Воспитание толерантности у младших школьников

Если ребёнка принимают и обращаются                                                                                             с ним дружелюбно он учится находить любовь в этом мире. Дорис Лоу Ноулт.          Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сморкалова К.А.,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия»

«Воспитание толерантности у младших школьников»


Если ребёнка принимают и обращаются

с ним дружелюбно он учится

находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Ноулт.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность имеет теоретическая и практическая разработка методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. Это актуальная задача может решаться уже в начальной школе.

С воспитанием в нас закладывается, что различных людей нужно воспринимать такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями, стереотипами поведения. Однако в реальной жизни часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.

Уже в 1 классе, попадая в новую среду, в которой еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пытаются создать иерархически построенную, организованную структуру. Идет поиск лидера. Иногда мальчики дерутся, выясняя, кто сильнее телом и духом, а чаще просто толкаются. Их стычки носят демонстративный, ритуальный характер. Обычно они не держат зла друг на друга. Подравшись на одной перемене, они могут вместе играть на другой. Лидером становится тот, кого уважают за силу, за умение организовать игру, придумать что-то интересное. У мальчиков агрессия часто проявляется физически (дерутся, толкаются), а у девочек вербально (дразнят, обзываются, говорят обидные вещи). Но чтобы обозвать нужен некий повод. Часто это необычная внешность.

Хорошо, если лидером становится тот ребенок, чей пример действительно положителен. А если нет? Вот тут нельзя переоценить роль педагога. Но если ребенок-лидер не признается педагогом и группой детей, за которыми стоит авторитет взрослого, то такому лидеру приходится доказывать свое главенство за счет унижения самых слабых. Для того, чтобы помочь, надо правильно оценить ситуацию: когда вмешаться необходимо, а когда дать детям самим справиться с ситуацией. Не следует мелочно опекать детей и решать за них все возникающие конфликты. Иногда следует понаблюдать, не вмешиваясь, но и не упуская из виду. Дети все равно выстроят свою иерархию, и учитель своим вмешательством может только продлить этот процесс во времени. А вот предотвратить главенство негативного лидера, не позволить превратить некоторых детей в изгоев педагог обязан. Только нужно понимать, что лекциями и выговорами или другими санкциями здесь не обойдешься. Нужно суметь смоделировать ситуацию, подтолкнуть детей к тому, чтобы они сами осознанно приняли желаемое для нас решение.

Какие же конкретные шаги должен предпринять учитель. Когда он видит, что какого-то ребенка обижают, унижают, не принимают в свое сообщество? Во-первых, повысить его статус. Найти у этого ребенка такие достоинства, которые ценятся в обществе. Неплохо было бы, если они ценились не только взрослыми, но и детьми. При этом не стоит действовать в «лоб», просто рассказывая классу, какими достоинствами обладает этот ребенок. Лучше создать ситуацию, при которой он сможет проявить себя в действии. Очень хорошо, если эти его действия будут востребованы коллективом.

Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, сопереживая им можно вести и на уроках литературы, окружающего мира.

Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Содержание воспитания толерантности.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении с другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, искусства, праздников.

Методика воспитания этого качества личности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Педагогам необходимо знать и учитывать:

  • индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности семейной культуры;

  • национальный состав коллектива учащихся;

  • проблемы в отношениях между детьми и их причины;

  • культурные особенности окружающей среды.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм и методов воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.

В зависимости от того, на какую сущностную сферу человека влияет педагог, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук выделяют следующие методы воспитания толерантности у школьников.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и стыд и др.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение.

Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.

Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий педагога.

В сфере саморегуляции необходимо формировать совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, добропорядочность. Способствует этому использование метода коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Личностный пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся.

Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе.

1. Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп.

2. Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

3. Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

4. Приём «Ломка стереотипов» Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером».

5. Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.

6. Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.

7. Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

8. Приём «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения.

Вторая группа связана с организацией диалога между педагогом и ребенком.

1. Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

2. Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.

3. Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая им интересна, переносят события в новые условия, по - своему интерпретируют смысл происходящего и т.д.

4. Приём «Обнажение противоречий». Разграничение позиций учащихся с последующим столкновением противоречивых суждений. Приём предполагает чёткое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

1. Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

2. Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по классу.

3. Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)

4. Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные или иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д.)

Педагогических приёмов - великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному ученику, может неприемлем для другого.

Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Общей для родителей и учителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако, очень часто именно родители сеют зёрна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такое негативное отношение к людям другой национальности.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей вряд ли удастся, но откорректировать их действия по отношению к ребёнку возможно.

Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности.

Исходя из вышеизложенного, можно продумать тематику занятий и бесед с родителями.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Литература.

  1. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности / Начальная школа. 2004 №8. -с.76-78.

  2. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребёнку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М., 2005.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.

  4. Рожков М.И., Байбородов Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

  5. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.

  6. Советский энциклопедический словарь. М., 1990.

  7. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М., 2005.

© 2010-2022