Родительское собрание Готов ли ваш ребёнок к школе?

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Родительское собрание.

1 класс.

Готов ли Ваш ребёнок к школе?



Родительское собрание Готов ли ваш ребёнок к школе?








Готов ли ваш ребенок к школе? (слайд 1)

Терпение - пластырь на все раны.

Учитель: Свинцова С. М.

Цель: ознакомить родителей учащихся с понятием «школьной готовности», возможными трудностями в период начала обучения в школе, помочь подготовиться семье к обучению ребёнка в первом классе

Форма проведения: Презентация.

Ход собрания.

Классный руководитель:


Что такое готовность к школе? (слайд 2)

Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: " ...готовность ре­бенка к систематическому обучению в школе ("школьная зрелость") - это тот уровень морфологического, функ­ционального и психического развития ребенка, при кото­ром требования систематического обучения не будут чрез­мерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка" (Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего уче­ника? - М., 1991. - С.10).

В наших дальнейших рассуждениях внимание бу­дет сосредоточено именно на психологической готов­ности ребенка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпо­сылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к си­стематической учебе.

Набор психологических свойств и качеств многооб­разен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.

Под функциональной готовностью (слайд 3) понимают "соот­ветствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и за­дачам школьного обучения" (Рабочая книга школьно­го психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Бо­рисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1991. - С. 67). Функциональная готовность ребенка свидетель­ствует об уровне общего развития, его глазомера, про­странственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки.

Интеллектуальная готовность (слайд 4) предполагает приобре­тение ребенком определенного запаса конкретных зна­ний, понимание общих связей, принципов, закономер­ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схе­матического мышления, творческого воображения, на­личие основных представлений о природе и социаль­ных явлениях.

Оценка готовности к школе по уровню интеллекту­ального развития- наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляет­ся на "запихивание" в ребенка всевозможной инфор­мации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле­ний. Желательно развивать способность слушать, по­нимать смысл прочитанного, пересказывать услышан­ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы­ражать свое отношение к прочитанному, проявлять ин­терес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность имеет и другой ас­пект - формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учеб­ную задачу и превратить ее в самостоятельную цель де­ятельности.

Умение выделить учебную задачу означает понима­ние (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условно­сти учебного общения.

К 6 годам происходит постепенное оформление ос­новных элементов волевого действия: ребенок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определен­ное усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое по­ведение и процессы торможения слабы. Сознатель­ное управление собственным поведением дается по­ка ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формирова­нии у детей умения преодолевать трудности, в вы­сказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно свя­зана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в уме­нии слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, ис­пользовать образец, сосредоточивать и удерживать вни­мание на определенной деятельности в течение дли­тельного времени.

Волевая готовность (слайд 5) к школе позволит первокласс­нику включиться в общую деятельность, принять си­стему школьных требований, выполнять новые для него правила. Мотивационная готовность (слайд 6) к школе - это желание ходить в школу, приобретать новые зна­ния, желание занять позицию школьника. Интерес де­тей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установ­ление и сохранение положительных взаимоотноше­ний со взрослыми в семье и школе, самолюбие, са­моутверждение-все это возможные варианты мо­тивации учения, порождающие в детях стремление за­ниматься учебным трудом.

Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте - познавательная потребность (слайд 7) . Уровень ее раз­вития - один из показателей психологической готов­ности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.

Познавательные интересы складываются постепен­но. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской си­туацией.

Познавательный интерес можно сравнивать с кост­ром: для горения постоянно необходимо топливо - но­вые впечатления, знания, умения. Без "топлива" кос­тер начинает гаснуть. В дошкольный период познава­тельную потребность детей во многом стимулируют и удовлетворяют родители. У детей, не получивших не­обходимого им общения с родителями и другими близ­кими взрослыми, эта потребность остается неразвитой.

Социально-психологическая готовность к школе (слайд 8) озна­чает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребенка со сверст­никами. Умеет ли он договариваться с другими деть­ми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре?

Учебная деятельность - деятельность коллективная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.

Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребенка представляется особенным. Оно связано с от­ношением к самому себе, к своим возможностям и спо­собностям, к своей деятельности и ее результатам. Л.С.Выготский отмечал, что с переходом в новый воз­растной период происходят серьезные изменения в от­ношении ребенка к самому себе. Он "открывает" свои переживания. Самооценка становится более объектив­ной. Появляется тенденция к обоснованию своих оце­нок. Это важно для последующего формирования уме­ния оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, не­объективное отношение к результатам своей деятель­ности, неверное восприятие оценок учителя могут ос­ложнить адаптацию ребенка к школе.

Трудно сказать, какие из перечисленных факторов - пси­хологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформи-

рованности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств, может приве­сти к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику; родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно. Дети, не го­товые к обучению, требуют специального подхода. И учи­телю, и родителям предстоит кропотливая работа. Труд­ности, связанные с приходом в школу "неготового" к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, раз­витие личности в целом.

Как подготовить ребенка к школе? (слайды 10 - 11 )


Причиной негатив­ного отношения ребенка к обучению могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в ко­торых он растет. Если малыш воспитывается в обстанов­ке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности, то это неизбежно приводит к нарушениям нервно-психиче­ской сферы. В подобных случаях приходится говорить о торможении (задержке) развития.

Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отноше­ние к школе. Еще дошкольником ребенок прочно восп­ринимает и порой неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ниче­го не значащие реплики о школе, учителях, о системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем далеком детстве. Детьми воспринимается и эмо­циональная окраска этих суждений: равнодушие или оз­лобленность, насмешливость или цинизм.

Родители окажут большую помощь учителям, воспи­тателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, бу­дут поощрять в ребенке желание учиться.

Вопросы для обсуждения.


Какое отношение семьи к школе передается вашему ребенку?

Не лишен ли ребенок полноценного эмоционально­го общения в кругу семьи?

Как часто вы хвалите ребенка за усердие, старание, выдержку и терпение?

Обосновывает ли ваш ребенок свои поступки? Час­то ли вы просите его об этом?

Опросник для родителей.


(цитируется по кн.: Безруких М.М., Ефремова С.П. Знаете ли вы своего ученика?

- М., 1991. - С. 12)

1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми (дружелюб­ный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легко возбудимый, раздражительный); характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спо­койно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель); навыки опрятности (акку­ратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).

2. Работоспособность во время занятий (работает це­леустремленно во время всего занятия, быстро отвле­кается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).

3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).

4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактны­ми понятиями, может обобщать).

5. Развитие речи (произносит правильно все зву­ки, неправильно произносит один или два звука, не­правильно произносит большинство звуков, заикает­ся; при пересказе текста употребляет распространен­ные предложения, пользуется эпитетами; речь бедная, односложная; правильно ли понимает смысл картин­ки или рассказа). (слайд 9)

6. Усвоение программы детского сада (имеет ли не­обходимый для своего возраста запас, сведений и зна­ний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, места работы, времена года, домашних и диких живо­тных, доступны ли элементарные обобщения). (слайд 12)

Внимание! Слайды презентации №13-15 можно демонстрировать или отменить по Вашему усмотрению.

Литература.

Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособ.для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит./ Сост. Л. В. Ковинько. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.

© 2010-2022