Проект по Краеведению Эстафета памяти

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Эстафета памяти. Воскресенск в годы Великой Отечественной войны».

Выполнила

Снеткова Людмила

Александровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ№2»

первой квалификационной

категории

Содержание

План

1.Введение

1.1 Нормативные документы

  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков


  • «Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст.87


  • Конституция Российской Федерации Ст. 1,10,17,19,32,43,50,51,52


  • ФГТ и ФГОС НОО

1.2 Актуальность темы (Цель, задачи, методы). Стр.3

2. Раздел 1. Данные о проведенном уроке «Эстафета памяти.

Воскресенск в годы Великой Отечественной войны» Стр.6

3.Раздел 2. Ход урока. Стр.8

4. Заключение. Знаю, помню, горжусь. Стр.12

5. Используемая литература. Стр.13

6. Приложение Стр.14


1.2 Актуальность темы (Цель, задачи, методы).

Давно закончилась война, отгремели бои. Быстро проходит время и стирает воспоминания о тех страшных и тяжелых для страны и людей годах. Все меньше становится свидетелей тех лет, ветеранов Великой Отечественной войны.

Проходит время, люди забывают имена и лица ветеранов, перенесших все тяготы военного времени. Человеческая память беспощадна и к тем, кто навечно остался на полях сражений. Как сделать так, чтобы никогда не повторилось то, от чего кровь стыла в жилах у тех, кто стал свидетелем страшных событий под названием «ВОЙНА»?

Наше молодое поколение должно знать, помнить и хранить в своих сердцах память о тех, кто уже никогда не вернется, кто положил свою жизнь на алтарь победы в войне с фашизмом.

Эта тема как никогда актуальна и важна, так как молодое поколение должно знать о войне и помнить погибших на той войне. Ведь мы хотим вырастить настоящих патриотов своей родины. Патриотизм - это, прежде всего, преданность, любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам, способствовать его укреплению. Но получаются ли патриоты из "Иванов, не помнящих родства", не знающих историю своей деревни, своего города, края, своего Отечества? Вспоминаются слова, сказанные маршалом Советского Союза К.К. Рокоссовским. Он говорил: "Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых".

В своем проекте я решили рассказать о судьбе своих - земляков, переживших весь ужас военных лет, которые боролись с врагом не только на полях сражений, партизанили в лесах, но и в тылу, отправляя последнее, ради победы.

.

Цель данного исследования является воспитание уважения к героизму наших земляков, погибших во время ВОВ.

При разработке данного проекта были сформулированы следующие задачи:

- развитие исследовательских умений учащихся;

- совершенствование информационно-технологических навыков участников проекта;

- формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, основанных на гордости за своих земляков, на стремлении беречь память о событиях, имеющих, большое значение для народа;

- привлечение внимания подрастающего поколения к результатам исследовательской деятельности.

В ходе исследования мы использовали следующие методы и приемы:

- проблемный;

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- аналитический;

- опрос;

- экскурсия.

Ход работы:

Перед началом работы над проектом мною был составлен его предварительный план. В ходе работы я изменяла, дополняла, совершенствовали свой план.

Так как поисковая работа проводилась мною, я пыталась распределить свое время по сбору материала. На основании разработанного плана я начала собирать по крохам тот материал, который мною изучалась, еще в годы обучения в институте.

Ее первый этап - сбор, уточнение и накопление информации. Для этого я использовала все намеченные источники информации (литература в библиотеке; документы в музее нашей школы; интернет; интервью, опросы родственников).

Моими первыми шагами в этой работе были знакомство с материалами по теме нашего проекта в городской библиотеке. Огромную помощь в этом мне оказал музей моей школы и давнее знакомство с авторами краеведческой литературы. По имеющейся у меня информации, я определила дальнейшие пути своей работы над проектом.

