Доклад на родительское собрание классного руководителя Учить созиданию через разум и сердце

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учить созиданию через разум и сердце


«Жизнь состоит не только из великих жертв и великого долга,
а ещё из крошечных вещиц -
улыбок, добрых дел, помощи ближнему,
которые, входя в привычку, делают учителя наставником».
Хамфри Дэви


Наступил новый век - век великих изобретений и открытий. Перед нами открываются невероятные перспективы для самовыражения, ведь в современной школе интенсивно внедряются новые педагогические технологии, базирующиеся на теориях В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. П. Беспалько и других выдающихся педагогах нашего времени.
Я стала задумываться, как определить в этом потоке свою волшебную нить судьбы, определить, чему и как учить детей, занять позицию наставника, сердцем и душою чувствовать ответственность за чистые души, врученные мне педагогической судьбою.
Свою профессиональную позицию я определила, прочувствовав сердцем отрывок из книги Дж. Д. Селинджера. «Маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи, … а я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались, вот и вся моя работа, стеречь ребят над пропастью во ржи».
Здесь мне открылась истина, ведь как могут исказить, неправильно истолковать ребята материал, если нет рядом учителя, готового разъяснить смысл, уберечь от неосторожного шага.
Я определила, что лучшим способом для формирования характера учеников, прочного усвоения материала является командное сплочение, восприятие через разум и сердце - это готовит детей к становлению чёткой нравственной позиции в жизни. Вместе с моими учениками мы стали «разведчиками новых дорог на тернистом пути образования».
Историк - он ведь навигатор. Я несу энергетику прошлого сквозь призму настоящего, учу не только разбираться в фактах и событиях, датах, но и прочувствовать, пережить своим сердцем, душой события прошлого, соотнести их с современными реалиями.
Вместе с учениками мы анализируем исход событий. Детям интересны дискуссии, здесь я применяю элементы методики Левита М. В. На этих уроках мои ученики разрабатывают свой жизненный проект путём специально организованного изучения роли личности в истории.
На примере исторических персонажей у ребят происходит формирование стремления принимать решения в ситуации ответственного личностного выбора.
В своей педагогической деятельности внедряю метод развития социальной компетентности учащихся, ведь учебный процесс, которым занимаюсь, через восприятие, формирует у ребенка знания и умения социального взаимодействия с другими людьми. А почувствовать и понять прошлое, можно лишь соприкоснувшись с ним, общаясь и взаимодействуя, обобщая изученный материал. На своих уроках я даю ребенку возможность почувствовать себя взрослым, высказать свою точку зрения, предположение.
Исследовательская деятельность «Разведчики новых дорог» была мною выбрана не случайно. Я заметила, что экскурсии, поисковая работа, встречи с ветеранами привлекательны для ребят. Лучше усваивается тот материал, где дети лично внесли вклад в его изучение, собрали дополнительные сведения, нашли предметы былой эпохи ставшие наглядностью.
Во время одного из наших занятий мы исследовали правый берег р. Кумы, подвергшийся яростному обстрелу фашистов во время ВОВ. Не всем ребятам было интересно, многих манила просто романтика похода. Но не даром священная книга Библия начинается так: «Вначале было слово…». Медленно я начинаю рассказывать: «Ночь на 13 января 1943 года выдалась холодной, ледяной пронизывающий ветер, мороз сковал реку льдом, кругом свистят и рвутся снаряды.… Вдруг рассказ прерывает Павлик, который казалось, совсем не слушал: «А моя бабушка с братишкой прятались в землянке, так их пытались спасти родители от обстрелов». Мальчик садится поближе, начинает слушать. Я продолжаю рассказ, что мост был взорван, раненых солдат санитарки на своих хрупких плечах переносили на безопасный берег через ледяную воду. Бедненькие, как же им, наверное, было больно» - сочувственно произносит Света, которую до этого интересовало только зеркальце. Дети пропускают мой рассказ через разум и сердце, осознают всю важность подвига.
