Статья. Коллективное творчество учащихся

       Раскрыть творческие способности можно как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности. Хочется подробнее остановиться на коллективной творческой деятельности (КТД) учащихся. Коллективное творческое дело – это дело, которое подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, представления, музыкальное и художественное  оформление. Это и эстетическое наслаждение, и расширение детского кругозора, а также сплочение коллектива ребят. В КТД педагог создает условия...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

окружная научно - практическая конференция

НОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ШКОЛА РОССИИ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ

Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше,

исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить

замок на песке, приветствовать будущее.- П.Торренс

Раскрыть творческие способности можно как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности. Хочется подробнее остановиться на коллективной творческой деятельности (КТД) учащихся. Коллективное творческое дело - это дело, которое подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, представления, музыкальное и художественное оформление. Это и эстетическое наслаждение, и расширение детского кругозора, а также сплочение коллектива ребят. В КТД педагог создает условия для творчества школьников, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность.

Как организовать коллективную творческую работу детей? Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. Для этого необходимо учитывать: интересы и потребности каждого, «непротиворечие» индивидуальной цели целям группы. Форма коллективной творческой деятельности отличаются от других форм, прежде всего характером постановки задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности учитель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Ученики как будто сами «открывают» их вместе с учителем. Основу этой работы составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива. Это хорошо просматривается через самоуправление. Самоуправление развивается более успешно в условиях вариативности и свободы выбора деятельности, творческого партнерства и сотрудничества. При этом учитель и ученики планируют дела сообща, готовят, проводят и оценивают работу, «отдавая» свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новые варианты.

К формам коллективной творческой деятельности относят наиболее распространенные коллективные творческие дела (оформление классной комнаты к предметным неделям, оформление классного уголка, уголка по правилам пожарной и дорожной безопасности, проведение праздников «Мамин день», «Богатырские забавы», «День смеха», ярмарки «Золотая осень», конкурс «Самый умный ученик»).

Один из эффективных приемов - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. При выборе КТД необходим прием «мозговая атака». В ходе мозговой атаки может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений. Прием - отбор идей - часто используется в выборе КТД. Из множества идей и решений нужно выбирать 2 - 3 варианта решений. Когда выбор осуществляется сложно, используется еще один прием - защита идей. Каждый член коллектива аргументирует свой вариант, подводится итог поиска, и в результате рождается окончательное решение. Чтобы обеспечить реализацию возможностей КТД, необходимо соблюдать определенные условия:

  • нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД;

  • подготовка и проведение КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предыдущих дел;

  • необходимо учитывать опыт т знания учащихся, полученные в учебно - воспитательном процессе.

Организация КТД предусматривает шесть стадий (И.П.Иванов):

  1. Предварительная работа. Педагог устанавливает место проведение КТД, определяет цель и задачи дела, выясняет различные варианты, продумывает способ реализации, намечает действия, которые могут настроить и увлечь учеников на дело.

  2. Коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на вопросы: Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?

  3. Коллективная подготовка дел. Руководящий орган уточняет и конкретизирует план подготовки и проведения КТД.

  4. Проведение КТД. Подведение итогов подготовки.

  5. Коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. Учащиеся приобщаются к выработке общественного мнения, созданию добрых традиций.

  6. Ближайшее последствие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и её практической реализации:

  • доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

  • выработка ценностей, идеалов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;

  • определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

  • создание условий для включения детей в творческую деятельность;

  • движение от личности к делу, а не от дела к личности;

  • оценка результатов, анализ коллективной творческой деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности.

Коллективная творческая деятельность перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес у самих учащихся.



© 2010-2022