- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Доброедова Г.В. |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа "Одаренные дети"
(система работы учителя истории и обществознания Доброедовой Г.В.)
с одаренными учащимися)
«Способности - объяснение вашего успеха".
Г.Томпсон
Сроки реализации программы: 2011-2014 учебный год.
Концептуальные основания системы работы с одаренными детьми:
-
способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
-
одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
-
одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача - выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
-
в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;
-
основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов;
-
деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта.
Цель: развитие детской одаренности через использование современных образовательных технологий
Задачи развития:
- развитие креативности, нестандартности мышления
- развитие позитивной Я-концепции
- развитие творческой самостоятельности
- развитие коммуникативных умений
- развитие метапредметных умений одаренных учащихся.
Педагогические задачи:
- Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.
- Повышение уровня профессионализма владения инновационными тенденциями образования.
Основные формы внеурочной деятельности учащихся
Форма
Задачи
Факультатив
-
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
-
Повышение степени самостоятельности учащихся.
-
Расширение познавательных возможностей учащихся.
-
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция
-
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
-
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
-
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя истории
-
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности
-
Представление широкого внеурочной деятельности.
-
Повышение мотивации учеников к изучению истории
-
Развитие творческих способностей учащихся.
-
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
-
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки:
«Историческое краеведение»,
«Знатоки истории»
Клуб «Наследники»
-
Развитие творческих способностей учащихся..
-
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Организация исследовательской работы учащихся
8-9 классы
Развивающий этап:
-
Совершенствование навыков научной организации труда.
-
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
-
Формирование исследовательских навыков.
-
Развитие информационной культуры учащихся.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметная неделя.
Олимпиады.
Факультатив
НОУ
10-11 классы
Исследовательский этап:
-
Совершенствование исследовательских навыков.
-
Совершенствование информационной культуры учащихся.
-
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметная неделя.
Олимпиады.
Факультатив.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.
Реализация программы в практике обучения:
-
Проблемное обучение (А.М. Матюшкин).
-
Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов).
-
Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская).
-
Каникулярные формы и программы:
А) для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей);
Б) различные виды деятельности - познание себя и своих интересов;
В) погружение в изучение предметов.
Формы работы с одаренными учащимися:
-
групповые занятия с одаренными учащимися
-
кружковая работа;
-
участие в научном обществе;
-
проектная деятельность;
-
организация экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.
-
погружение в предмет (история и обществознание) в каникулярное время.
-
организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр по предмету.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2011-2014 гг.
№
Мероприятия
Сроки
1.
Диагностика одаренных детей (совместно с психологической службой школы)
Сентябрь
ежегодно
2.
Участие в школьных олимпиадах по истории, обществознанию, праву
Октябрь
ежегодно
3.
Участие в олимпиадах (муниципальный, региональный этапы)
Ноябрь, декабрь, январь
4.
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми
Постоянно
5.
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми
Постоянно
6.
Участие в работе научного общества (НОУ) в учебном году
Сентябрь
апрель
7.
Проведение предметных недель
Декабрь
8.
Распространение опыта работы с одаренными детьми
Ежегодно
Программа работы с одаренными детьми
«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа курса рассчитана на 34 часа (в течение целого учебного года) по одному часу в неделю.
Пояснительная записка
Курс «Основы исследовательской деятельности» является составной частью системы работы с одаренными детьми.
Одной из главных задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация учебной научно-исследовательской деятельности (НИД).
Актуальной проблемой, сегодня, является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
Цель курса - развитие творческих способностей обучающихся, проективной, учебно-исследовательской и других ключевых компетентностей.
Задачи:
-формирование системных научных знаний учащихся;
-изучение основ общей методологии научных исследований;
-повышение престижа знаний, общей культуры; формирование ценностных ориентации.
-совершенствование умений и навыков учебной исследовательской деятельности на основе комплексного применения знаний на практике;
-формирование навыков работы с научной литературой и другими источниками информации;
-знакомство с принципами планирования и организации исследования
-обогащение социального опыта учащихся: развитие коммуникативных способностей, умения преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи;
-развитие готовности к осознанному выбору профиля обучения и будут
профессии;
-воспитание уверенности в своих силах.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть системой знаний, умений и способов деятельности по организации и проведению основных этапов учебно-исследовательской работы в соответствии с общими правилами научного исследования. К ним относятся:
-выбор темы исследования;
-выявление проблемы исследования;
-правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;
-умение работать с научной литературой и другими источниками информации;
-отбор и структурирование материала;
-соответствие собранного материала теме и целям исследования;
-теоретическое обоснование результатов исследования, рекомендации
решению проблем;
-обобщение результатов исследования и оформление работы.
