Сценарий родительского собрания по теме Портфолио обучающегося

Родительское собрание - одна из форм общения и обучения классным руководителем родителей. Одним словом, родительский ликбез. Вот почему очень важно, чтобы на собрании родители не были пассивными слушателями, а стали активными участниками встречи. Если вы хотите добиться 100% посещения родителями собрания, сделайте его не только интересным, но и полезным. Данный сценарий с будет особенно интересен классным руководителям 5-7 классов, обучающихся по ФГОС. Каким должен быть портфолио ребенка, какова...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сценарий родительского собрания по теме Портфолио обучающегося.



Родительское собрание
на тему:
«Портфолио ученика, как средство мотивации личностного развития»

Сценарий собрания

Цель собрания:

1. Проинформировать родителей о «Положении о школьном портфолио», его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.

2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.

Ход собрания

I. Мотивация родителей

- Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ?
- Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.
- В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы - оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала курсов на разных ступенях обучения. Классный руководитель собирает в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и гимназии.
- Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы ни какая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна?

II. Общие вопросы
- Отгадайте ребус:
Сценарий родительского собрания по теме Портфолио обучающегося. (Портфель).
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на родительском собрании?
- Кто-то из вас информацию о Портфолио наших ребят воспринял в 5 классе как очередное веяние моде, как способ загрузить дополнительной работой и без того перегруженных учителей, учащихся и их родителей.
- На самом деле многие из вас имеют неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое "Портфолио достижений обучающегося". И наша задача сегодня в этом разобраться.
- На нашем собрании мы попытаемся выяснить
1. Что такое «Портфолио»?
2. С какой целью создается «Портфолио обучающегося»?
4. Какими бывают Портфолио обучающихся?
5. Кто и как должен его составлять?

Вопрос №1. Что такое «Портфолио»?
- Каждый из Вас, наверное, не раз слышал это слово. Попробуем разобраться, что оно значит.
- Это слово иностранного происхождения:
1. В переводе с английского - портфель для документов.
2. В переводе с французского - собрание листов.
3. В переводе с итальянского - папка с документами.
4. В педагогической литературе «Портфолио» - это:
а). Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.
б). Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Портфолио - это собрание работ ученика, отражающих его успехи, как в учебе, так и в сопутствующих областях общественной жизни школы. Теперь рейтинг школьника определяется не только аттестацией по предметам, но и общим накопительным баллом его портфолио. Все это помогает составить более полную картину увлечений, стремлений и способностей учащегося при поступлении в профильные классы, а в дальнейшем помогает определиться в выборе ВУЗа. Подобное новшество вступило в силу с сентября 2006 года, в связи с принятием решения об обязательной профильной подготовке старшеклассников во всех школах России (приказ Минобразования от 05.12.2003 N 4509/49).

3. Цель и задачи создания Портфолио ученика.
«Быть шофером хорошо, а летчиком - лучше…».
- По данным центра социально-профессионального определения, 75 процентов старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них:
- 23 процента профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками;
- 18 процентов - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители;
- 22 процента вообще не задумывались о своем профессиональном будущем.
То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.
- Как помочи старшекласснику в столь непростом решении вопроса: «Как выбрать профиль обучения в старшей школе и профиль ВУЗа?»
- Для этого ученику и необходим «Портфолио» его личных достижений.
Введение обязательного портфолио - не просто пиар-ход, это маленький переворот во всей системе образования, когда количество дополняется качеством. «У каждого ученика будет "Портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов» (министр образования В.М. Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003).
Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, спортивной и др.
Цель портфолио.
Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Задачи портфолио.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
а). Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
б). Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности.
в). Поощрять его активность и самостоятельность.
г). Формировать навыки учебной деятельности.
д). Содействовать индивидуализации образования ученика.
е). Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
ж). Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Функции портфолио.
Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
Рефлексия. Упражнение для родителей "Снежинка"

- А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не

смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте

внимательно и выполняйте следующее:

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

- опять сложите пополам

- снова оторвите правый верхний уголок

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте

свою снежинку. Покажите их друг другу. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

- А почему? Как вы думаете? (Все люди разные)

Вывод:

- Мы - взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Ваши дети тоже все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Портфолио даёт шанс каждому ребёнку почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе. Портфолио становится «историей успеха ребенка», помогающей:
- проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет;
- в интеграции количественной и качественной оценки.


Вопрос №2. Какие виды Портфолио обучающихся существуют?

- Строгих ГОСТов к Портфолио обучающихся пока не существует, однако выделяют можно выделить две группы разновидностей портфолио:
1. Портфолио внешних достижений.
2. Портфолио личностного развития.
1. Портфолио внешних достижений различают:
1. Портфолио документов
2. Портфолио творческих работ
3. Рейтинговое портфолио.

Портфолио документов - самая распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном учащимися за определенный промежуток времени опыте успешной учебной и внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, почетные грамоты и дипломы, письма - отзывы.

Портфолио творческих работ - разновидность портфолио, которая в значительной мере ориентирована на содержание учебных предметов. Оно отражает усилия, прогресс и достижения школьников в определенной предметной области. Такое портфолио составляется из выполненных обучающимися реферативных, конкурсных и оригинальных творческих работ. Оно может быть дополнено газетными и журнальными вырезками с опубликованными авторскими материалами учащихся (статьи, художественные иллюстрации и др.).

