- Преподавателю
- Классному руководителю
- Организация воспитательной работы в классе
Организация воспитательной работы в классе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шувалова И.И. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ «Хохольская средняя общеобразовательная школа»
Выполнила:
классный руководитель
5 «Б» класса
Шувалова И.И.
С. Хохол/ 2012 год
Воспитание - это жизнь рядом и вместе. Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего - навсего самим стать такими.
Цель и задачи воспитательной системы класса
Для воспитателя
-взаимодействие всех участников воспитательного процесса;
-управление процессом развития личности;
Для учащихся
-самореализация;
-формирование коммуникативных навыков.
Для родителей
-научение социальным навыкам;
-адаптация к социуму
Для школы
-включённость класса в воспитательную систему школы в качестве её компонента
Цели воспитательной деятельности классного руководителя:
-создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей.
-организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
-организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном коллективе.
Концепция воспитательной системы
Критерии эффективности воспитательной системы класса
-воспитанность учащихся
-защищённость и комфортность ребёнка в классе
-удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе
-репутация класса
- сформированность классного коллектива
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности школьника
-развитость креативных способностей учащихся.
Коллектив
Цель: создание благоприятной социально- психологической обстановке в классе.
Задачи: развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражение своих чувств и переживаний без конфликтов.
Формы реализации:
-тренинги общения;
-ролевые игры;
-вечера отдыха, праздники;
-экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
-акции и проекты;
-посещение театров, выставок, музеев.
Общение
Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.
Задачи:
-обучение коммуникативным навыкам;
-развитие способности к самопознанию, самоанализу;
-развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умение выслушать другого человека, способность к сочувствию, сопереживанию;
-развитие собственного достоинства и умение уважать достоинство других.
Формы реализации
-ролевые игры;
-праздники;
-дискотеки;
-тренинги общения;
-встречи с интересными людьми;
-экскурсии, походы, отдых на природе.
Здоровье
Цель: формирование потребностей
Задачи:
-приобщение детей к здоровому образу жизни;
-обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурением;
Формы реализации:
-ролевые игры;
-круглые столы;
-дискуссии;
-лекции и беседы;
-спортивные соревнования, товарищеские встречи;
-клубы выходного дня;
-конкурсы плакатов и газет по ЗОЖ.
Творчество
Цель: развитие творческой активности
Задачи:
-развитие творческого воображения
-развитие умений и навыков в творческой деятельности
-выявление и развитие индивидуальных творческих способностей
Формы реализации
-праздники, вечера
-конкурсы
-выставки
-акции и проекты
-театральные постановки
-уроки творчества
Учение
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
-развитие самостоятельности мышления
-формирование потребностей в самообразовании
-развитие умений и навыков в учебной деятельности
-выявление индивидуальных способностей
Формы реализации:
-викторины
-брейн-ринги
-олимпиады по предметам
-тематические классные часы, КВНы
Классный руководитель содействует созданию благоприятных психолого - педагогических условий для индивидуального развития личности ребёнка.
Для этого я изучаю: -особенности развития, состояние здоровья, жизненные проблемы ,данные отражаю в дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребёнка, надо его знать.
-изучаю склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, вместе подбираем виды деятельности, через которые можно эти дарования раскрыть (кружки, факультативы, объединения по интересам).
-корректирую межличностные связи в классе.
-в индивидуальных беседах, в ходе тренингов, привлекаю детей к самоанализу, помогаю им понять себя, привлекаю к самовоспитанию, к самоуправлению.
-старшеклассникам помогаю найти цели жизни, подвожу к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рисую привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т.д.
Осуществляю работу по сплочению классного коллектива:
-помогаю в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, различных акций.
-участвую с классным коллективом в общественных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.
- развиваю и совершенствую классное самоуправление, приучая к самоорганизации развиваю умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения ,где необходимо идти на компромисс.
-способствую формированию навыков самозащиты, изучаю на классных часах вопросы прав человека, поощряю готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубостей в любой форме и от кого бы то ни было.
Осуществляю помощь воспитанникам в учебной деятельности:
- помогаю отдельным учащимся в преодолении учебных проблем.
-организую и участвую в педконсилиумах по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещаю уроки учителя-предметника.
-способствую развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков и др.
-способствую профессиональному самоопределению выпускника, подвожу его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования и т. д.
-содействую получению дополнительного образования, через систему кружков, спортивных секций, факультативов.
При всём при этом следует помнить, что ответственность за успеваемость несёт учитель - предметник, а не классный руководитель.
Психолого - педагогическая характеристика классного коллектива
-общие сведения о классе
-структура классного коллектива и внутригрупповые процессы
-характер общения учащихся в группе
-познавательный потенциал и познавательная активность учащихся
-творческий потенциал и творческая активность учащихся
Направление работы по моделированию воспитательной системы
1. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива.
2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.
3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса.
Классификация форм работы классного руководителя с родителями
Индивидуальные: беседы, консультации, посещение на дому, анкетирование, опросник, создание банка данных о типологии семей.
Коллективные: родительские собрания, конференции, групповые консультации, совместные праздники, развлечения, лекции, родительские гостиные, дискуссионные встречи.
Наглядные: выставки работ, папки,фотовыставки « Наши праздники», создание библиотеки для родителей.
Взаимодействие с педагогическим коллективом
Сотрудничество с педагогами, работающими в классе
-изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей её повышения;
-изучение учебных интересов учащихся и их учёт педагогами в учебной деятельности;
-выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
-сотрудничество учащихся с педагогами во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности учащихся: организация памяток по учебным предметам;
-помощь проблемным учащимся;
Сотрудничество со школьным библиотекарем, психологом, социологом
Формы: беседы, экскурсии в школьную и сельскую библиотеки, викторины, конкурсы, библиотечные уроки, устные журналы, библиотечные вечера, тесты, тренинги, сбор базы данных и др.