Учащиеся должны знать:
-методологию организации и проведения учебного исследования;
-сущность проблемного поля исследования на основе интеграции содержания разных областей знаний;
-источники, структуру, средства пользования информационной образовательной среды.
Учащиеся должны уметь:
-самостоятельно работать с различными источниками информации, письменно фиксировать основное содержание прочитанного;
-составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме;
-реферировать, рецензировать и оппонировать других исследователей по
теме исследования;
-обобщать результаты;
-владеть основными методами учебного исследования теоретически и
эмпирическими:
-проводить презентацию результатов исследования.
Прогнозируемые результаты:
-развитие личностных качеств обучаемого на основе НИД;
-формирование готовности к продолжению образования, самообразованию и осознанному выбору профессии.
Содержание курса
Тема № 1. Вводное занятие.
Научное знание и познание. Методологические основы научного знания. Научное знание и его виды. Ценность научного знания.
Знакомство с уровнями научного познания. Эмпирический и теоретический
уровни научного познания. Научные понятия, связанные с предметной областью
знания. Образование научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование и т.д. Сходство и различие научного и учебного исследования.
Практическая работа №1. Освоение методов познания (на примере конкретной области знания).
Творческая работа для индивидуальной работы учащихся: выбор темы исследования, определение объекта, предмета, цели, задач, методов исследования
Тема № 2.Основные принципы планирования и организации исследований.
Выявление мотивации, потребностей и готовности учащихся к самостоятельному выбору темы исследования. Виды исследовательских работ. Планирование и организация учебно-исследовательской работы. Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач, объекта и предмета изучения, вы
движение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы
опыта. Методы научного исследования. Теоретические и экспериментальные
методы. Полевые и лабораторные методы. Структура научной работы. Этапы
работы над научным исследованием. Ведение документации, ошибки исследования. Теоретическое обоснование результатов исследования. Рекомендации по
решению проблемы учебного исследования. Требования к оформлению результатов исследования.
Практическая работа №2. Диагностика интересов, склонностей и способностей учащихся к учебно-исследовательской работе и самостоятельному выбору темы исследования.
Творческая работа. Разработать алгоритм учебного исследования по выбранной теме.
Тема № 3. Работа с различными источниками информации.
Работа с научной литературой. Общие требования к текстовым документам. Принципы построения систематических и алфавитных каталогов, правила цитирования и составления
списка литературы. Составление списка литературы, аннотации, работа с электронными ресурсами. Использование аудио-, видео-, слайдов и мультимедийных средств по теме исследования.
Практическая работа №3. Освоение методов преобразования информации на бумажных и электронных носителях.
Творческая работа. Разработка программы исследования по содержанию выбранной темы с использованием различных источников информации.
Тема № 4. Анализ и оформление результатов исследования.
Обработка и обобщение результатов исследования. Самоанализ, самооценка, коррекция результатов исследования. Оформление научного отчета. Использование компьютерных программ для обработки результатов проведенного исследования и оформления
приложения (таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, логические схемы, рисунки, коллажи, фотографии, иллюстрации, аудио, видео, мультимедийные материалы и т.п. Оппонирование, рецензирование результатов исследования в проблемных группах. Основные требования к представляемым для участия в конференции работам. Подготовка презентаций (устных и компьютерных).
Практическая работа № 4. Дискуссия на основе самоанализа и самооценки результатов проведенного исследования. Рецензирование и оппонирование работ.
Творческая работа. Разработка устной и компьютерной презентации результатов исследовании.
Тема № 5. Заключительное занятие.
Подведение итогов. Проведение интеллектуального марафона по творческим заданиям. Представление материалов на конкурсы, олимпиады, школьные конференции разного уровня. Рефлексия проведения и результатов исследования.
Список литературы:
1.Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. - М: Наука, 1988.
2.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М., 2001
3.Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М., 1999.
4.Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977.
5.Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 2000.
6.Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999.
7.Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. - М., 2003.