Рейтинговое портфолио - это коллекция контрольных работ и диагностических срезов по учебному предмету, которая дает возможность педагогам и самому учащемуся иметь представление о занимаемом им рейтинговом месте. Рейтинговая таблица, прилагаемая к каждому индивидуальному портфолио, дает возможность проследить продвижение старшеклассника в системе рейтинга в течение года или двух. Такая таблица составляется по данным учащихся одного класса, классных параллелей, школьников такого же профиля по району и городу. Основное назначение рейтингового портфолио состоит в осуществлении жесткого мониторинга качества образования учащихся. При ведении рейтингового портфолио бывает заметна конкуренция в отношениях между учащимися, в связи с чем такую работу следует обязательно сопровождать постоянным наблюдением за состоянием социально-психологического климата. (Служба мониторинга гимназии).

2. Портфолио личностного развития. Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития - это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это изучение школьником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта. Зачем это нужно делать в условиях школы? Ответ на этот вопрос предложил Э. Фромм в своей знаменитой работе «Иметь или быть». «Человек, - утверждал он, - должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он сознает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом». Основной вывод, к которому приходит зрелая личность, может быть выражен формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду». Школа своей системой профильного обучения, обращенного к индивидуальным интересам молодого человека, может способствовать успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего экономического и просто человеческого благополучия. В конечном счете, портфолио личностного развития служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин. (Психологическая служба гимназии)

- На практике, в том числе и в нашей гимназии, применяется одно комбинированное портфолио, укомплектованное на усмотрение каждой отдельной школы.
- Что собой представляет Портфолио ваших детей, в соответствии с «ПОЛОЖЕНИЕМ о портфолио обучающегося муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 11 городского округа Самара». (Познакомить родителей с содержание Положения)
- Каждый родитель хочет чтобы его ребёнок был успешным в жизни.
-А что это значит? Как вы думаете? (Ответы родителей).
- Это то, что надо сформировать и выработать в ребёнке, качества, которые ему будут помогать в дальнейшем вне школы, помогут определиться в
будущем. Именно на это направлено портфолио.
- По своей структуре «портфолио» напоминает многослойный пирог или много ярусную пирамиду. Названия основных разделов Портфолио вы видите на экране.
- А каково их содержание? (Обсуждение содержания разделов Портфолио).

Вопрос №3. Кто и как должен собирать Портфолио?
Рефлексия.
- Чтобы ответить на вопрос, кто должен помогать ребёнку в сборе портфолио, проведём эксперимент.
ХЛОПОК (1 эксперимент)
- Поставьте правую руку на локоть и поверните ладонью ко мне. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему? Чего не хватает? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь - вы, другая - я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе (делаем по очереди хлопки: учитель - родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же, здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем выполнять полезную для всех работу.
Вывод.
Данный эксперимент доказывает, что портфолио - это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи. Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель и классный руководитель, пусть он будет даже мастером ... никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.
Типичные ошибки при составлении портфолио.
1. «Мама или я - Новиков Илья?»
Известное стихотворение Агнии Барто, как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми (учителем, классным руководителем или родителями), а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению, мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно.
2. Лучше меньше, да лучше.
Многие ребята и их родители стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в Портфолио. Важно помнить, что главное в технологии Портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.

3. Информационный вакуум.
Важно помнить, что Портфолио собираете вы и вы более чем кто либо, заинтересованы в его качестве. Не ждите рекомендаций извне, действуйте сами:
1. Обратитесь к заместителю директора по науке гимназии (кабинет №12) за перечнем гимназических, окружных и региональных мероприятий на текущий год. Участвуйте в них.
2. Найдите в Интернет образовательные сайты, предложите ребенку участвовать в мероприятиях, проводимых детскими сайтами (или совместно с ними). Подпишитесь на новостную рассылку и следите за анонсами.

Рекомендации.
1. Согласовывайте с ребенком все документы, которые хотите разместить в Портфолио.
2. Пополняйте Портфолио систематически, а не от случая к случаю.

Список использованной литературы.

1. Молчанова, А.А.Тимченко, Т.В. Черникова; Под ред. Т.В. Черниковой Личностное портфолио старшеклассника: учеб.- метод. Пособие / З.М., - 2-е изд. Стереотипное - М.: Глобус, 2007. - 128 с.
2. Е.В. Меттус, А.В. Литвина и др, Живая оценка: Программа "Портфолио в школе" / Е.В.Меттус. - 3-е изд., стереотипное - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. - 272 с.
3. И.А. Кофенко. Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника? / Электронный ресурс. zankov.ru
4. З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова. Личностное портфолио старшеклассника: учебно-методическое пособие / М.: Глобус, 2007
5. Т.Г. Новикова, Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. - 2004. - № 5. - С.56 - 59.
6. Т.Г. Новикова, Папка индивидуальных достижений - «портфолио» // Директор школы. -2004. - № 7. - С.45 - 48.
7. Т.Г. Новикова и др., Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. - 2004. - № 2. - С.48-56.
8. Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агенство, 1995. - С.215.
10. С. Дж. Пейн, Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 2000. - № 1. - С.65-67.
11. И.П. Подласый, Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - С.245.
Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.65 - 67.
12. И.Г. Юдина, Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. - С.124.

Интернет - ресурсы.

1. nsportal.ru/...shkola/.../portfolio-uchenika-nachalnykh-klassov

2. syktyvdin.edusite.ru/.../portfoliouchenikanachal-noyshkolyi.doc

3. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/library/prezentatsiya-k-roditelskomu-sobraniyu-portfolio-

4. solnet.ee/parents/p1_61_2.html

5. Pedsovet.su

6.RusEdu

7. edu.1september.ru

8. standart.edu.ru/

9.imc-eduekb.ru



11


© 2010-2022