Одновременно со сбором информации я создавала базу данных, в которой накапливала все найденные материалы: копии статей и фрагменты текстов книг, интернет - подборки, документы, фотографии, записи воспоминаний родственников и прочее.

На заключительном этапе поисковой деятельности я подготовила проект и представила свою работу в форме компьютерной Урока «Эстафета памяти. Воскресенск в годы Великой Отечественной войны».

Раздел I. Данные о проведенном уроке «Эстафета памяти. Воскресенск в годы Великой Отечественной войны».

Предварительная работа: Подготовка к 70-летию победы над фашистской Германией. Просмотр отрывка фильма о ВОВ, экскурсия в музей боевой и трудовой славы города Воскресенска. Участие в школьном конкурсе стихи о войне, участие в акциях «Красная гвоздика», «Забытый полк», экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия на аллею героев. Возложение цветов у Вечного огня.

II. Тема: Эстафета памяти.

«Воскресенск в годы Великой Отечественной войны».

III. Тип урока: эвристическая беседа.

Продолжительность: 45минут.

Идея урока:

Беседуя с учениками среднего звена, обратила внимание на то, что современные дети, знают больше о своём городе, чем предыдущие. Поэтому появилась идея углубить их познания, а тем самым быстрее их сдружить.

Выбранная тема имеет актуальное значение в формировании духовно-нравственных качеств личности, играет важную роль в воспитании патриотов своей страны (преданности и любви к своему Отечеств, к своему народу).

Цель урока:

Воспитательная:

Расширить знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками. Воспитывать интерес к истории своего города, своего Отечества, чувства долга, патриотизма, милосердия.

Развивающая:

Формировать интеллектуальные учебные действия, умения мыслить и работать с информацией.

Развивать творческое и критическое мышление, развивать кругозор учащихся.

Обучающая:

Учить коммуникативным навыкам взаимодействия

Задачи урока:

Обучающая:

- формировать понятие «патриотизм»;

- вызывать интерес к истории родного города;

Воспитательная:

- расширять знания детей о родном городе, его жителях, об их героическом прошлом и настоящем;

Развивающая:

- расширять знания детей о родном городе, его жителях, об их героическом прошлом и настоящем;

Определить основную проблему урока.

Познакомить учащихся с людьми, благодаря, которым мы не слышим взрывов гранат, над нами мирное голубое небо мы сыты, одеты и можем спокойно ходить по улицам.

Материал, оснащение, оборудование

- карта Воскресенского района;

- цветные иллюстрации с достопримечательностями города Воскресенска;

- презентация Памятники воскресенцам, выполнившим свой долг перед Родиной.

Раздел II. Ход урока.

Цель проекта. Разбудить в сердцах учащихся и их родителей желание вместе заниматься поиском новых знаний о нашем крае.

Вывод: В результате написания и итого-значимого проекта, мне удалось достучаться до каждого ученика и частично до их родителей, что знание истории своего края, делает людей культурнее, чище, благороднее, чувствительнее и др.

I. Воскресенск в годы войны.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Страна с первых дней превратилась в огромный боевой лагерь. В Воскресенском крае нет семьи, которая не участвовала бы в войне, не принесла жертв.

Спокойный город химиков, никогда до этого не слышавший разрывов снарядов и воя авиационных бомб, с первых месяцев войны огласился гулом вражеских самолетов.

Станция Воскресенск для гитлеровского командования была воротами на восток. Всеми силами гитлеровцы старались самолетами с воздуха разрушить железнодорожный узел, чтобы заблокировать вывоз продукции и подвоз сырья.

Подвергались бомбежке наши станции - Воскресенск, Виноградово, Фаустово. В городе все чаще объявляли воздушную тревогу.

Химический комбинат немцы не бомбили - хотели взять его целым и использовать в своих целях, так как все оборудование на комбинате было из Германии.

Предприятия района, несмотря на военное время, продолжали работать в полную силу. На смену ушедшим, на фронт мужчинам пришли женщины, старики, подростки.

