Игры, направленные на развитие адекватной самооценки

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры, направленные на развитие адекватной самооценки


Игра «Молчок»

С помощью этой игры происходит коррекция поведения. Прочтите детям стихотворение А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришел Молчок -

Осень робкий новичок.

Он сначала был несмел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка - скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

Обсудите с детьми данное стихотворение. Далее выберите «Молчка», который сначала робко сидит не стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку.

«Скучно, скучно так сидеть»

Данная игра развивает раскованность, тренирует самоорганизацию. Для ее проведения вдоль противоположных стен ставятся стулья. Возле одной стены - по количеству детей, а возле другой - на один стул меньше. Дети садятся на стулья. Ведущий читает вслух следующие стишки:

Скучно, скучно так сидеть.

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только заканчивается чтение, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Кто остался без места - проиграл. При продолжении игры каждый раз убирается по одному стулу.

«Сочиняем историю»

Эта игра помогает детям выразить свою индивидуальность, учит адекватным способам взаимодействия, взаимопонимания, развивает умение спокойно и до конца слушать собеседника.

Дети выбирают основную тему сказки (если испытывают затруднение, тему назначает ведущий). Затем все садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», начинают сочинять. Первый ребенок говорит первое предложение, второй - второе и т.д. В конце, когда сказка окончена, проводится коллективное обсуждение, понравилась ли детям полученная сказка, что они чувствовали, сочиняя коллективно, что делали, пытаясь поправить друг друга, и т.д.

Можно нарисовать коллективный рисунок по сочиненной сказке.

«Иголка и нитка»

Данная игра развивает произвольность, коммуникативные и организаторские способности. Дети выбирают водящего - он будет «иголкой», а остальные дети получают роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) - за ней. Хорошо, если роль иголки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.

«Да и нет».

Игра развивает внимательность, произвольность, творческое мышление. Ведущий предупреждает детей, что они должны отвечать на вопросы, но слов «Да» и «Нет» не должны произносить. Произнесший эти слова выбывает из игры.


Игры, направленные на развитие взаимопонимания, вытеснение агрессии

«Кто есть кто - когда сердится?»

Эту игру можно назвать «проективной». Дети переносят свое собственное негативное состояние и негативный опыт взаимоотношений с другми на восприятие «сердитого человека».

кИгры, направленные на развитие адекватной самооценкито

Игры, направленные на развитие адекватной самооценки

Игры, направленные на развитие адекватной самооценки

Взерошеная

кошка

Игры, направленные на развитие адекватной самооценки

дракон

Молния

мама

01234

01234

01234

01234

01234

01234

Папа

01234

01234

01234

01234

01234

01234

Брат

01234

01234

01234

01234

01234

01234

Сестра

01234

01234

01234

01234

01234

01234

Дедушка

01234

01234

01234

01234

01234

01234

Бабушка

01234

01234

01234

01234

01234

01234

Я сам(а)

01234

01234

01234

01234

01234

01234

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы, на кого или на что похожи мама, папа и др., когда сердятся, и как часто это бывает, и выбрать соответствующую картинку.

Диагностика и осознание детьми особенностей агрессивного поведения своего и других.

Взрослый рассказывает детям, что человек злится, когда у него что-нибудь не получается, когда хочет сделать плохо другому человеку или быть сильнее и т.д.

- Какой бывает злость? Как кошка - это сестра царапается или оскаливается, как кошка; как динозавр - это мама, когда кричат на папу; как молния это папа, когда говорит грубо на маму; как шестеренки - это сестра, когда жмет, давит, и один раз чуть не удушила меня; как утюг - это брат шипит; как черная туча - когда бабушка грозится наказать нас.

Со слов ребенка взрослый определяет, насколько выражены ситуативно-личностные реакции агрессии у ребенка и взрослых, и подчеркивает соответствующую цифру в таблице: 0 - нет проявлений агрессивности, 1 - проявления агрессивности наблюдается иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно.

При подсчете баллов агрессивность мама, папы, брата и других оценивается как низкая (0 - 6 баллов); средняя (6 - 12 баллов); высокая (12 - 18 баллов); очень высока (18 - 24). Следует отметить, что эти оценки всего лишь средство для понимания того, что такое агрессивность глазами ребенка.

Ты диктуй, а я буду писать о том, что случилось.

Один ребенок толкнул другого, тот заплакал. Взрослый подходит к обиженному и говорить: «Что случилось? Ты диктуй, а я записывать буду». При этом пишет, делает пометки на листе бумаги или изображает действие письма; задает наводящие вопросы по поводу конфликтной ситуации; затем предлагает зачитать это письмо обидчику.

Правила. Нельзя рассказывать (диктовать)грубо и оскорбительно, обидчик и обиженный не должны перебивать друг друга.

Цель игры. 1. Осознание особенностей агрессивного и вспыльчивого поведения ребенком-агрессором; осознание особенностей негативного эмоционального состояния и поведения ребенком-жертвой. 2. Осознание детьми причин и последствий конфликта. 3. Стимуляция к выражению негативных эмоциональных состояний словами.

Ход игры. Вначале взрослый задает уточняющие и наводящие вопросы обиженному, ребенку-агрессору и детям-свидетелям конфликта: «Как ты думаешь, что тут случилось?», «А Кто видел, что произошло?», «Кто хочет дополнить рассказ (обиженного или обидчика)?»

Во второй части беседы задаются вопросы оценочного характера: «А кто первый начал?», «Кто виноват?».

