Программа внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению За нами будущее

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия № 8»



Рекомендовано к реализации

Протокол № ___ от 30.08.15

заседания педагогического совета

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия № 8»

______________ И.А. Рычкова

Приказ № ___ от ____________





Рабочая программа внеурочной деятельности

«За нами будущее»

34 часа

для учащихся 7 класса

(направление развития личности гражданско-патриотическое,
вид деятельности проблемно-ценностное общение)


Автор программы

Программу составила:

Ромашина Юлия Николаевна,

воспитатель,

МБОУ «Гимназия № 8»

г. Череповец, 2015 г.

Пояснительная записка

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

  1. формировать у учащихся основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Вологодской области;

  2. сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;

  3. воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

  4. формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  5. вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

  6. развивать творческие способности учащихся.

Отличительные особенности программы:

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа "За нами будущее" предполагает воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций»; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах, а также организовывать теоретические и практические занятия для детей.

Программа внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению «За нами будущее» предназначена для обучающихся 7 класса и является логическим продолжением программ, реализованных в данном классе в прошлом учебном году. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Планирование составлено на 34 ч.,1час занятий в неделю.

Программа "За нами будущее" включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. "Я и я" - формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2. "Я и семья" - формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3. "Я и культура" - формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Предполагаемый результат деятельности:

- умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

4. "Я и школа" - формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

5. "Я и мое Отечество" - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Ценностные установки и планируемые результаты:

Ценностные установки:

- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

- родная земля, заповедная природа, планета Земля;

- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Уровень результатов работы по программе

Первый уровень результатов:

  • Совершенствовать систему патриотического воспитания в школе.

  • Формировать чувство гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину.

Второй уровень результатов:

  • Формировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; отвлечь учащихся от противоправной деятельности;

  • Формировать уважение и чувство долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе, активную жизненную позицию;

  • Развивать ценностное и доверительное отношение к другим людям;

  • Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Третий уровень результатов:

  • Оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей; создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности;

  • Адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • Отвечать за свои поступки;

  • Отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

  • Играть по упрощенным правилам в спортивные (футбол, баскетбол, пионербол) и подвижные игры для развития выносливости, быстроты;

  • Соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной деятельности

Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей


Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов



Теор.

Прак.

1

Вводное занятие

1

Раздел 1. Я и я

2

Что такое личность?


1

3

Я, ты, мы. Поговорим о толерантности

1


4

Правила счастливого человека


1

5

Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?

1


6

Хочу и надо


1

7

Я и мой класс


1

8

Ученик года


1

Раздел 2. Я и семья

9

Забота о родителях - дело совести каждого

1


10

Я люблю свою маму


1

11

Я и мои родственники


1

Раздел 3. Я и культура

12

Проще простого о вежливости

1


13

Встречи с интересными людьми


4

14

Культпоходы в театр, музеи, кино, концертные залы, выставки, экскурсии


4

Раздел 4. Я и школа

15

Мои права и обязанности в школе

1


16

Моя учительница


1

17

Наша школа в будущем


1

18

Школьная символика

1


Раздел 5. Я и мое Отечество

19

Наша страна - Россия

1


20

Об ответственности несовершеннолетних

1


21

Права и обязанности ребенка


1

22

Моя малая Родина

1


23

Поэты и писатели нашего города


1

24

След Великой Отечественной войны в жизни родного края


1

25

О чем шепчут названия улиц родного города


1

26

Герои России


1

27

Урок милосердия и доброты


1

28

О подвигах женщин в военное время


1

Итого

34








Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие. (1 час)

Знакомство с программой. Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности при занятиях подвижными играми. Игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.)

Тема 2. Что такое личность? (1 час)

Беседа «Что такое личность?», «Кто я? Какой я?». Творческая работа «Моё хобби».

Тема 3. Я, ты, мы. Поговорим о толерантности. (1 час)

Определение слова «толерантность». Два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Тест «Познай себя»

Тема 4. Правила счастливого человека. (1 час)

Психологический практикум «Правила счастливого человека». Работа в группах, создание свода правил.

Тема 5. Умеете ли вы вести здоровый образ жизни? (1 час)

Определение понятия «здоровье». Беседа о различных вариантах отношения к своему здоровью и возможных путях его сохранения, правильном питании, режиме дня. Беседа о вреде алкоголя, курения и наркомании. Просмотр социального видеоролика.

Тема 6. Хочу и надо. (1час)

Правила жизни. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Творческая работа «Письмо самому себе».

Тема 7. Я и мой класс. (1 час)

Час откровенного разговора «Мой сосед по парте». Игра «Электрический стул», «Портрет класса». Самое сильное звено. Мой класс - моя семья. Мой лучший школьный друг.

Тема 8. Ученик года (1 час)

Игровая программа «Ученик года-2014»

Тема 9. Забота о родителях - дело совести каждого. (1 час)

Формирование гражданского отношения к своей семье. Фотографии из семейного альбома. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

Тема 10. Я люблю свою маму (1 час)

Конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму»

Тема 11. Я и мои родственники. (1 час)

Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Мои семейные обязанности.

