МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация: в данной статье выявляются формы, методы работы с одарёнными детьми, трудности их сопровождения в современных условиях.Список используемой литературы1.Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4. С. 20-282. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.3. Зарипова Р.Ш. Особенности обучения одаренных детей// http://nsportal.ru/4. Са...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

М.Н. Рахманова

ЛПИ - филиал СФУ

г. Лесосибирск

Аннотация: в данной статье выявляются формы, методы работы с одарёнными детьми, трудности их сопровождения в современных условиях.

Все более актуальной в настоящее время становится проблема организации работы с одаренными детьми, использование инновационных форм и методов их обучения.

Сегодня большинство исследователей признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [2;3].

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из главных аспектов деятельности школы. Уже в начальной школе на основе наблюдения, особенностей памяти, речи и логического мышления должно начинаться выявление одаренных детей.

К. Сили. Он определил следующие профессиональные умения педагога, необходимые для работы с одаренными учащимися:

  • проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования учащегося;

  • модифицировать учебные программы;

  • стимулировать когнитивные способности учащихся;

  • работать по специально разработанным учебным планам;

  • предоставлять консультации ученикам и их родителям [1].

Вопрос о лучших условиях обучения каждого одаренного ребенка должен рассматриваться отдельно. Программы для работы с такими детьми обязаны иметь отличие от стандартных учебных программ. Обучение должно следовать их способностям. Одарённые дети имеют и общие особенности, их тоже нужно брать во внимание в учебных программах. Самое важное, это умение замечать, анализировать и представлять свои объяснения.

Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению определенных задач.

Для этой категории детей наиболее подходят такие методы работы как:

  • Исследовательский - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска;

  • Проблемный - это метод, в ходе которого учитель даёт новый материал, создавая на уроке проблемную ситуацию, являющейся для ребенка интеллектуальным затруднением;

  • Частично - поисковый - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания;

  • Проективный - метод оценки, в котором испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов.

Также существуют различные формы для работы с одаренными детьми:

  • Групповые занятия с сильными учащимися параллельных классов (составление карточек - заданий по изученному материалу, текстов, таблиц для работы на уроке, сочинений лингвистических сказок, работа «учителем», то есть проведение какого - либо фрагмента урока);

  • Разного рода факультативы (дополнительные занятие по разным направлениям);

  • Кружки по интересам (создание кружков в разных сферах деятельности);

  • Занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);

  • Различные конкурсы (спортивные соревнования, разные фестивали, интеллектуальные игры);

  • Интеллектуальный марафон (проведение конкурсов на развитие памяти);

  • Научно-практические конференции (это есть вовлечение особых детей в науку);

  • Участие в олимпиадах;

  • Работа по индивидуальным планам (индивидуальное обучение одаренных детей по особым программам);

  • Сотрудничество с другими школами или ВУЗами.

Одаренные дети намного быстрее перерабатывают и усваивают полученную информацию, обладают высоким энергетическим уровнем и уровнем познавательной активности, более самостоятельны и работоспособны, выбирают задания более высокой сложности в отличие от обычных детей, поэтому для них создаются особые методы и формы, которые дают возможность выбрать подходящие им виды творческой деятельности. Педагог должен создать все условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их профессионального самоопределения и самореализации, уделять большое внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере (ощущения, речь, память, воображение и т.д).

Список используемой литературы

1. Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4. С. 20-28

2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

3. Зарипова Р.Ш. Особенности обучения одаренных детей// nsportal.ru/

4. Садыкова О.А. Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

5. Цветкова С.В. Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США. 2000

6. Богоявленская Д.Б. Президентская программа «Дети России». Рабочая концепция одаренности. Москва 1998.

© 2010-2022