  3. Возникало ли у тебя желание помочь человеку при нарушении его прав?

  4. Есть ли в нашей школе люди, способные тебя защитить?

  5. Знаешь ли ты, куда и к кому обращаться за помощью?

(Слайды с ответами)

-Тема защиты прав актуальна не только в нашей школе, но и в разных жизненных ситуациях. Но вот людей, способных защищать права других, немного. Это особая позиция, а именно: они настолько заботятся о правах других, что будут бороться за них, даже во вред себе, т. к. они очень любят людей.

-Как вы думаете, какими чертами характера обладают такие люди?

-Таких людей называют правозащитниками. Самым известным правозащитником в нашей стране был академик Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989гг.). В своих публикациях он выступал с призывом развивать демократию, обличая неправомочные действия государства и некоторых политиков, защищал права беженцев, заключённых, других правозащитников, ученых, писателей, не угодных государству. Сам перенес гонения и ссылку, но не сдался и создал правозащитную организацию «Мемориал».

-Вы скажете, что только взрослые люди могут защищать свои права? Но в мире много детей, которые этим занимаются. Как вы думаете, что же могут сделать дети?

-Дети могут начать обсуждать проблемы прав человека с близкими, в школе, писать письма в газеты, звонить им, устраивать благотворительные акции.

-К кому можно обратиться за помощью при нарушении твоих прав?

-Соблюдение ваших прав в школе- это обязанность педагогов, администрации и родителей или их законных представителей.

- Знаете ли вы для чего нужен телефон Доверия?

- Кто из вас пользовался телефоном Доверия? Получили ли вы помощь?

- Напомню номер телефона Доверия 8800 200 0122

-Наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итог.

-На каких принципах основаны наши права?

-Почему необходимо защищать права человека?

-Что вы можете сделать, если нарушаются ваши права и права других?

Приложение

Конвенция о правах ребенка. Сокращенный перечень прав ребенка

Краткое изложение основных положений

Статья 2.У всех детей равные права, независимо от национальности пола, религиозных или политических убеждений

Статья 6.Право на жизнь, выживание и свободное развитие

Статья 8.Право на сохранение своей индивидуальности

Статья 9.Право на общение с обоими родителями

Статья 12.Право на свободное выражение своих взглядов и мнения

Статья 14.Право исповедовать любую религию

Статья 15.Право на защиту от посягательств на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию

Статья 17.Право на доступ к информации

Статья 19.Право на защиту от всех форм насилия

Статья 27.Право на доступный уровень жизни

Статья 28.Право на образование

Статья 31.Право на отдых и досуг

Статья 32.Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы

Статья 37.Право на защиту от жесткого обращения

Статья 38.Дети, не достигшие 15- летнего возраста, не должны участвовать в военных действии

Список литературы:

  1. Хорошенкова А.В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006 г.

  2. Права вашего ребенка. Под ред. А.Б.Суслова. - М.: Педагогическое сообщество России, 2005 г.

  3. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

  4. Астахов П.А. «Ты - Гражданин своей страны!»: детям о праве [Текст] /П.А. Астахов.- М.: Эксмо, 2010.- 608с

  5. Использованы материалы с сайта «Фестиваль педагогических идей» festival.1september.ru/articles/502414





© 2010-2022