Производство не могло оставаться в условиях военного времени полностью прежним. Необходимо было наладить выпуск продукции, которую ждали на фронте, и такую продукцию стали вырабатывать.

Комбинат «Красный Строитель» выпускал боеприпасы - противотанковые и противопехотные мины.

На химическом комбинате в цехе графитовых препаратов вырабатывали взрывчатку. В механическом цехе изготовлялись детали боеприпасов, детали снарядов для минометов «Катюша», корпуса противотанковых гранат, корпуса для ручных гранат - «лимонок».

Особое место в военной летописи нашего города занимают страницы, связанные с историей госпиталя, разместившегося в здании школы № 2.

Сутками медперсонал работал, не покладая рук. Как быть, когда почти нет хирургов, не хватает перевязочного материала, испытывается недостаток донорской крови, а в это время из прифронтовых госпиталей все прибывают и прибывают тяжелораненые?..

Общая беда сплотила людей, заставила их найти в себе силы, чтобы ответить на этот, казалось бы, неразрешимый вопрос. Медицинский персонал мужественно справлялся со своими обязанностями, многие медики добровольно сдавали кровь для переливания тяжелораненым.

Скрасить тяжелую жизнь раненых, поддержать их моральный дух старались не только сотрудники госпиталя, но и юные воскресенцы. Дети приходили в госпиталь ухаживать за ранеными, а также устраивали концерты для них.

1418 дней и ночей бушевало пламя сражений на огромном фронте от заполярных скал до южный морей. Все эти дни и ночи в огромных и маленьких цехах промышленных предприятий страны, в колхозах работали люди, приближая день освобождения. И вот он, долгожданный день Победы. Ему радовались все: и труженики тыла, и те, кто защищал Родину на фронтах, и взрослые, и дети.

Многие жители Воскресенского края были награждены боевыми орденами и медалями.

9 воскресенцев стали Героями Советского Союза:

политработник Никита Степанович Дёмин

пограничник Александр Андреевич Дивочкин

понтонер Виктор Ефимович Карпов

артиллерист Иван Александрович Киселев

летчики Константин Петрович Комардинкин

лётчик Николай Алексеевич Мусатов

сапер Александр Петрович Моисеев

танкист Георгий Семенович Петровский

пулеметчик Павел Васильевич Стрельцов.

II. Итоги урока.

Наша земля с ее славным прошлым, со своей спокойной и мудрой красотой не может не вдохновлять на творчество. Словом ли, звуком кистью ли воскресенские поэты и писатели, композиторы и художники сохраняют и преумножают нашу духовность.

Много ярких страниц

Было вписано в летопись нашу.

С каждым годом растешь

И становишься шире и краше.

Воскресенск, нам с тобой

Ничего еще в жизни не поздно.

Только пусть эта жизнь

Прожита будет нами не зря.

Пусть ночною порой

На тебя смотрят ясные звезды,

Алый свет над тобой

Разливает заря.

Ты нам дорог,

Наш город родной,

Воскресенск - наш ровесник.

Вместе с нами ты рос,

Мы с тобой становились взрослей,

Посвящаем тебе наши самые лучшие песни.

Растет и хорошеет наш родной Воскресенск. Он славен людьми, его строившими и защищавшими. Это тысячи людей. Их судьбы неотделимы от судьбы этих мест. Каждый из них может с гордостью произнести:

«Я родом из Воскресенска».

4. Заключение. Знаю, помню, горжусь.

Война. Просто слово. Пять букв. Но сколько ассоциаций пробуждает в нас оно! Боль, героизм, патриотизм, тоску по близким, ненависть и любовь ...

Для миллионов мирных людей наступили страшные времена горя, испытаний и потерь. Под неизменный марш «Прощание славянки» уходили бесконечные, армейские эшелоны на фронты, приближающиеся все ближе и ближе к столице. Украина и Белоруссия, наполовину угнанные в концлагеря, истекали кровью под вражеским сапогом.

