Эссе Я - учитель

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Я - учитель»

В жизни каждого из нас был свой первый учитель. Человек, который открыл для нас новый мир, проводил с нами много времени, который значим для нас в той или иной степени. Я до сих пор помню свою первую учительницу, помню, как брала во всём с неё пример, и прежде, чем как - то поступить в той или иной ситуации невольно думала: «А как бы поступила в этом случае она, моя первая учительница?»

Вот и я стала для кого-то его первым учителем. Сегодня моя очередь отвечать на вопрос: в чем мое предназначение как учителя, учителя в современной школе?

Кто же он школьный Учитель? Это не тот, кто имеет полученную квалификацию , и даже не тот, кто каждый день приходит в школу и дает уроки… Учитель - в буквальном смысле - «ведущий дитя» (paidagogos). Тот, кто сможет повести за собой велением и щедростью души, добротой сердца, силой таланта. Ко многому обязывает…

У меня был свой путь между педагогом по диплому и учителем, по сути, путь непростой. И не каждому его удаётся осилить. Но я стараюсь. Только через несколько лет, пройдя через излишнюю самонадеянность, сделав ошибки, а вслед за этим и неуверенность в своих силах, возможностях, переоценке смыслов в этой профессии, только тогда начинаешь сознавать, что «не многие пусть делаются учителями» (библейская мудрость).

На мой взгляд, самое страшное в этой профессии - отсутствие призвания, истинного призвания. И как непреложная истина: первое в нашей профессии - это любовь к детям, к любым: ленивым и старательным, внимательным и рассеянным, серьезным и взбалмошным. И не только любовь, а и готовность всегда прийти им на помощь. Ведь дети остро чувствуют невнимание к их внутреннему миру, они сразу «замыкаются» в себе. Ребенка обмануть нельзя.

Я убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, что каждый ребенок талантлив по-своему. Необходимо помнить, что ребенок - это, прежде всего личность, у которой есть свой опыт, мнение, чувства, свои представления о мире. Нужно уметь расслышать ребенка, уловить, что ему важно, быть внимательным к его мнению, поддерживать ребенка, чтобы он получал радость от приобретенных знаний, чтобы учеба была для него не безрадостным заучиванием, а процессом самовыражения, творчества, самопознания, доказания себе самому того, что «Я сам! Я умею! У меня получилось!» А если получилось, значит, «продолжаю учиться и работать над собой и дальше».

Я пытаюсь дотянуться, «подняться до чувств ребенка» (Я.Корчак), разглядеть, не пропустить его неповторимость, уникальность. Одинаковых людей не бывает, как и детей тоже. Неверно оценивать ребенка по каким-то шаблонам, трафаретам, выведенным кем-то, применяя к «среднему ученику».

Понимая, что научить ребенка по - иному взглянуть на какие-то уже привычные вещи, научить думать в иной плоскости (а порой, чтобы вообще научить думать), не бояться поиска, необходимо постоянно пропускать через себя все, что ты хочешь дать ребенку в этот день, на каждом уроке. И отсюда: постоянный поиск, каждодневная работа и сомнения: сработает ли, удастся ли, получится ли… Ведь главным становится не просто научить ребенка, а научить учиться, научить его жить в наше нелёгкое время, научить различать в жизни хорошее и плохое, ориентироваться в таком быстром круговороте событий и всегда правильно принимать нужное решение в любой ситуации.

Искусство учителя состоит и в том, чтобы сделать урок для ребенка увлекательным, познавательным, запоминающимся, необычным, не похожим на другие уроки. Но это невозможно, если ты не работаешь в диалоге, в контакте, в содружестве со своими детьми. Это сотрудничество позволяет совершать ребенку его первые открытия, рассказать что-то интересное своему учителю. Часто создаваемые таким образом знания становятся новыми и для меня. Я учусь у своих детей и всегда говорю им за это «спасибо»!

Но, все же главный труд учителя не только в том, чтобы дать ребенку образование, а в том, чтобы развивать душу, формировать характер, воспитывать Человека. Я осознаю ту огромную ответственность, которая лежит на мне, как учителе, за каждое прикосновение к душе ребенка. И что будет записано в их неокрепших душах, доброе или злое, светлое или темное, зависит и от меня, а зачастую только от меня, так как родители в последнее время всё меньше и меньше уделяют внимания своему чаду, так как больше всего озабочены зарабатыванием денег на проживание. Нынешним ребятам всё больше и больше не достаёт внимания, участия со стороны родителей. Поэтому, очень важно, что ребёнок получит в школе от учителя, где он проводит значительную часть своего времени, гораздо больше, чем дома.

Детям нужно чувствовать свою востребованность, интересность, твое неравнодушие - и если ты даешь это, то связь между твоим маленьким учеником и тобою, учителем, не обрывается.

Мне важно, когда на каждом уроке удается заинтересовать ребенка настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, чтобы захотелось задавать вопросы и искать на них ответы.

Мы вместе радуемся нашим победам и делаем выводы из наших неудач. А самое главное - я учу их удивляться и, конечно, мечтать!

Вспоминается притча о крылатом ученике, где мудрец говорит учителю: «…Если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым». Именно мы, учителя, учим летать неокрепшие души наших детей. И я очень хочу, чтобы мои маленькие ученики не боялись отрываться от земли, «вставали на крыло», чтобы могли познать радость полета. И в этом я вижу свое предназначение, как учителя.

Завтра опять рабочий день, и мне хочется идти в школу…



© 2010-2022