Классный час. Тема: «Агрессия. Разрешение конфликтов»

Цель: Способствовать развитию умения строит взаимоотношения с другими людьми, определять свое место среди сверстников, осмысливать поступки свои и чужие, находить выходы из конфликтных ситуаций. Задачи: 1. Развитие навыков решения конфликтных ситуаций.                 2. Рассмотрение правил «без конфликтного» поведения. Участники: учащиеся 6 класса, классный руководитель. Оборудование: плакаты с изречениями, карточка с примерами конфликтных ситуаций, оборудование необходимое для просмотра отрывка из кинофильма «Чучело» и мультфильма «Крошка енот». Оборудование: плакаты с изречениями, карточка с примерами конфликтных ситуаций, оборудование необходимое для просмотра отрывка из кинофильма «Чучело» и мультфильма «Крошка енот».
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час.

Тема: «Агрессия. Разрешение конфликтов»

Форма:

Цель: Способствовать развитию умения строит взаимоотношения с другими людьми, определять свое место среди сверстников, осмысливать поступки свои и чужие, находить выходы из конфликтных ситуаций.

Задачи: 1. Развитие навыков решения конфликтных ситуаций.

2. Рассмотрение правил «без конфликтного» поведения.

Участники: учащиеся 6 класса, классный руководитель.

Подготовительная работа:

Планирование классного часа по теме «Агрессия. Разрешение конфликтов». Создание инициативных групп:

  1. Корреспонденты. ( Осуществляют поиск информации, необходимой для проведения занятия. Что такое гнев, агрессивное поведение? Какие виды агрессии существуют? Способы разрешения конфликтных ситуаций.)

  2. Редколлегия. ( Изготавливают плакаты с высказываниями и карточки с ситуациями.)

Оборудование: плакаты с изречениями, карточка с примерами конфликтных ситуаций, оборудование необходимое для просмотра отрывка из кинофильма «Чучело» и мультфильма «Крошка енот».

Ход занятия.

На доске написана цитата русского писателя Льва Николаевича Толстого. Прочитайте ее. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

На доске: «То, что начато во гневе, кончается в стыде.»

Л.Н. Толстой

Дети: - Если совершаешь какой-то поступок и при этом ты очень зол, то спустя какое-то время, переосмыслив данную ситуацию, ты обязательно почувствуешь стыд за сделанное.

Учитель: - Приведите примеры таких ситуаций.

Дети: - На перемене меня толкнули играющие одноклассники. Я рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которая прекратилась благодаря учителю, проходившему мимо. Когда классный руководитель стал разбирать происшедший инцидент, я понял, что меня задели случайно и драки можно - было избежать. Мне стало стыдно за свой поступок, да и мама расстроилась, когда узнала о случившемся. (Можно рассмотреть еще несколько примеров.)

Учитель: - Вот видите, такое агрессивное поведение спровоцировал мимолетный гнев, неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать ситуацию. Давайте попробуем дать определение гневу. Что это такое?

Дети: - Гнев - это чувство, которое выводит тебя из равновесия, переполняет тебя и провоцирует на различные необдуманные агрессивные действия.

Учитель: - Что такое агрессивное поведение? Какие виды агрессии существуют?

Дети: - Значит агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред (физический или психический) другому. Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную - когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество; физическую - когда дерутся, толкаются, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят частичное игнорирование - непринятие в игры, разговоры, спектакли; полное игнорирование - бойкот.

Учитель: - В любом из видов проявления агрессивного поведения всегда выделяются две стороны: агрессор и жертва.

Вспомните ситуации, происходившие с вами, в которых вы выступали в роли жертвы. В чем причина этого? Что, по-вашему, мнению, нужно делать, чтобы не становиться объектом агрессивного поведения?

Ученики рассказывают о случаях, происшедших с ними, о том, как они пытались выйти из данной ситуации, и о том, становились ли они еще раз жертвами агрессии в подобных ситуациях.

Учитель: - Вспомните ситуации, происходящие с вами, в которых вы выступали в роли агрессора? В чем причина этого?

Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

Современных писателей тоже интересует тема переосмысления поступков. Сейчас мы ознакомимся с отрывком из повести В. Железникова «Чучело», в которой рассказывается о конфликте между новенькой ученицей 5 класса Леной Бессольцевой и группой ее одноклассников. Этот отрывок в конце повести. Много всего пришлось пережить Лене до тех событий, о которых вы услышите: первую любовь, конфликт с одноклассниками, давшими ей прозвище Чучело, бойкот. Бойкот объявили ребята, возглавляемые девочкой, но прозвищу Железная Кнопка. Они ошибочно и несправедливо обвинили Лену в предательстве. Мы посмотрим отрывок из кинофильма, снятого по мотивам данной повести.

Чучело

«Сжечь ее на костре!» - закричал Рыжий.

«Хватайте ее! - приказала Железная Кнопка. - И тащите в сад! - Она размахивала моим платьем. - Ждите нас там. Мы скоро!"

.Железная Кнопка и Шмакова выволокли чучело, укрепленное на длинной палке. Следом за ними вышел Димка и стал в стороне. Чучело было в моем платье, с моими глазами, с моим ртом до ушей. Ноги сделаны из чулок, набитых соломой, вместо волос торчала пакля и какие-то перышки. На шее у меня, т. е. у чучела, болталась дощечка со словами: «ЧУЧЕЛО - ПРЕДАТЕЛЬ».

Ленка замолчала и как - то вся угасла. Николай Николаевич понял, что наступил предел ее рассказа и предел ее сил.

- А они веселились вокруг чучела, - сказала Ленка, - Прыгали и хохотали:

«Ух, наша красавица-а-а!»

«Дождалась!»

«Я придумала! Я придумала! - Шмакова от радости запрыгала. - Пусть Димка подожжет костер!..»

После этих слов Шмаковой я совсем перестала бояться. Я подумала; если Димка подожжет, то, может быть, я просто умру,

А Валька в это время - он повсюду успевал первым - воткнул чучело в землю и насыпал вокруг него хворост,

«У меня спичек нет», - тихо сказал Димка.

«Зато у меня есть!» - Лохматый всунул Димке в руку спички и подтолкнул его к чучелу.

Димка стоял около чучела, низко опустив голову,

Я замерла - ждала в последний раз! Ну, думала, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не виновата.., Все я!»

«Поджигай!» - приказала Железная Кнопка.

Я не выдержала и закричала:

"Димка! Не надо, Димка-а-а-а!..»

А он по-прежнему стоял около чучела - мне была видна его спина, он ссутулился и казался каким-то маленьким. Может быть, потому, что чучело было на длинной палке. Только он был маленький и некрепкий.

«Ну, Сомон! - сказала Железная Кнопка. - Иди - же, наконец, до конца!»

Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель. Он чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами. Потом вскочил и торопливо отбежал в сторону.

Они подтащили меня вплотную к огню. Я, не отрываясь смотрела на пламя костра. Дедушка! Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он печет и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла.

Я закричала, я так закричала, что они от неожиданности выпустили меня.

Когда они меня выпустили, я бросилась к костру и стала расшвыривать его ногами, хватала горящие сучья руками - мне не хотелось, чтобы чучело загорело. Мне, почему-то этого страшно не хотелось!

Первым опомнился Димка.

"Ты что, очумела? - Он схватил меня за руку и старался оттащить от огня. - Это же шутка! Ты что, шуток не понимаешь?»

" сильная стала, легко его победила. Так толкнула, что он полетел вверх тормашками - только пятки сверкнули к небу. А сама вырвала из огня чучело и стала им размахивать над головой, наступая на всех. Чучело уже схватилось с огнем, от него летели в разные стороны искры, и все они испуганно шарахались от этик искр.

«Куртку сожжешь, - запищала Шмакова. - Будешь отвечать!»

«Она тронулась!» - крикнул Рыжий и бросился от меня наутек.

А другие кричали:

«Так ей и надо! Предатель!..»

«Вот - чумовая!»

«Братцы, по домам!..»

Они разбежались,

А я так закружилась, разгоняя их, что никак не могла остановиться, пока не упала. Рядом со мною лежало чучело. Оно было опаленное, трепещущее на ветру от этого как живое.

...Сначала я лежала с закрытыми глазами, потом почувствовала, что пахнет паленым, открыла глаза - у чучела дымилось платье. Я прихлопнула тлеющий подол рукой и снова откинулась на траву.

Потом до меня долетел голос Железной Кнопки,

«Ты что остановился? - спросила она кого-то, - Тебе опять ее жалко?,.»

Я подняла голову и увидела Миронову и Димку.

