Разработка мероприятия о Холокосте

        Урок-память « Холокост: память и предупреждение». Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. И. Бауэр   Цель урока: раскрыть сущность политики тотального уничтожения народов, закрепить у учащихся понятия «Холокост», "геноцид"; способствовать формированию основы национальной и религиозной терпимости, толерантности. Задачи: - добиться четкого понимания учащимися таких явлений как национализм, геноцид, Холокост; - подвести учащихся к психологическому и этическому осмыслению уроков Холокоста, пониманию его беспрецедентного характера в истории человечества; - развивать навыки и умения по формули...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-память

« Холокост: память и предупреждение».

Память о Холокосте необходима,

чтобы наши дети никогда не были жертвами,

палачами или равнодушными наблюдателями.

И. Бауэр



Цель урока: раскрыть сущность политики тотального уничтожения народов, закрепить у учащихся понятия «Холокост», "геноцид"; способствовать формированию основы национальной и религиозной терпимости, толерантности.
Задачи:
- добиться четкого понимания учащимися таких явлений как национализм, геноцид, Холокост;
- подвести учащихся к психологическому и этическому осмыслению уроков Холокоста, пониманию его беспрецедентного характера в истории человечества;
- развивать навыки и умения по формулированию своей позиции и ее аргументации.

Обратите внимание на доску, здесь вопрос, на который вы ответите в конце урока. Почему именно сейчас, когда прошло более полувека после Холокоста, когда мир так напряжен, когда появилось столько новых проблем, мы снова говорим о Холокосте?

Ролик о холокосте.

Итак, тема нашего урока «Холокост: память и предупреждение». ООН объявила 27 января днем памяти жертв холокоста. В 2005 году ООН обнародовала декларацию, в которой говорится: «Мы считаем, что Катастрофа должна навсегда остаться в коллективной памяти народов. Мы ценим жертвы всех, кто рисковал жизнью, чтобы защитить или спасти преследуемых, тем самым продемонстрировав способность человека противостоять злу. Мы признаем, что человечество все еще страдает от веры в то, что раса, религия, ограниченность делают одних менее достойными, чем других. Геноцид, антисемитизм, расизм, ксенофобия и дискриминация все еще существуют. Мы должны вместе бороться с этим злом». И мы с вами не должны оставаться в стороне.

Заранее класс был поделен на 4 группы, каждая группа получила задание:

Первая группа предоставит нам основные понятия нашей темы.

Вторая группа расскажет об антисемитизме в Германии.

Третья группа расскажет о трагедии советских евреев.

Четвертая группа расскажет о сопротивлении Холокосту.

Сейчас мы обсудим все, что подготовили учащиеся, после каждого выступления у меня для всего класса будут вопросы.

Вопросы после выступления первой группы:

1. В чем отличие Холокоста от геноцида? Холокост - переводится на русский язык как катастрофа, и означает уничтожение еврейского народа нацистами в течение нахождения у власти Гитлера и существования третьего рейха. То есть слово " холокост " применяется к конкретному факту истории. " Политика геноцида " - это политика , направленная на уничтожение любого народа , этноса , вообще . То есть " холокост " - частное проявление " политики геноцида " , относящееся к конкретному народу - к евреям.

2. Попытайтесь объяснить, что такое антисемитизм? (используя для этого отрывок из книги В. Гроссмана «Жизнь и судьба»).

Вопросы после выступления второй группы:

1. Что означали Нюрнбергские законы для будущего евреев Германии?

2.От каких видов преследований и дискриминации страдали евреи в довоенной нацистской Германии?

3.Прочитайте сочинение Эрны Листинг. В результате чего стало возможным появление подобных сочинений, напечатанных в "Штюрмере"? Какую оценку Вы можете дать этому сочинению? Обоснуйте свое мнение.

Вопросы после выступления третьей группы:

1. Какова значимость данного вида источника для изучения темы?

2. Как Вы думаете, каковы были мотивы, по которым добровольно служили в полиции, жандармерии, в войсках СС тысячи жителей оккупированных территорий Советского Союза? Что побуждало их участвовать в преследовании и уничтожении евреев?

Вы можете привести примеры в истории когда подчиненные Гитлера проявляли человеческие качества, чувство сострадания? (Шиндлер) отрывок из фильма (рекомендация - фильмы «Список Шиндлера», «Пианист»)

3.Почему стало возможным жестокое и безжалостное уничтожение еврейского населения на оккупированной территории СССР в годы войны?

Вопросы после выступления четвертой группы:

1. В литературе, в некоторых документальных свидетельствах встречаются утверждения о том, что евреи в гетто вели себя как «овцы, бараны, предназначенные к отправке на бойню». Справедливы ли такие утверждения? Приведите доказательства от противного.

2. В чем трудности организации вооруженного сопротивления евреев в гетто?

3. Каковы побудительные мотивы тех людей, кто в мрачные годы фашистской оккупации старался помочь евреям, спасал их?

Ученикам предлагается подобрать ассоциации к слову «Холокост». Предложенные ассоциативные слова записываются на доске.(В качестве ассоциаций учениками предлагаются следующие слова: страх, слезы, кровь, боль, смерть, ужас, война, геноцид…)

Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но одно из условий выживания современного человека. Говорят, когда иссякает память, трагедии повторяются.

Рефлексия: (на листочках)

Я знал…..

Я узнал….

Я хотел бы узнать…..

Заранее было дано задание, написать эссе-обращение к человечеству, послушаем работу Ежковой Кати.

Хочу обратить ваше внимание на творческую работу Хватиковой Кристины, она выполнила эскиз памятника жертвам Холокоста.

Основные выводы урока.

1.Если иссякнет память, трагедии повторяются. Поэтому так важно память сохранить.

2.Природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах

3. Нет наций плохих и хороших, есть плохие и хорошие люди, а точнее плохие и хорошие поступки.

4.Национальное происхождение не является, ни недостатком, ни достоинством.

5.Все межнациональные конфликты начинаются с внутреннего состояния личности, ее поведения.

6. Оценивая сквозь призму времени Холокост, необходимо вынести урок и индивидуальный и общечеловеческий, для сегодняшнего глобального и поликультурного мира это очень важно. Историю Холокоста нужно изучать именно потому, что данные события должны были стать уроком для всех людей, живущих на земле.

7. Цель всех народов - жить для счастья. А счастья одного народа за счет другого быть не может.

Обратимся к проблемному вопросу на доске. (Дети высказывают мнения)

Урок окончен.

СОШ № 30



Урок-память

« Холокост: память и предупреждение».

Подготовили и провели:Разработка мероприятия о Холокосте

учащиеся 11 «А» класса

и учитель истории Горбач С.Ю.





















г.Караганда 2014год.



© 2010-2022