Вспоминаются строки Р. Рождественского:
Ты правильно возник.
Ты вовремя возник!
Сейчас в тебе огонь
Сейчас в тебе костер…
Не станет пусть в веках
Ни уголка, ни дня
Куда б не проникал свет Вечного огня!
Равнодушие сменяется состраданием и поклонением, дети чувствуют свой долг памяти прошлому.
На следующем этапе мы начинаем разведку местности, ребята опрашивают очевидцев, где именно шел бой. Через некоторое время удается найти гильзы, осколок минометного снаряда. Держа этих немых свидетелей прошлого в руках, ребята хотят теперь знать все об этом периоде в истории нашей страны, края, станицы.
На третьем этапе они уже самостоятельно собирают материал, опрашивают оставшихся в живых свидетелей, оформляют собранный материал. Теперь они настоящие разведчики, ведь они самостоятельно выполнили работу.
Я часто думала, в чем же исключительный успех этой системы обучения? Она универсальна при изучении любой темы в истории. Ведь без истории провинции - нет истории страны.
В книге петербуржского профессора Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» выдвинута заинтересовавшая меня гипотеза. Ребенок, расширяя свое жизненное пространство, на подсознательном уровне чувствует себя разведчиком.
Мои уроки созидания наполнены энергетикой патриотизма, учу ребят любить ближних, гордиться страной и своими предками. Через эти качества прививаю морально-нравственные ценности. На собственном примере учу преемственности, я учитель в третьем поколении. Надеюсь, что крупицы созидания воспитают настоящих граждан - патриотов, гордящихся своей Родиной.
Моя работа способствует расцвету общества, росту культуры и нравственности, изменит традиционную систему восприятия прошлого.
Этот путь я преодолела сама, будучи еще школьницей, собрала сведения о своем происхождении, через историю семьи познавала историю страны.
По всему свету кровавый XX век разбросал семью. Сначала раскулачивание за отказ отдать единственную корову - кормилицу, раскол в семье между братьями на белых и красных, ссылка в Бийск.
Дедушка выжил благодаря тому, что умирающая от голода мать выбросила его из вагона под видом мертвого, чтобы спасти. А он вырос героем, прошел войну, честью и славой служил Родине, кавалер «Ордена Славы». В центральном музее вооруженных сил Казахстана (где живет дедушка) хранится листовка, в которой фашисты обещают каску золота за голову неуловимого белорусского партизана Волюра (фамилия деда Волков).
Наверное, поэтому с особой гордостью я рассказываю о подвиге народа, защищавшего Родину от захватчиков. Ведь и мои предки, как и все остальные внесли вклад в общее дело победы. Рассказывая на уроке про маршала Жукова, я использую воспоминания дедушки, ведь войну он закончил у стен рейхстага под командованием прославленного полководца.
Я продолжаю дело своих предков, воспитывая патриотизм, а значит, делаю свой вклад в будущее страны. Глядя в глаза учеников, я чувствую как им интересно и говорю себе: «Все, что я делаю, не проходит даром» и даю обещание делать еще больше.
Я уверена, что огонек патриотизма, который есть во мне и моих учениках - главный ресурс развития будущего России.
Учитель счастлив, если счастливы его ученики, поэтому, чувствуя отдачу, понимаю, что правильно выбрала свою профессию, принося пользу обществу, способствуя обновлению и совершенствованию будущего.
Я нахожусь в постоянном поиске, ведь любой учитель - вечный ученик, сколько бы лет он не проработал в школе. Внедряя новые методы работы, новые технологии за семь лет работы в школе стараюсь, чтобы любая изученная тема была пропущена через разум и сердце. Ведь как говорили древние: «От сердца идущее - к сердцу дойдет».

Ставропольский край
Предгорный район
МОУ «Основная общеобразовательная школа №20»
учитель Иванова Анна Леонидовна

© 2010-2022