Сыныптан тыс жұмыс Тұманбай жырлары

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа №19. Класс 6 «А».

Классный руководитель: Жиеналина Г.А.

Классный час на тему:«110 лет со дня рождения Утебая Турманжанова»

«130 лет со дня рождения Мыржакыпа Дулатова».

Цели:

  1. Знакомство с жизнью и творчеством поэтов.

  2. Воспитание чувства патриотизма учащихся.

  3. Развитие активности эстетического восприятия поэтических текстов.

Оборудование урока:

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, интер.доска).

  • Презентация на тему: Мыржакып Дулатов;

  • Слайд портрета Утебая Турманжанова;

  • Кроссворд:

Ход урока:

  1. Жизнь и деятельность Утебая Турманжанова

  2. Биография Мыржакыпа Дулатова

Сыныптан тыс жұмыс Тұманбай жырларыСыныптан тыс жұмыс Тұманбай жырлары

Сегоднешний классный час посвяшен известным казахским поэтам:

Турманжанову Утебаю Турманжановичу и Мыржакыпу Дулатову.

Этот год для многих поэтов яляется юбилейной датой, вот среди них и они. В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Утебая Турманжанова и 130 лет со дня рождения Мыржакыпа Дулатова.

Сегодня мы на уроке познакомимся с жизнью и творчеством этих поэтов.

Турманжанов Утебай Турманжанович (15.12.1905 - 17.03.1978 гг) - известный казахский советский поэт, литературовед - родился 15 декабря 1905 года на территории нынешнего Арысского района Чимкентской области в семье крестьянина - земледельца.

Рассказывает Костинская Кристина.

С 1919 года учился в школе - интернате № 14 г. Ташкента, где в 1920 году вступил в ряды Ленинского комсомола. С 1957 года член КПСС.

В 1922-1925 годы У. Турманжанов учился в Коммунистическом университете трудящихся востока в г. Москве. С 1926-1928 гг. преподавал в Средне - Азиатском коммунистическом университете им. В. И. Ленина в

г. Ташкенте. С 1929 по 1930 год преподавал казахско-киргизский язык и литературу в Средне-Азиатском государственном университете, где заведовал кафедрой казахско-киргизской литературы. В 1931 году в г. Алма-те преподавал казахскую литературу в Казахском педагогическом институте им. Абая, одновременно заведовал учебно-методическим сектором Казгосиздата.

Рассказывает Нурадинова Жулдызай.

С 1934 по 1936 годы был заместителем редактора газеты «Қазақ әдебиеті». С 1934 года - член Союза писателей СССР. В 1936-1938 годы работал заместителем редактора и редактором журнала «Литературный фронт», ныне «Жұлдыз». С 1958-1964 годы он работал заведующим редакции детской и юношеской литературы Казахского государственного издательства художественной литературы.

Рассказывает Рамазанова Алина.

Утебай Турманжанов выпустил более 30 сборников, стихов, рассказов, повестей, сказок, адресованных в основном маленьким читателям. Он по праву считается одним из основателей казахской советской детской литературы.

Утебай Турманжанов трудился также в области собирания и обработки казахских народных сказок: им составлено и издано сборники поговорок и пословиц. В 1966 году издан на русском языке сборник Казахских народных сказок и поговорок под названием «Птица счастья»

В 1959 году награжден медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд».

В связи с 60-летием со дня рождения и заслуги в развитии казахской советской литературы в декабре 1964 года был награжден Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР, в 1974 году орденом Трудового Красного Знамени.

Творчество. Рассказывает Финаева Елизавета.

Является автором сборника рассказов «Кошан-бедняк» (Қошан кедей, 1927), сборников стихов «Быстрыми шагами» (Тез адыммен, 1929) и «Тайны зари» (Таң сыры, 1929). В 1929 г. был составителем и одним из авторов сборника стихов казахских поэтов, посвященных В. И. Ленину, - «Песни зари» (Таң өлеңдері).

После реабилитации посвятил себя детской литературе, писал стихи и сказки для детей.