Тема 12. Проще простого о вежливости. (1 час)

Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка.

Тема 13. Встречи с интересными людьми. (4 часа)

Организация встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, воинами- афганцами; встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами.

Тема 14. Культпоходы в театр, музеи, кино, концертные залы, выставки, экскурсии (4 часа).

Экскурсии в краеведческие музеи, театры, на выставки.

Тема 15. Мои права и обязанности в школе. (1 час)

Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Устав школы.

Тема 16. Моя учительница. (1 час)

Конкурс фотографий и рисунков «Моя учительница».

Тема 17. Наша школа в будущем. (1 час)

Конкурс сочинений «Наша школа в будущем».

Тема 18. Школьная символика. (1 час)

Гимн, герб, флаг гимназии.

Тема 19. Наша страна - Россия. (1 час)

Формирование гражданского отношения к Отечеству. Знакомство с символами Российского государства. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России.

Тема 20. Об ответственности несовершеннолетних. (1 час)

Встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних»

Тема 21. Права и обязанности ребенка. (1 час)

Формирование гражданского отношения к Отечеству. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства.

Тема 22. Моя малая Родина. (1 час)

Знакомства с символами родного края. Наш герб, гимн, флаг. Просмотр фильма «Город Череповец». Город, в котором я родился. Его история.

Тема 23. Поэты и писатели нашего города. (1 час)

Знакомство с творчеством поэтов и писателей Череповца.

Тема 24. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. (1 час)

Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Открытка ветерану.

Тема 25. О чем шепчут названия улиц родного города. (1 час)

История страны и города в названиях улиц.

Тема 26. Герои России. (1 час)

Они защищают Родину. Поклон тебе, солдат России. Города-герои.

Тема 27. Урок милосердия и доброты. (1 час)

Круглый стол «Нравственные качества настоящего человека». Проблема милосердия.

Тема 28. О подвигах женщин в военное время. (1 час)

Героизм русских женщин в Великой Отечественной войне.


Методическое и материально-техническое обеспечение


Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьника.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы

  • Классный час

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Литературно - музыкальные композиции

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Коллективные творческие дела

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Трудовые дела

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

  • Акции благотворительности, милосердия

  • Творческие проекты, презентации

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания


Перечень дидактических материалов


Для реализации программы внеурочной деятельности «За нами будущее» в гимназии имеются необходимые условия: занятия в гимназии проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой будет организовано питание.

Гимназия располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, актовым залом и кабинетом хореографии.

Кадровое оснащение:

Программа реализуется в классном коллективе во внеурочное время под руководством воспитателя Ромашиной Юлии Николаевны (1 квалификационная категория). При проведении мероприятий привлекаются учителя предметники (учитель музыки, физкультуры, хореографии). Основными помощниками являются родители.

Материально-техническое оснащение:

  • Интерактивная доска - 1

  • Мультимедийный проектор - 1

  • Комплект компьютерной техники - 1

- монитор

- системный блок

- клавиатура

- колонки (2)

- принтер

Справка о наличии печатных, электронных, информационных ресурсах, используемых при реализации программы внеурочной деятельности


№ п/п

Название курса

Печатные ресурсы

Электронные ресурсы

Информационные ресурсы

1

«За нами будущее»

  • 1.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности-основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М.: Новая школа, 1993. - 78 с.

  • 2. Голованова М.., Шергин В.С. Государственные символы России: научно-популярные издания для детей. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003, - 160 с.

  • 3. Герб и флаг Череповца: книга по истории Вологодского края для обучающихся младшей и средней школы. - Череповец: Винтаж, 2009. - 40 с.

  • 4.История Череповца, очерки с древнейших времен и до наших дней.- Череповец: 2006. - 352 с. Сизоненко Т. В. и др.

  • 5. Череповец: краеведческий альманах, выпуск 1,2, 3. - Вологда: Издательство «Русь», ВГПУ, 1996.

1.summercamp.ru
2.festival.1september.ru/

3. ped-kopilka.ru/

4. cherepoves.narod.ru/people.htm

5. ww2history.ru/3999-velikijj-podvig-sovetskojj-zhenshhiny-v-gody.html

6. cultinfo.ru/literature/vologjane/index.htm

1. Видеоролик «Череповцу 235 лет»

2. Презентация «Права и обязанности»

3. Презентация «Череповец вчера и сегодня»

4.Видеоролик «Моя семья»

5. Занятие «Что такое толерантность»



Используемая литература:


  1. Варакина И. И., Парецкова С. В. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2007 год.

  2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006

  3. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

  4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов - М.: Просвещение, 2010 год;

  5. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. - № 7.

  6. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  7. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  8. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Интернет.

  9. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

  10. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

  11. Пудовина Е. И. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 год;

  12. Чудакова Н. В., Громов А. В. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.

  13. Сыров С. Н. Страницы истории. Москва, Русский язык, 1987 год.



© 2010-2022