Конспект занятия БУМАЖНАЯ ТАЙНА

 (Как изобрели бумагу) Китайские летописи говорят, что изобретателя бумаги звали Цай-Лунь. Материаломдля нее служили волокна бамбука, некоторыетравы и старое тряпье. Все это складывалив каменную ступу, растирали с водой в кашицу,из нее отливали бумагу. Формой для отливки служила рамка с сетчатым дном. Сетка была сделана из тоненькихбамбуковых палочек и шелковых нитей. Наливали в форму немного кашицы и трясли ее во все стороны, чтобы волоконца переплелись и образовали тонкий войлок. Когда вода ст...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Конспект занятия БУМАЖНАЯ ТАЙНА

















Составила:

Воспитатель КГБОУ «Яровской детский дом»

Мартыненко Галина Викторовна


БУМАЖНАЯ ТАЙНА

Цель: создание условий для практической и экспериментальной деятельности деятельности.

Задачи:

- Познакомить детей с историей возникновения бумаги;

- Формировать у детей умения устанавливать причинно следственные связи;

- Способствовать развитию познавательного интереса;

- Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Форма: Практическая.

Оборудование: кухонный комбайн, замоченные листы бумаги, решётки с сетчатым дном, фломастеры, красители, спички, нитки, лист бумаги.

Наш семейный час будет называться «Бумажная тайна», где мы будем, говорит с вами о бумаге, о её происхождении и попробуем сами изготовить бумагу.


(Как изобрели бумагу)

Китайские летописи говорят, что изобретателя бумаги звали Цай-Лунь. Материалом для нее служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Все это складывали в каменную ступу, растирали с водой в кашицу, из нее отливали бумагу. Формой для отливки служила рамка с сетчатым дном. Сетка была сделана из тоненьких бамбуковых палочек и шелковых нитей. Наливали в форму немного кашицы и трясли ее во все стороны, чтобы волоконца переплелись и образовали тонкий войлок. Когда вода стекала, на сетке оставался сырой лист бумаги. Его очень осторожно снимали, клали на доску и высушивали.

Китайцы крепко хранили секрет изготовления бумаги. К арабам эта неторопливая путе­шественница была занесена войной. В сражениях на берегах туркестанской реки Тхерез арабы наголову разбили китайцев. Среди пленных оказались мастера-бумажники. «Мне не нужны ваши военные тайны, - сказал арабский халиф пленникам, - потому что они ничего не стоят. Вы откроете мне другую тайну, тайну изготовления бумаги, или станете самыми презренными рабами». Пленники раскрыли свою профессиональную тайну и избавились от рабства.

Умные, изобретательные арабы задумались. Во-первых, у них не было бамбука. Чтобы изготовить бумагу, нужны мягкие растительные волокна. Чем заменить бамбук? Арабы догадались варить бумажную массу из льняных тряпок, из старых канатов, они размягчали волокна свежего льна и других растений. Но толочь бумажную массу в ступе тяжело, нудно, непроизводительно. Нет, это не по-арабски. А почему не молоть бумажную массу жерновами? Так появились бумажные мельницы - по сути, это первые бумажные фабрики. А что же древние египтяне? Они пока еще не знали, сов­сем ничего не слышали о китайском изобретении и по-прежнему писали на папирусе - самой древней бумаге в мире. Делали эту диковинную бумагу из росшего по берегам Нила растения - папируса. Это растение было истинным другом египтян, палочкой-выручалочкой. Из папируса делали бумагу, приготовляли еду и напитки, одежду и обувь и даже легкие и довольно прочные лодки. Один римский писатель, побывавший на фабрике египтян, рассказал, как они делали листы папируса. Стебель разделяли иглой на тонкие полоски. Эти полоски приклеивали одну к другой, так что получалась целая страничка. Склеив ряд полосок, обрезали концы и потом клали другой ряд - поперек. Получалось нечто похожее на ткань, в которой нити тоже одни идут вдоль, другие поперек. Когда получалась пачка листов, ее клали под какую-нибудь тяжесть, чтоб хорошо отжать. Потом листки высушивали на солнце, и тут в дело шел звериный клык или раковина, которыми полировали листы. Бумага получалась желтоватая, гладкая, блестящая, но очень ломкая.