Произведения Утебая Турманжанова:

«Черное золото»

«Белое золото»

«Пулемет»

«Байкыз» (1935)

«Избранные стихи» (1936)

поэма «Сталин» (была премирована

на всеказахстанском литературном конкурсе)

поэмы для детей

«Ласточка»

«Стальная птица»

«Поэма о двух братьях»

«Белый верблюжонок»

«Птица счастья: казахские народные сказки для детей»

«Веретено»

«Медовый город» (1962)

«Куралай» (1978)

«Избранные стихи и поэмы» («Таң дамалы ө лең дер мен поэмалар», 1958)

«Моя книга» («Менің кітабым», 1962)

«Избранное» («Таң дамалы шығ армалар», 1965).

Рассказывает Бекмурзин Алимжан.

Утебай Турманжанов занимался также исследованием произведений казахского фольклора, собирал произведения устного народного творчества. Подготовил к изданию о днотомник «Пословицы и поговорки казахского народа» (1980), включающий 4000 казахских народных поговорок и пословиц.

Известный переводчик на казахский язык классиков русской литературы А. Пушкина и М. Лермонтова.

Награды. Орден Трудового Красного Знамени (1974)

ряд медалей СССР

Сыныптан тыс жұмыс Тұманбай жырлары

Дулатов Мыржакып (1885-1935 гг.)

Дулатов Мыржакып (Мир-Якуб) - великий поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в ХХ веке. Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области.

Рассказывает Пашаева Накиба.

В своем кратком описании детства он писал: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет - отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился». Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, еще два года - в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Обучал аульных детей. Часы досуга посвящал самообразованию, много и жадно читал книги казахских, русских, европейских и восточных авторов. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты «Серке» в Петербурге. «Серке» название странное для русского уха и привычное для казахского, стосковавшегося в закованном в гранит городе по привольным степным просторам:

Рассказывает Шевченко Глеб

Первое собрание стихов «Оян, казак», вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала ХХ века, одним из ведущих вдохновителей которого Мыржакып Дулатов считается по праву. В 1911 году сборник «Оян, казак» был конфискован, - как отметил сам автор, - главным управлением по делам печати. Смагул Садвакасов в предисловии к книге «Молодой Казахстан» (1928) писал: В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним можно причислить ныне живущих А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева. Первый роман на казахском языке под названием «Бакытсыз Жамал» («Несчастная Жамал») вышел в 1910 году. Автором его является вышеупомянутый М. Дулатов. Роман описывает жизнь угнетенной казахской женщины, продаваемой, как вещь, за калым и имел огромный успех, доставив автору небывалую славу.

Рассказывает Мамбетова Мадина

Большое значение придавал Дулатов созданной, как он считает лишь благодаря самоотверженному труду и умелому руководству А. Байтурсынова, газете «Казах», выполнявшей роль общественно-политического издания, и просуществовавшей до октября 1918 года. Жизни и творчеству А. Байтурсынова он посвящает позднее очерк (1922). Активно сотрудничал в 1911 году Мыржакып и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и стихи. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием «Терме». После Октябрьской революции М. Дулатов работает в различных редакциях, продолжает писать, задумывает труд (остался незавершенным) по истории казахского народа. В 1928 году он был арестован, сидел два года в тюрьме, затем был сослан в Соловецкий лагерь, где и умер 5 октября 1935 года. Живы четверо внуков (Динар, Нурлан, Жанат, Ерлан) дети его дочери Гульнар, врачи по профессии.

Сыныптан тыс жұмыс Тұманбай жырлары

Рассказывает Готфрид Александр.

Жизнь и творчество М. Дулатова тесно связаны с партией «Алаш» и правительством «Алаш Орды». Мыслящие люди, и в их числе М. Дулатов, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынула по воле царской администрации, более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX века.

Рассказывает Ефимцева Ольга

Находясь в тюрьме на допросе в 1929 году в ответ на обвинение в «национализме», он пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам». М. Дулатов резко выступал против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с его письменной историей. Это положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстаивать права казахского языка и религии.

Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом… Рано или поздно, истина восторжествует».

Итог урока. Обсуждение по слайдам.

Итак дети, теперь мы должны разгадать крассворды :

Обращаю внимание детей на слайды



© 2010-2022