Конспект занятия в старшей группе на тему Знакомство с искусством. народная игрушка

Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство с искусством. Народная игрушка» Программные задачи. Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомить с содержанием народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево, имеющихся в местах проживания мастеров. Материал. Глиняные игр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство с искусством. Народная игрушка»

Программные задачи.

Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомить с содержанием народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево, имеющихся в местах проживания мастеров.

Материал.

Глиняные игрушки: дымковские, филимоновские, каргопольские, калининские, деревянные: богородские двух-трех видов (загорские, семеновские или полхов-майданские) и их изображения, фотографии народных мастеров за работой; картинки с изображением игрушек; несколько современных фабричных игрушек из металла, пластмассы, резины, поролона.

Ход занятия.

Педагог кладет фабричные игрушки на один стол, а народные - на другой. Предлагает детям назвать те и другие игрушки и материал, из которого они сделаны. «Как вы думаете, где сделаны игрушки, которые находятся на первом столе, и кто их сделал? » Подтверждает, что металлические автомобили, пластмассовые животные и куклы, поролоновые зверюшки сделаны на фабриках или заводах. Там по одному образцу изготавливают тысячи одинаковых игрушек. Вот такой автомобиль можно купить и в Калининграде, и в Москве, и в Петербурге, и в других городах и селах. Материал, из которого сделаны эти игрушки, прошел длинный путь, пока стал подходящим для их изготовления. Например, чтобы получить металлические листы и сделать игрушечные автомобили, поезда, кораблики, люди сначала добыли руду из земли, выплавили из нее металл, потом прокатали его на прокатных станах и получили металлические листы нужной толщины.

Далее воспитатель обращает внимание детей на народные игрушки и тоже выясняет, из какого материала они сделаны (глина, дерево, кто и где их изготовил. Подтверждает, что в отличие от фабричных игрушек народные игрушки - дымковские, каргопольские, калининские и филимоновские - выполнены из глины и после обжига расписаны узорами. Каждую игрушку делает от начала до конца один мастер или члены одной семьи. Приглашает послушать рассказ мастера каргопольской игрушки Семена Ивановича Рябова.

«Глину я беру в моей родной деревне Ананьино - это километрах в трех отсюда. Она там вязкая, чистая, без каменьев. Из нее хоть посуду, хоть игрушки можно делать. Заготавливаю я ее летом: зимой замерзнет - ломом не пробьешь. Набью кусочков глины - она у меня в сенях лежит, в ведро положу и ставлю его к печи. Когда оттает, кипятком залью - глина вся разбухнет. Руками ее разминаешь, пока не сделается мягкой, вязкой».

- Семен Иванович рассказывает, - говорит педагог, - а пальцы его разминают комочек темно-коричневой глины. Кажется, медленно, не торопясь, лепит. Отщипнет от глиняного теста кусочек, мнет его, мнет пальцами, придает форму. Где уберет лишнее, где вотрет еще кусочек глины, пальцы смочит водой и гладит мокрыми пальцами почти готовую фигурку, выравнивает. Вот уже на столе барышня в кокошнике, гармонист, птица счастья Сирин, сказочный получеловек-полуконь Полкан. Послушайте, что мастер дальше рассказывает.

«Игрушку я по-своему каждый раз делаю, на свой вкус, и крашу тоже по-разному. Когда барышню делаю, хочу, чтобы представляли, какими они раньше были. Я знаю, что барышни ходили в кокошниках, длинных сарафанах. Современную одежду мы и так видим, а вот в старину- то как одевались, не все знают. Мишку с гармошкой делаю так, чтобы видно было, что веселый он, не загорюнился. Краски, теперь какие хочешь бери - темперу или гуашь. Цвета я выбираю, какие нравятся, какие глаз подскажет. Узоры или головы выдумываю, или на старинные вышивки посмотрю»,

- А вот как мастер раскрашивает обожженные в печи фигурки. Уверенно проведена первая линия по окружности юбки одной из барышень, чуть ниже талии. Затем еще две вертикальные линии очерчивают передник. Затем возникают линии блузки. Мастер закрашивает передник светлой, песочного цвета краской, юбку - терракотовой, блузку - светло-коричневой, кокошник - малиновой. Черные бусинки - глаза, ротик - пуговка - вот и готова барышня. Теперь Рябов берет тонкую кисть и рисует на переднике овалы, кресты, ромбики. (Из кн. А. Миловского «Скачи, добрый единорог».)

