Внеклассное мероприятие на тему Летопись моей семьи (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Сагадиевой Е.А.

учителя истории

МБОУ «Школа№103» гУфа РБ


на тему

Летопись моей семьи

(классный час в 5 классе)

ЦЕЛЬ: стимулировать интерес у учащихся к изучению родословной своей семьи.

ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Дать представление учащимся о науке генеалогии.

  2. Развить у них интерес к родословной своей семьи.

ПОДГОТОВКА К КЛАССНОМУ ЧАСУ:

  1. Учащиеся вместе с родителями придумывают герб своей семьи.

  2. Учащиеся готовят интересные сведения о своих фамилиях, своей семье.

  3. Учащиеся готовят русские пословицы и поговорки о родне, родных людях.

ОФОРМЛЕНИЕ:

  1. Выписываются новые понятия, рассматриваемые на классном часе:

  • генеалогия;

  • лары;

  • геральдика;

  • герольд;

  • шежере;

  1. Оформляется выставка нарисованных учащимися гербов и генеалогических древ.

  2. Готовится выставка книг по тематике классного часа.

  3. Эпиграф классного часа:

«Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Н.М.Карамзин.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Ребята, знаете ли вы своих бабушек и дедушек?

А как обстоит дело с прабабушками и прадедушками?

Обратимся к эпиграфу.(Зачитывается эпиграф.)

Как вы понимаете слова Николая Михайловича Карамзина? (Учащиеся отвечают, педагог обобщает ответы учащихся.)

Незнание своих предков приравнивается к отсутствию образования. Так, Александр Сергеевич Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимою трость, и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям.

Сегодня мы с вами познакомимся с наукой генеалогией.

А кто может сказать. Что означает это слово?

В переводе с греческого оно означает «родословная», т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. (На доске делается соответствующая запись.)

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты своих предков-лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям.

Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение. Для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при даровании герба, при допуске к участию в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне. Геральдика-это наука изучающая гербы. Герб-это символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств.

Первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды. Для доказательств своего происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырех предках. Конечно не всегда была возможность предоставить совершенно точные данные, поэтому родословные нередко составлялись в соответствии с преданиями, воспоминаниями. Герольды путешествовали из замка в замок и собирали сведения, которые заносили в генеалогические книги.

Русские дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил о происхождении семьи, а в тексте девиза в краткой форме заключался основной смысл жизни представителей этой семьи: «Честь-превыше всего», «Делами славен».

И башкирам была небезразлична собственная родословная, о чем свидетельствуют шежере (родословная)-письменные документы, в которых люди записывали перечень кровнородственных поколений по мужской линии. В шежере вписывались важнейшие события, происходившие в жизни того или иного поколения, племени, страны и народов. В этом смысле шежере являются своего рода летописью народа. В прошлом у наших предков было обязательное требование, чтобы каждый башкир знал имена 7 своих предков и этой цели служило составление шежере каждой семьей.

ПОГОВОРИМ СЕЙЧАС О ВАС И ВАШЕЙ СЕМЬЕ.

(Рассматриваются и объясняются семейные гербы, дети рассказывают истории о своих семьях, происхождении фамилии.)

Ну а теперь попробуйте быстро ответить, кем являются в семье те, кого я буду называть.

(Проводиться блиц опрос, участвуют все учащиеся.)

  1. Свекровь (мать мужа).

  2. Свекор (отец мужа).

  3. Теща (мать жены).

  4. Тесть (отец жены).

  5. Зять (муж дочери).

  6. Сноха (жена сына).

  7. Золовка (сестра мужа, жена брата).

  8. Деверь (брат мужа).

  9. Шурин (брат жены).

  10. Свояченица ( сестра жены).

  11. Мачеха (неродная мать).

  12. Отчим (неродной отец).

Прочитайте русские пословицы о родных людях, о родне и объясните их смысл.

ПОСЛОВИЦЫ:

  • На что и клад, коли в семье не лад.

  • Русский человек без семьи не живет.

  • Добрая кума прибавит ума.

  • У кого есть дед, у того есть обед.

  • Братская любовь пуще каменной стены.

  • Брат с братом на медведя ходят.

  • Зять на двор- пироги на стол.

Вы попытались составить «генеалогическое древо», «родословную».

(Учащиеся рассказывают о своих родословных или учащимся раздаются листы бумаги, где они начинают составление родословной.)







ПОСЛОВИЦЫ:

  • На что и клад, коли в семье не лад.

  • Русский человек без семьи не живет.

  • Добрая кума прибавит ума.

  • У кого есть дед, у того есть обед.

  • Братская любовь пуще каменной стены.

  • Брат с братом на медведя ходят.

  • Зять на двор- пироги на стол.













© 2010-2022