План работы классного руководителя по формированию детского коллектива

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План работы классного руководителя по формированию коллектива

Задача

Содержание деятельности

Ответственные

1. Развивать у детей интерес друг к другу

- Классный час на тему: «Это Я» (презентация себя);

- Коллективное составление проекта по интересам учащихся;

- Игры на развитие интереса друг к другу(«Созвездие», «Снежный ком» и т.д.).

Учащиеся

Родители


Кл.руководитель

2. Учить детей помогать друг другу

- Тьютерство;

- Акции «Помоги!» (например детский дом);

- Находить того, кому нужна помощь.

Учащиеся

Кл.руководитель


Учащиеся

3. Учить детей уважать друг друга

- Использовать методические и игровые приемы («Утро начинается с улыбки», « Дружеская мойка»Приложение №1).

- Классный час на тему: «Речевые формулы»(Приложение №2);

- Утренники ««Да здравствуют вежливость и доброта!».

Кл.руководитель



Кл.руководтель и учащиеся

4. Учить детей слушать и слышать друг друга

- Круглые столы;

- Театральные представления;

- Конкурсы «чтецов».

Кл.руководитель


Учащиеся

5. Учить детей доверять друг другу

- Классный час «Дружба - чудесное слово»;

- «Откровенные» классные часы;

- Игры на доверие друг другу(Приложение №3)

Кл.руководитель


Учащиеся

Кл.руководитель

6.Учить детей понимать друг друга

- Создание ситуаций;

- Создание кружка «Немой театр»;

- Игры на понимание друг друга (н-р игра «Пойми меня», «Испорченный видеомагнитофон» Приложение №4)

Кл.руководитель





7. Учить детей сочувствовать друг другу

- Беседы-рассуждения на темы: «Что такое сочувствие?», «Зачем и почему мы должны сочувствовать друг другу?»

- Участие класса в волонтерстве;

- Игры на развитие сочувствия.(Приложение №5)

Кл.руководитель




Учащиеся

Кл.руководитель




Игры на сплочение детского коллектива

Приложение № 1

«Утро начинается с улыбки»

Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится).

« Дружеская мойка»

Дети выстраиваются в два ряда на большом расстоянии друг от друга. Один ребёнок проходит между рядами (через «мойку»), другие дети поочередно пожимают ему руку, дружески похлопывают по спине, одновременно произносят слова похвалы, симпатии, поощрения (в результате такой «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок). Целесообразно, пропускать через «мойку» 1-2 человек в день.

Приложение №2

Классный час на тему: «Речевые формулы»

Объяснить детям, в каких ситуациях, что принято говорить, проиграть в эти ситуации, потом придумать ситуации, в которых можно использовать те или иные «речевые формулы», потом они могут придумать и использовать «свои» слова и выражения. Важно объяснить детям, что одни и те же слова и фразы можно произнести с разной интонацией и очень часто «тон делает фразу» и одни и те же слова (в зависимости от интонации) могут восприниматься по-разному. Например, ребенок может попробовать произнести фразы: «ты молодец» (с восхищением и с насмешкой), «я очень рада за тебя» (с одобрением и с огорчением), «спасибо тебе» (с благодарностью и с обидой). Это поможет понять значение интонации при общении.

Знакомство:

- Меня зовут … А тебя как?

- Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут…

- Давай познакомимся. Как тебя зовут?

- Хочешь будем играть вместе. Меня зовут… а тебя?

- Мама, это мой друг (одноклассник), его зовут…

Благодарность:

- Спасибо!

- Большое спасибо!

- Спасибо, я так рад…

- Спасибо, вот здорово…

- Спасибо, мне нравится…

Просьба:

- Можно я возьму…

- Дай мне, пожалуйста…

- Мне очень нужна эта книга, можно ее взять?

- Помоги мне, пожалуйста…

- Можно я сделаю это, а ты…

Предложение:

- Давай вместе пойдем (сделаем), посмотрим…

- Если хочешь, возьми…

- Если хочешь, я могу помочь…

Отказ:

- Спасибо, но мне не нравится…

- Спасибо, я не хочу это делать…

- Мне это не нравится, я не буду это делать…

- Нет, я не пойду…

- Сейчас я не хочу…

Согласие, поддержка:

- Я тоже так думаю…

- Мне это тоже нравится…

- Я согласна, ты прав…

- Я бы тоже так сделал…

- Ты правильно сделал, все будет хорошо.

Извинение:

- Прости, пожалуйста…

- Извини, я не хотел…

- Извини, это получилось случайно…

- Прости. Я не хотела тебя обидеть…

- Прости, я был не прав…

Предложение помощи:

- Я могу тебе помочь, давай…

- Хочешь, мы сделаем это вместе…

- Хочешь, я тебе помогу…

- Помочь тебе?