По ходу рассказа воспитатель демонстрирует игрушки, фотографии.

- На столе стоят глиняные игрушки, которые изготовили мастера в разных местах нашей страны: одни в Каргополе, другие в Дымкове, третьи в селе Филимоново, четвертые - в Калининской области в городе Торжке.

Воспитатель предлагает двум детям расставить глиняные игрушки на четыре подноса, каждый вид отдельно. Проверяет вместе со всеми, правильно ли сгруппированы игрушки.

Педагог раздает всем детям по одной картинке с изображениями разных игрушек и предлагает поиграть. Объясняет:

- Я буду называть тот или иной вид игрушек, а те, у кого на картинке игрушка такого же вида, должны поднимать картинку и называть. Например: у меня калининский петушок или у меня филимоновская барышня, или у меня каргопольский мужик.

Затем педагог предлагает одному из детей отобрать всех петушков (или игрушки другого содержания: барышень, уточек) и поставить их рядом. Спрашивает, одинаковы ли петушки, сделанные мастерами в разных местах. Вместе с детьми отмечают различия в форме и росписи изделий. Делает вывод, что в каждом месте сложились свои традиции в лепке и росписи игрушек. И хотя каждый мастер вносит в изделие что-то свое, он не отходит от традиций, перешедших от прежних мастеров.

Затем воспитатель рассматривает с детьми деревянные игрушки: богородские и матрешек двух-трех видов (загорские, семеновские и полхов- майданские). Рассказывает, что в селе Богородское Московской области создают деревянные резные игрушки. Игрушки режут из липы, у которой мягкая древесина. Вокруг села много лесов, и уже более 300 лет мастера изготавливают из липовых брусков забавные игрушки. Предлагает детям назвать, кого же изображают богородские мастера-резчики. Отмечает, что чаще всего делают медведей. Но каждый медведь чем-то занимается - играет на гармошке, стоит под душем и т. п. игрушки имеют специальные приспособления, которые заставляют их двигаться. Курочки клюют корм, кузнецы бьют молотами.

Воспитатель демонстрирует некоторые игрушки. Далее обращает внимание детей на характерные особенности игрушек - их резную поверхность (шерсть животных, естественный цвет дерева (игрушки некрашеные - расписные богородские игрушки встречаются редко). Поясняет, что, несмотря на то, что богородские игрушки делают очень давно, они изменились в основном лишь по содержанию. Появились медведи - дискоболы, медведи-пианисты, медведи со спутником. А традиции в их изготовлении остались прежними.

Воспитатель ставит на стол трех матрешек. Спрашивает: «Как вы думаете, дети, в одном или в разных местах изготовляют эти точеные игрушки из дерева - матрешки? ».

Желательно вызвать дискуссию между детьми, давшими разные ответы, предложить каждому доказать правильность своего суждения. Подтвердить мнение тех, кто считают, что матрешек делают в разных местах. Указать на различия в росписи. Так, загорских матрешек мастера «одевают» в сарафан, кофточку и платочек со скромным узором, а семеновских матрешек украшают ярким букетом красных или малиновых цветов с зелеными листьями. У полхов-майданских матрешек в окраске больше всего малиновых или фиолетовых цветов и каждый цветок обведен черным контуром.

Если внимательно рассмотреть форму матрешек, то и здесь можно заметить различия. Загорские матрешки приземистые, семеновские - более стройные, у полхов-майданских - более плавный контур и более вытянутые фигуры.

- Как вы думаете, дети, почему в одних местах изготовляют игрушки из глины, а в других - из дерева? - спрашивает педагог.

В заключении он говорит, что в России есть еще много других мест, где изготавливают игрушки, и всюду на творчество мастеров влияет то, как живут вокруг люди, какая природа их окружает, какой материал для изготовления имеется поблизости. И каждый мастер хочет, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.


© 2010-2022