Лишь триста лет спустя китайский способ изготовления бумаги узнали в Египте. Спрос на новую бумагу был очень велик. Каирские бумажные мастера изнемогали в поисках тряпичного сырья. Дошло до того, что в мастерские, где делали бумагу, стали поступать бинты, снятые с мумий! Прошло еще триста лет, пока секрет изготовления узнали в Южной Европе. В XII веке бумажные фабрики, или, как тогда говорили, бумажные мельницы, появились в Италии и Франции. У каждого мастера был свой водяной знак, своя марка, которую видно было на бумаге при рассматривании ее на свет. Марки были самые причудливые: голова человека, половинка оленя, единорог, лев, русалка, и крылатый лев, и Папа Римский в тиаре, с ключом в руке. Самый старинный знак- это круг. Увидев на бумаге такой знак, ученый сразу может определить, что эта грамота или историческая запись относится к 1301 году. Первая бумажная фабрика в России была построена в XVI веке, на реке Уче, в тридцати верстах от Москвы. Она проработала не долго, но в 1657 году построили другую, на Яузе, и делали на ней бумагу по образцу голландской, которая считалась тогда лучшей. Это можно определить опять же по водяному знаку, который напоминал герб города Амстердама: щит с изображенными на нем львами.

Со временем бумаги стало требоваться так много, что старого тряпья уже не хватало. Ясно было, что нужно искать новый материал, и после многих опытов поняли, что бумагу можно делать из дерева.

С виду между бумагой, тряпкой и поленом нет ничего общего. Но на самом деле это не так.

Опыт!

Рассмотрите хорошо надломленную спичку или нитку, выдернутую из тряпки. Вы увидите, что они состоят из очень тоненьких волоконцев. Из таких же волоконцев сделана бумага. Разорвите лист и рассмотрите небольшой клочок на свет - и вы убедитесь в этом сами.

Из чего состоят спичка, нитка, и бумага. Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: они состоят из мельчайших волокон.

Наша страна богата лесами, но это не значит, что их нужно уничтожать. Существуют специальные службы, которые строго следят за тем, что бы не вырубить больше деревьев, чем это предусмотрено нормами.

Специалисты едут в лес и метят деревья, а уж потом лесорубы пилят их, приезжает техника, которая увозит эти деревья на фабрику. Лес можно ещё сплавлять по воде.

На современной писчебумажной фабрике бревна, сразу попадают в обработку. Сначала корообдирка сдирает с него кору, дроворубка рубит в щепки. Теперь щепки будут вариться, чтобы очиститься.(показ картинами) Очищенная древесина промывается и разламывается на особой машине на волокна, очищается от сучков, а потом чистая кашица выливается на сетку машины. Эта сетка похожа на ту, что была в кустарной мастерской у китайцев, только трясут ее не руками, а специальным устройством.(смотри приложение) С сетки сырой бумажный лист попадает на подстилку, на ней едет он к валикам для отжима. Отжатая бумага высушивается паром, а в конце машины есть ножи, которые режут бумагу на листы нужного формата.

Так деревья превращаются в листы, тетради, книги, классные журналы и дневники.

Посмотрите сколько труда вложено, что бы изготовить лист бумаги. Поэтому мы должны бережно относиться к использованию бумаги, книг.

А сейчас мы с вами откроем собственную фабрику по изготовлению бумаги.

-Домашнее задание (замочить использованные листы бумаги в воде)Вы замочили использованные листы бумаги, потому, что на фабрике тоже перерабатывают использованную бумагу.

Сейчас я эту бумагу положу в нашу машину (кухонный комбайнер), добавлю воды, любой краситель и машина размельчит эту бумагу на мельчайшие волокна. Эта масса для изготовления бумаги называется - пульпа. Всё это выльем в таз с водой, размешаем. Опустим нашу решётку в эту пульпу, аккуратно поднимем, держа горизонтально, положим на ровную поверхность для просушки, через 5 минут наши решётки повешаем для просушки. Через несколько часов наш лист бумаги будет готов.

( Смотри приложение)

-Показываю свой образец бумаги.

-Давайте на этом листе бумаги напишем лозунг или призыв по бережному использованию бумаги.

-Дети пишут лозунги



Конспект занятия БУМАЖНАЯ ТАЙНА













Работы детей


Конспект занятия БУМАЖНАЯ ТАЙНА


Конспект занятия БУМАЖНАЯ ТАЙНА

© 2010-2022