Приложение №3

«Путь доверия»

Один из двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий - ты должен провести "слепого" ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком - тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз - и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому.


Приложение №4

«Пойми меня»

Игра «Пойми меня», в которой одному предлагают изобразить удивление, одобрение, страх, угрозу, злость, восхищение, радость и другие чувства, а другим - выделить те признаки, по которым эти чувства определяют. Хочу отметить, что для многих детей эта задача может оказаться очень сложной, т.к. дети плохо дифференцируют и свои и чужие чувства.

« Испорченный видеомагнитофон»

Участники садятся в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что он получил, с тем, что передавал. Зачастую бывает, что начинают передавать удивление, возвращается гнев и т.д. Начинающий передавать состояние отмечает, кто из группы наиболее достоверно его воспринял, а где произошел сбой. После этой игры у участников возникает желание понять, что такое невербальное отношение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица.

"М-М-М по кругу"

"М-М-М по кругу". Группа сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.

Приложение №5

«Скульптор»

Инструкция: Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я хотела бы поиграть с вами в игру, которая называется "Скульптор". Я буду вам называть чувство, а ваша задача - изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? У вас минута времени для того, чтобы изобразить любопытство (своим лицом и телом). Потом я обойду вас всех, чтобы рассмотреть все интересные фигуры.

Вы можете помочь отдельным детям найти подходящие экспрессивные жесты, например, Вы можете подсказать: "Покажи мне, что твои руки любопытные" и т.д.Теперь перейдем к следующему чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека. Выразите всем телом усталость. Сделайте усталое лицо, усталые руки, ноги, усталую голову. Учтите, что "статуя" не обязательно должна стоять, она может также сидеть или лежать.Потом дайте детям подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все главные части тела. Постепенно дети ухватят метод и заметят, что чувство можно выражать очень многими частями своего тела.Основные чувства, которые Вы можете предложить - радость, ярость, страх, нежность. Если у Вас сложилось впечатление, что дети поняли идею игры, то можно детям самим назвать чувства, которые им хотелось бы изобразить.А этот вариант игры Вы можете попытаться провести и с восьмилетними детьми...Разойдитесь по четверкам, встаньте так, чтобы вы могли видеть друг друга. Я хочу, чтобы вы изобразили, как могут меняться чувства. У вас есть минута времени, чтобы попробовать показать такие изменения. Например, сначала вы показываете, что вы устали, а затем усталость покидает ваше тело, и вы выглядите все бодрее и бодрее. (1 минута).Здесь тоже сначала сами предложите варианты. Очень хороши следующие переходы: любовь - ненависть, скука - интерес, подобострастие - властность, навязчивость - сдержанность и т.п. Когда дети поймут идею, они могут сами, посовещавшись, предложить подобные полярности.

«Многоликость чувств»(с 10 лет)

Цели: Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились понимать свое окружение. Ведь чувства выражаются преимущественно не впрямую - словами, а опосредствованно - лицом, позой, движением, голосом. Когда дети научатся распознавать чувства другого, им будет легче идентифицировать себя с другой личностью. В этой игре дети учатся замечать чувства другого человека и связывать эти наблюдения с собственными переживаниями.

Материалы: Каждому ребенку понадобится иллюстрированный журнал, бумага для рисования, клейкая лента и карандаши.

Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Пролистайте журнал и найдите картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (10 минут.)

Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (10 минут.)

Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство. (5 минут.)

Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство:

- как изменяется ваше лицо?

- как вы дышите?

- в каком состоянии находятся ваши мышцы?

- что вы ощущаете в теле?

- какие движения вы делаете при этом?

- какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство?

- что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?

Опишите, как вы справляетесь с этим чувством. (10 минут.)

Теперь приклейте это описание под вашу картинку. Разойдитесь по тройкам и покажите друг другу свою работу. Спросите, что переживают другие, когда испытывают выбранное вами чувство. (10 минут.)

Составьте затем из всех эскизов с текстами небольшой альбом. Дайте детям при случае рассмотреть все картинки. (5 минут.)

Анализ упражнения:

- Легко ли тебе заметить чувства другого человека?

- На что ты обращаешь особенное внимание - на звуки голоса, на движение, на выражение лица?

- Про кого из детей в классе ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает?

- Про каких детей ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?

- Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя?

- Хорошо ли другие люди понимают твои чувства?

- Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям?

- Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти?

- Какие чувства тебе чужды или неприятны?

- Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека?

- Почему люди так часто скрывают свои чувства?








© 2010-2022