Безграничное мужество и святая вера целого народа из последних сил спасали страну от захвата и порабощения. Безутешные матери, вдовы и осиротевшие дети, стиснув зубы, теряя от голода сознание, сутками стояли у станков, отправляя на фронт технику и боеприпасы. Крестьяне под шквалом вражеского огня пахали землю, сеяли и убирали хлеб, чтобы накормить защитников Отечества. Юноши и девушки тысячами добровольцев уходили на помощь воюющим отцам и дедам.

Четыре долгих года Великой Отечественной Войны остались в нашей памяти вечным огнем обелисков славы и могилами неизвестных солдат, разбросанными от Карпат до Дальнего Востока. Низкий поклон героическому подвигу народа, отстоявшему потом и кровью честное имя и свободу любимой Родины для грядущих поколений.

Работа направлена на то, чтобы у детей сформировалось правильное представление о том, сколько горя несет война. Память о войне… Её не сотрёшь с годами… Она вечна. Необходимо чтобы дети всегда помнили и гордились своими бесстрашными прадедушками, и учились у них любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.

Литература:

  1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков

  2. «Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст.87

  3. Конституция Российской Федерации Ст.1,10,17,19,32,43,50,51,52

  4. ФГТ и ФГОС НОО

  5. Воскресенск в годы войны // Куйбышевец. - 2010. - 13 мая (№ 16). - С. 11.

  6. Воскресенск в годы войны // Город на 55-й параллели. - Коломна: РПЦ «Тираж», 2003. - С. 116-151.

  7. Карпов, Н. Из глубины веков // Куйбышевец. - 1998. - 5 июня. - С. 4.

  8. "Очерки истории Воскресенского края." - М.: Новалис, 2012 - 752 с.

  9. У станка они приближали Победу // Городской компас. - 2009. № 8. - С. 30

6. Приложение

№1

Проект по Краеведению Эстафета памяти

Информация о том, сколько у нас в районе ветеранов и как о них заботятся. Акция «1001 окно» (ровно 1001 окно должны были помыть у ветеранов).

Всего в Московской области проживают14965 ветеранов.

В Воскресенском районе проживают:

Инвалиды и участники войны - 240.

Вдовы (вдовцы) погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны - 607.

Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны - 66.

Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" - 17.

Труженики тыла - 2358.

Источник: Цифры и факты // Наше слово. - 2014. - 8 мая (№47). - С. 2.

№2

Проект по Краеведению Эстафета памяти

Славной годовщине были посвящены многочисленные культурные, спортивные и общественно-политические мероприятия, и среди них такие массовые, как «Наследники Победы», «Мой герой», «Георгиевская ленточка», «Уроки мужества» и другие.

Накануне знаменательной даты в городских и сельских поселениях прошли митинги, а в школах праздничные линейки: в торжественной обстановке открывались памятники и мемориальные доски в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Факельные шествия, авто- и мотопробеги, встреча священного огня из города-героя Бреста стали органичной прелюдией к главному празднику, развернувшемуся во всю мощь на центральной площади, в городском парке и на левом берегу Москвы-реки.

Тысячи воскресенцев, гостей города вышли в этот искрящийся солнцем погожий день 9 мая на улицы, чтобы выразить глубокую признательность и уважение ветеранам, почтить память погибших, впитать в себя неповторимую атмосферу всеобщей гармонии и народного единства. Отрадно, что в массовом патриотическом порыве ведущее место осталось за нашей молодежью. Море цветов и улыбок, светлые юные лица в солдатских пилотках - таким запомнится праздник его участникам, ставшим свидетелями доселе невиданного, а потому незабываемого зрелища.

