- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие на тему Летопись моей семьи (5 класс)
Внеклассное мероприятие на тему Летопись моей семьи (5 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сагадиева Е.А. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Сагадиевой Е.А.
учителя истории
МБОУ «Школа№103» гУфа РБ
на тему
Летопись моей семьи
(классный час в 5 классе)
ЦЕЛЬ: стимулировать интерес у учащихся к изучению родословной своей семьи.
ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ЧАСА:
-
Дать представление учащимся о науке генеалогии.
-
Развить у них интерес к родословной своей семьи.
ПОДГОТОВКА К КЛАССНОМУ ЧАСУ:
-
Учащиеся вместе с родителями придумывают герб своей семьи.
-
Учащиеся готовят интересные сведения о своих фамилиях, своей семье.
-
Учащиеся готовят русские пословицы и поговорки о родне, родных людях.
ОФОРМЛЕНИЕ:
-
Выписываются новые понятия, рассматриваемые на классном часе:
-
генеалогия;
-
лары;
-
геральдика;
-
герольд;
-
шежере;
-
Оформляется выставка нарисованных учащимися гербов и генеалогических древ.
-
Готовится выставка книг по тематике классного часа.
-
Эпиграф классного часа:
«Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Н.М.Карамзин.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
Ребята, знаете ли вы своих бабушек и дедушек?
А как обстоит дело с прабабушками и прадедушками?
Обратимся к эпиграфу.(Зачитывается эпиграф.)
Как вы понимаете слова Николая Михайловича Карамзина? (Учащиеся отвечают, педагог обобщает ответы учащихся.)
Незнание своих предков приравнивается к отсутствию образования. Так, Александр Сергеевич Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимою трость, и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям.
Сегодня мы с вами познакомимся с наукой генеалогией.
А кто может сказать. Что означает это слово?
В переводе с греческого оно означает «родословная», т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. (На доске делается соответствующая запись.)
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты своих предков-лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям.
Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение. Для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при даровании герба, при допуске к участию в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне. Геральдика-это наука изучающая гербы. Герб-это символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств.
Первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды. Для доказательств своего происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырех предках. Конечно не всегда была возможность предоставить совершенно точные данные, поэтому родословные нередко составлялись в соответствии с преданиями, воспоминаниями. Герольды путешествовали из замка в замок и собирали сведения, которые заносили в генеалогические книги.
Русские дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил о происхождении семьи, а в тексте девиза в краткой форме заключался основной смысл жизни представителей этой семьи: «Честь-превыше всего», «Делами славен».
И башкирам была небезразлична собственная родословная, о чем свидетельствуют шежере (родословная)-письменные документы, в которых люди записывали перечень кровнородственных поколений по мужской линии. В шежере вписывались важнейшие события, происходившие в жизни того или иного поколения, племени, страны и народов. В этом смысле шежере являются своего рода летописью народа. В прошлом у наших предков было обязательное требование, чтобы каждый башкир знал имена 7 своих предков и этой цели служило составление шежере каждой семьей.
ПОГОВОРИМ СЕЙЧАС О ВАС И ВАШЕЙ СЕМЬЕ.
(Рассматриваются и объясняются семейные гербы, дети рассказывают истории о своих семьях, происхождении фамилии.)
Ну а теперь попробуйте быстро ответить, кем являются в семье те, кого я буду называть.
(Проводиться блиц опрос, участвуют все учащиеся.)
-
Свекровь (мать мужа).
-
Свекор (отец мужа).
-
Теща (мать жены).
-
Тесть (отец жены).
-
Зять (муж дочери).
-
Сноха (жена сына).
-
Золовка (сестра мужа, жена брата).
-
Деверь (брат мужа).
-
Шурин (брат жены).
-
Свояченица ( сестра жены).
-
Мачеха (неродная мать).
-
Отчим (неродной отец).
Прочитайте русские пословицы о родных людях, о родне и объясните их смысл.
ПОСЛОВИЦЫ:
-
На что и клад, коли в семье не лад.
-
Русский человек без семьи не живет.
-
Добрая кума прибавит ума.
-
У кого есть дед, у того есть обед.
-
Братская любовь пуще каменной стены.
-
Брат с братом на медведя ходят.
-
Зять на двор- пироги на стол.
Вы попытались составить «генеалогическое древо», «родословную».
(Учащиеся рассказывают о своих родословных или учащимся раздаются листы бумаги, где они начинают составление родословной.)
ПОСЛОВИЦЫ:
-
На что и клад, коли в семье не лад.
-
Русский человек без семьи не живет.
-
Добрая кума прибавит ума.
-
У кого есть дед, у того есть обед.
-
Братская любовь пуще каменной стены.
-
Брат с братом на медведя ходят.
-
Зять на двор- пироги на стол.