Можно задавать вопросы, направленные на решение конфликта: «А что теперь делать?», «Как помочь помирится?».

Варианты игры: 1. ребенок рассказывает о том, что случилось, кукле; 2. взрослый предлагает ребенку, свидетелю случившегося, взять интервью-беседу с обидчиком под руководством взрослого. В руки ребенку можно дать микрофон (палочку).

Зло ищу - пальцем покажу!

Взрослый говорит детям: « Раз, два, три! Где зло прячется - покажи, а затем свой выбор объясни! Дети, закройте глаза, руки вверх поднимите и, не открывая глаз, пальцем укажите, где у вас зло прячется (в коленках, в руках, голове, животе)».

Правила игры. Нельзя опускать палец, если не назвал и не объяснил свой выбор самостоятельно или при помощи наводящих вопросов взрослого; нельзя подсматривать раньше, чем сделал свой выбор (когда в игру играет одновременно несколько детей).

Цель игры для ребенка. 1. Пережить чувство облегчения в процессе игры со взрослым и сверстниками через реакцию на обиду, чувства подавленности для ребенка-жертвы притеснения. 2. Поговорить о тех, кто обижает, и тех, кто не умеет «постоять за себя» в игровой ситуации.

Цели игры для взрослого. 1. Стимуляция осознания ребенком особенностей проявлений, причин и направленности агрессивного поведения; поведения жертвы. 2. Формирование менее агрессивных способов поведения между детьми. 3. Обучение детей выражению собственных переживаний, агрессивного поведения словами.

Ход игры. Если ребенок не понимает содержания игровой задачи, то взрослый объясняет ребенку, что надо делать. Для этого берет куклу, показывает, как кукла толкается, говорит: «Петя, меня кукла Маша ударила по руке. Где зло прячется?».

Для осознания детьми особенностей конфликтной ситуации (агрессором или обиженным-жертвой) взрослый задает вопросы: «Где прячется зло?», «А еще где?», «А почему здесь, а не…?», «А где прячется обита?».

Если ребенок проявляет сопротивление в виде негативизма, упрямства, враждебности или застенчивость, нерешительность, то взрослый стремится использовать стратегию на стимуляцию чувства юмора у ребенка («Где еще прячется зло, в носках?» и т.д.). Приложение 1.

Для уточнения выраженности состояний агрессии (обиды) взрослый задает вопросы: «Как часто ты бываешь злым (обиженным) - иногда, часто, почти всегда, всегда, раз в день, раз в неделю?».

Если ребенок не может найти, назвать, припомнить что-то «злое», то можно искать то, что вызывает обиду, разочарование, неудобство. Взрослый спрашивает или объясняет, чем отличается злость от обиды. Для этого задает вопросы: «Что хуже, быть обиженным или злым?», «Чем обида отличается от злости, недовольства?». Взрослый просит ребенка рассказать или написать, что можно делать, чтобы злость или обида ушли: не вспоминать зло (обиду); понять, почему зло (обида) произошли; посмеяться над злом (обидой); чаще думать о приятном; отвечать на зло (обиду) сердитым взглядом; накричать на зло (обиду); высмеять зло; нарисовать зло; гнев (обиду) и т.д.


Где зло прячется?


В предметах. В том, кто ломает, разрушает. В руках или бумаге.

В других детях, в их действиях и мыслях. Во взрослых. В глазах, во взгляде взрослых или детей.

В угрозах старших.

Нарисуйте или напишите, где, в ком, в чем еще прячется зло?

В обидных словах, в слухах, наговорах. В голове, во лбу, на лице, в груди или сердце. В том, кто дразнит других.

В неприятных существах. В ногах или носках.

Нарисуй или напиши, что сделать, чтобы злость ушла.


Полотенцем машу - злым ветром себя назову!

Содержание игры. Взрослый предлагает детям: «Я буду злым ветром, а вы мухами; я буду вас осаливать полотенцем, а вы бегайте и дразните меня; кого я осалил, считает до десяти и снова вступает в игру.

Правила игры. Нельзя продолжать игру, если тебя осалили и ты не досчитал до 10; нельзя толкать других, если увертываешься от водящего; нельзя дразнить водящего обидными словами.

Цель игры. 1. Диагностика агрессивности через провокацию физической ситуационно-личностной агрессии у ребенка в роли водящего. 2. Реакция физической агрессивности, враждебности (взрослым или ребенком) в роли водящего. 3. Стимуляция у детей двигательной активности и положительных эмоций для преодоления нерешительности и обидчивости в роли «мух». 4. Осознание через слово особенностей, причин и последствий агрессивного и вспыльчивого поведения детьми.

Ход игры. Водящий встает в круг и, размахивая полотенцем, ловит (осаливает) «мух». «Мухи» при этом дразнят его и стараются не попасть под полотенце. Варианты игры: 1. для того чтобы игра была эмоциональнее, за (перед, в) круг водящего можно поставить игрушку. Ребенку надо забрать игрушку и не быть при этом осаленным; 2. для овладения двигательной расторможенностью «мухи» должны летать молча, без единого писка, смеха и возгласов или не должны сбивать предметы, расставленные вокруг водящего; 3. в игре может быть два водящих; 4. дети дразнят водящего парами, не разрывая при этом рук. Для осознания особенностей, причин и последствий агрессивного и обидчево-нерешительного поведения детьми взрослый задает вопрос: «Кто был самым опасным мухоловом?», «Кто слишком сильно салил детей?», «Кому было неприятно, что его осалили, но не обиделся?»; «Кто сильнее всех толкается?».


© 2010-2022