После того как на митинге прозвучали проникновенные слова приветствий от первых должностных лиц района и города, обращения участников войны, почетных граждан, руководителей ветеранских и общественных организаций, состоялся парад. Вслед за военной техникой торжественным маршем к мемориалу воскресенцам, погибшим в Великой Отечественной войне, проследовали ветераны армии и флота, байкеры, кадеты, воспитанники военно-патриотических клубов, участники боевых действий, сотрудники МЧС, налоговой инспекции и службы судебных приставов. На ретро автомобилях к Вечному огню доставили прославленных фронтовиков.

Но самой многочисленной колонной стала та, где собрались люди, державшие в руках портреты своих родственников, спасших Отчизну от вражеского нашествия и освободивших от нацистов Европу. Шествие «Бессмертного полка» - более величественного и одновременно трогательного действа Россия еще не видела. И гордость переполняла всех оттого, что действительно пришло то время, когда «никто не забыт и ничто не забыто».

Открытие мемориала вернуло благодарным землякам фамилии тех, кто сложил головы на полях сражений, а это без малого одна треть из 30 тысяч воскресенцев, ушедших на фронт. В память о погибших была отслужена панихида, прозвучал оружейный салют, все замерли в минуте молчания… К монументу и на гранитные плиты легли охапки весенних цветов, а благодарные воскресенцы всё шли и шли, стремясь отыскать знакомые фамилии. Многие, найдя отца, деда, прадеда, не могли сдержать слез: «Наш погиб на Курской дуге», «А наш при форсировании Днепра…» - обменивались информацией абсолютно незнакомые, но ставшие в мгновенье ока родными и близкими людьми.

Мощное эмоциональное воздействие оказало на присутствующих исполнение литературно-музыкальной композиции академическим сводным хором учащихся детских школ искусств и дворцов культуры Воскресенского района, а также военных песен муниципальным камерным хором «Хорал».

Особый праздничный настрой сопровождал отдыхающих в городском парке и на набережной реки. Здесь открылся и работал до самого вечера «Лагерь Красной армии» - интерактивные площадки времен Великой Отечественной войны, на которых разместились военная техника, полевые кухни, походная радиостанция, выставка оружия, фотоателье, военный госпиталь, фронтовая концертная бригада. Апофеозом «военной» части программы праздника стало противостояние бойцов Красной армии и солдат вермахта, которых представляли активисты местного военно-исторического клуба «За Родину» (рук. В. Комаров). Настоящие профессионалы с присущим им мастерством разыграли один из эпизодов сражения за Берлин. Бой получился на загляденье. Советские солдаты полностью реализовали тактические задумки своего командира, овладев укреплениями противника с использованием разведки, пиротехники и обходных маневров.

Помимо торговых рядов с военным обмундированием повышенное внимание горожан привлекли походные полевые кухни. Несколько часов, проведенных на свежем воздухе, и стойкий запах гречневой каши с тушенкой вызвали у народа повышенный аппетит. Несмотря на длинную очередь за едой и горячим чаем, угощения хватило всем, а иные гурманы подходили к котлам по 2-3 раза. Особенно желанным этот день стал для любителей фотосъемки. Создалось впечатление, что заветную камеру в этот день взял с собой каждый. Самыми популярными оказались фото с ветеранами, не было отбоя от желающих сфотографироваться и с бойцами клуба военной реконструкции, причем как с «красноармейцами», так и с «врагами».

С заходом солнца празднование продолжилось на центральной городской площади. Земляков порадовали исполнительским мастерством лучшие творческие коллективы района и гости - мужской камерный хор под руководством В. Рыбина.

Рассыпавшийся над Воскресенском мириадами звезд разноцветный салют явился достойным финалом незабываемого праздника.

По тому, как Россия отметила в этом году 70-летие Великой Победы, можно смело судить о нашей стране. Праздник сплотил и этим вновь доказал свою особую значимость в деле укрепления национальной гордости. Возможно, эта гордость вкупе с памятью о 27 миллионах погибших даст новый импульс к возрождению былого политического могущества и экономической мощи.


Автор: Владимир Назаров

18


© 2010-2022