Программа работы с одаренными детьми

Цель: развитие детской одаренности через использование современных образовательных технологий Задачи развития: - развитие креативности, нестандартности мышления - развитие позитивной Я-концепции - развитие творческой самостоятельности - развитие коммуникативных умений - развитие метапредметных умений одаренных учащихся. Педагогические задачи: - Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения. - Повышение у...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа "Одаренные дети"

(система работы учителя истории и обществознания Доброедовой Г.В.)

с одаренными учащимися)

«Способности - объяснение вашего успеха".

Г.Томпсон

Сроки реализации программы: 2011-2014 учебный год.

Концептуальные основания системы работы с одаренными детьми:

  • способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

  • одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

  • одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача - выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.

  • в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;

  • основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов;

  • деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта.

Цель: развитие детской одаренности через использование современных образовательных технологий

Задачи развития:

- развитие креативности, нестандартности мышления

- развитие позитивной Я-концепции

- развитие творческой самостоятельности

- развитие коммуникативных умений

- развитие метапредметных умений одаренных учащихся.

Педагогические задачи:

- Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.

- Повышение уровня профессионализма владения инновационными тенденциями образования.

Основные формы внеурочной деятельности учащихся

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя истории



  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности

  • Представление широкого внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению истории

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки:

«Историческое краеведение»,

«Знатоки истории»

Клуб «Наследники»

  • Развитие творческих способностей учащихся..

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Организация исследовательской работы учащихся

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметная неделя.

Олимпиады.

Факультатив

НОУ

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры учащихся.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметная неделя.

Олимпиады.

Факультатив.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Реализация программы в практике обучения:

  • Проблемное обучение (А.М. Матюшкин).

  • Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов).

  • Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская).

  • Каникулярные формы и программы:

А) для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей);

Б) различные виды деятельности - познание себя и своих интересов;

В) погружение в изучение предметов.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися

  • кружковая работа;

  • участие в научном обществе;

  • проектная деятельность;

  • организация экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

  • погружение в предмет (история и обществознание) в каникулярное время.

  • организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр по предмету.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2011-2014 гг.

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей (совместно с психологической службой школы)

Сентябрь

ежегодно

2.

Участие в школьных олимпиадах по истории, обществознанию, праву

Октябрь

ежегодно

3.

Участие в олимпиадах (муниципальный, региональный этапы)

Ноябрь, декабрь, январь

4.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

5.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

6.

Участие в работе научного общества (НОУ) в учебном году

Сентябрь

апрель

7.

Проведение предметных недель

Декабрь

8.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

Программа работы с одаренными детьми

«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Программа курса рассчитана на 34 часа (в течение целого учебного года) по одному часу в неделю.

Пояснительная записка

Курс «Основы исследовательской деятельности» является со­ставной частью системы работы с одаренными детьми.

Одной из главных задач развития самостоятельной познавательной дея­тельности учащихся в процессе образования является организация учебной на­учно-исследовательской деятельности (НИД).

Актуальной проблемой, сегодня, является подго­товка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.

Цель курса - развитие творческих способностей обучающихся, проективной, учебно-исследовательской и других ключевых компетентностей.

Задачи:

-формирование системных научных знаний учащихся;

-изучение основ общей методологии научных исследований;

-повышение престижа знаний, общей культуры; формирование ценност­ных ориентации.

-совершенствование умений и навыков учебной исследовательской деятельности на основе комплексного применения знаний на практике;

-формирование навыков работы с научной литературой и другими источ­никами информации;

-знакомство с принципами планирования и организации исследования

-обогащение социального опыта учащихся: развитие коммуникативных способностей, умения преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи;

-развитие готовности к осознанному выбору профиля обучения и будут
профессии;

-воспитание уверенности в своих силах.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть системой знаний, умений и способов деятельности по организации и проведению основных этапов учебно-исследовательской работы в соответствии с общими правилами научного исследования. К ним относятся:

-выбор темы исследования;

-выявление проблемы исследования;

-правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;

-умение работать с научной литературой и другими источниками информации;

-отбор и структурирование материала;

-соответствие собранного материала теме и целям исследования;

-теоретическое обоснование результатов исследования, рекомендации
решению проблем;

-обобщение результатов исследования и оформление работы.
Учащиеся должны знать:

-методологию организации и проведения учебного исследования;

-сущность проблемного поля исследования на основе интеграции содержания разных областей знаний;

-источники, структуру, средства пользования информационной образовательной среды.

