- Преподавателю
- Классному руководителю
- МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рахманова М.Н. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
М.Н. Рахманова
ЛПИ - филиал СФУ
г. Лесосибирск
Аннотация: в данной статье выявляются формы, методы работы с одарёнными детьми, трудности их сопровождения в современных условиях.
Все более актуальной в настоящее время становится проблема организации работы с одаренными детьми, использование инновационных форм и методов их обучения.
Сегодня большинство исследователей признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [2;3].
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из главных аспектов деятельности школы. Уже в начальной школе на основе наблюдения, особенностей памяти, речи и логического мышления должно начинаться выявление одаренных детей.
К. Сили. Он определил следующие профессиональные умения педагога, необходимые для работы с одаренными учащимися:
-
проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования учащегося;
-
модифицировать учебные программы;
-
стимулировать когнитивные способности учащихся;
-
работать по специально разработанным учебным планам;
-
предоставлять консультации ученикам и их родителям [1].
Вопрос о лучших условиях обучения каждого одаренного ребенка должен рассматриваться отдельно. Программы для работы с такими детьми обязаны иметь отличие от стандартных учебных программ. Обучение должно следовать их способностям. Одарённые дети имеют и общие особенности, их тоже нужно брать во внимание в учебных программах. Самое важное, это умение замечать, анализировать и представлять свои объяснения.
Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению определенных задач.
Для этой категории детей наиболее подходят такие методы работы как:
-
Исследовательский - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска;
-
Проблемный - это метод, в ходе которого учитель даёт новый материал, создавая на уроке проблемную ситуацию, являющейся для ребенка интеллектуальным затруднением;
-
Частично - поисковый - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания;
-
Проективный - метод оценки, в котором испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов.
Также существуют различные формы для работы с одаренными детьми:
-
Групповые занятия с сильными учащимися параллельных классов (составление карточек - заданий по изученному материалу, текстов, таблиц для работы на уроке, сочинений лингвистических сказок, работа «учителем», то есть проведение какого - либо фрагмента урока);
-
Разного рода факультативы (дополнительные занятие по разным направлениям);
-
Кружки по интересам (создание кружков в разных сферах деятельности);
-
Занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);
-
Различные конкурсы (спортивные соревнования, разные фестивали, интеллектуальные игры);
-
Интеллектуальный марафон (проведение конкурсов на развитие памяти);
-
Научно-практические конференции (это есть вовлечение особых детей в науку);
-
Участие в олимпиадах;
-
Работа по индивидуальным планам (индивидуальное обучение одаренных детей по особым программам);
-
Сотрудничество с другими школами или ВУЗами.
Одаренные дети намного быстрее перерабатывают и усваивают полученную информацию, обладают высоким энергетическим уровнем и уровнем познавательной активности, более самостоятельны и работоспособны, выбирают задания более высокой сложности в отличие от обычных детей, поэтому для них создаются особые методы и формы, которые дают возможность выбрать подходящие им виды творческой деятельности. Педагог должен создать все условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их профессионального самоопределения и самореализации, уделять большое внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере (ощущения, речь, память, воображение и т.д).
Список используемой литературы
1. Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4. С. 20-28
2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
3. Зарипова Р.Ш. Особенности обучения одаренных детей// nsportal.ru/
4. Садыкова О.А. Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
5. Цветкова С.В. Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США. 2000
6. Богоявленская Д.Б. Президентская программа «Дети России». Рабочая концепция одаренности. Москва 1998.