Учащиеся должны уметь:

-самостоятельно работать с различными источниками информации, письменно фиксировать основное содержание прочитанного;

-составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме;

-реферировать, рецензировать и оппонировать других исследователей по
теме исследования;

-обобщать результаты;

-владеть основными методами учебного исследования теоретически и
эмпирическими:

-проводить презентацию результатов исследования.

Прогнозируемые результаты:

-развитие личностных качеств обучаемого на основе НИД;

-формирование готовности к продолжению образования, самообразованию и осознанному выбору профессии.

Содержание курса

Тема № 1. Вводное занятие.

Научное знание и познание. Методологические основы научного знания. Научное знание и его виды. Ценность научного знания.
Знакомство с уровнями научного познания. Эмпирический и теоретический
уровни научного познания. Научные понятия, связанные с предметной областью
знания. Образование научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование и т.д. Сходство и различие науч­ного и учебного исследования.

Практическая работа №1. Освоение методов познания (на примере кон­кретной области знания).

Творческая работа для индивидуальной работы учащихся: выбор темы исследования, определение объекта, предмета, цели, задач, методов исследова­ния

Тема № 2.Основные принципы планирования и организации исследований.

Выявле­ние мотивации, потребностей и готовности учащихся к самостоятельному выбору темы исследования. Виды исследовательских работ. Планирование и органи­зация учебно-исследовательской работы. Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач, объекта и предмета изучения, вы­
движение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы
опыта. Методы научного исследования. Теоретические и экспериментальные
методы. Полевые и лабораторные методы. Структура научной работы. Этапы
работы над научным исследованием. Ведение документации, ошибки исследования. Теоретическое обоснование результатов исследования. Рекомендации по
решению проблемы учебного исследования. Требования к оформлению резуль­татов исследования.

Практическая работа №2. Диагностика интересов, склонностей и способ­ностей учащихся к учебно-исследовательской работе и самостоятельному выбо­ру темы исследования.

Творческая работа. Разработать алгоритм учебного исследования по вы­бранной теме.

Тема № 3. Работа с различными источниками информации.

Работа с научной ли­тературой. Общие требования к текстовым документам. Принципы построения систематических и алфавитных каталогов, правила цитирования и составления
списка литературы. Составление списка литературы, аннотации, работа с элек­тронными ресурсами. Использование аудио-, видео-, слайдов и мультимедийных средств по теме исследования.

Практическая работа №3. Освоение методов преобразования информа­ции на бумажных и электронных носителях.

Творческая работа. Разработка программы исследования по содержанию выбранной темы с использованием различных источников информации.

Тема № 4. Анализ и оформление результатов исследования.

Обработка и обобщение результатов исследования. Самоанализ, самооценка, коррекция результатов исследования. Оформление научного отчета. Использование компьютерных программ для обработки результатов проведенного исследования и оформления
приложения (таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, логические схемы, ри­сунки, коллажи, фотографии, иллюстрации, аудио, видео, мультимедийные ма­териалы и т.п. Оппонирование, рецензирование результатов исследования в проблемных группах. Основные требования к представляемым для участия в конференции работам. Подготовка презентаций (устных и компьютерных).

Практическая работа № 4. Дискуссия на основе самоанализа и самооцен­ки результатов проведенного исследования. Рецензирование и оппонирование работ.

Творческая работа. Разработка устной и компьютерной презентации ре­зультатов исследовании.

Тема № 5. Заключительное занятие.

Подведение итогов. Проведение интеллектуального марафона по творческим заданиям. Представление материалов на конкурсы, олимпиады, школьные конференции разного уровня. Рефлексия проведения и результатов исследования.

Список литературы:

1.Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. - М: Наука, 1988.

2.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М., 2001

3.Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М., 1999.

4.Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977.

5.Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 2000.

6.Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999.

7.Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследо­вательской деятельности. - М., 2003.


© 2010-2022