Помню, в этот момент мне показалось, что я сижу в глубоком-глубоком колодце, а Миронова говорит где-то над моей головой. Голос у нее был резкий и больно ударял по ушам.

«Все-таки, говорит, ты - малодушный человек. Она же предатель. Понимать это надо».

Послышался хруст веток, удаляющиеся шаги, и наступила тишина.

Не знаю, сколько я так пролежала - может, час, э может, и минуту, только я почувствовала, что кто-то следит за мной. Я оглянулась и снова увидела в зарослях Димку. Он отвел в сторону кустарник, за которым прятался, и медленно подошел ко мне,

- Дедушка, знаешь... - сказала Ленка печальным голосом, - я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим, бот тогда-то я и подумала, что моя жизнь кончилась...

Спустя некоторое время ребята обнаружили, что они ошиблись. Даже выяснилось, кто был истинным виновником. Однако Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич уже приняли решение покинуть город. На прощание дедушка подарил классу старинную картину, на которой была изображена Мария Николаевна Бессольцева, Машка, как называл ее дедушка Лены. Самое удивительное то, что Лена и женщина, изображенная на полотне, были поразительно похожи.

На реке раздалась сирена отъезжающего катера. Сирена долетела до класса и несколько секунд вибрировала низким хриплым гудком,

- Сигнал! - Маргарита Ивановна подошла к окну. - Катер ушел.

Все до единого бросились к окнам.

Только Сомов не шелохнулся.

Они стояли у окон, надеясь в последний раз увидеть катер, на котором уезжала Ленка Бессольцева - чучело огородное, - которая так перевернула их жизнь.

Рыжий отошел от окна, взял оставленную Николаем Николаевичем картину, развернул полотенце, и вдруг его лицо невероятно преобразилось, и он яростно закричал:

- Она!.. Она!..

Все невольно оглянулись на него:

- Где?..

- Кто она?..

-- Она... Ленка! - Рыжий показал на картину.

- Как две капли, - прошептал Лохма и заорал:- Чучело!

- Врешь! - сказал Васильев. - Бессольцева!

Да, Машка была очень похожа на Ленку: голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая.

Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил.

рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал:

- «Чучело, прости нас!»

В. Железников

(Обсуждение прочитанного).

- Как вы думаете, почему Ленка не ответила оскорблением на нанесенное оскорбление?

- Почему так поразило ребят удивительное сходство их бывшей одноклассницы Ленки со знаменитой уроженкой их города Марией Николаевной Бессольцевой?

- Кого они, сами того не желая, выгнали из города?

- Что потерял город?

- Приходилось ли кому-нибудь из вас заново оценивать собственные поступки?

- Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

- Мы познакомились с произведением, в котором объект издевательства, насмешек избегал ответных действий, связанных с насилием. Это один из способов разрешения конфликта, а какие еще существуют способы разрешения конфликтных ситуаций?

Дети: - Существует несколько способов выхода из конфликтных ситуаций, каждая из которых предполагает разную степень внимания к интересам партнера и к своим собственным.

1. Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Человек отстаивает свои интересы до конца, иногда в ущерб другому. Однако даже после полученного результата чувство вины или сожаления остается долгое время. Эта стратегия может сделать вас непопулярным.

2. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Вы откладываете разрешение назревающего конфликта. Далеко не каждый человек может сдержаться от мгновенной импульсивной реакции. Кто умеет это делать, достоин уважения. Таким образом вы откладываете разрешение назревающего конфликта, выигрываете время, надеетесь, что ситуация разрешится сама собой. Однако проблема может так и остаться нерешенной.

3. Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной. Вы идете на взаимные уступки, когда другие стратегии неэффективны, и получаете только половину того, на что рассчитывали.

4. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план. Ваши интересы остаются без внимания, вы уступаете, но при этом сохраняете хорошие отношения с противоположной стороной.

5. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон, найти взаимоприемлемый вариант, который устраивал бы обоих. Этот стиль требует много времени и сил, однако успех не гарантируется.

Учитель. Как вы думаете, какой из пяти способов чаще всего используется в реальной жизни? Почему?

Давайте немного поиграем. В игре понадобятся карточки с описанием конфликтных ситуаций, а также кубик, на пяти гранях которого - первые буквы названий стратегий выхода из конфликтной ситуации. На шестой грани - человек. Если выпадает эта грань, то ученик сам выбирает, каким способом разрешить конфликтную ситуацию, а остальные отгадывают, что это за способ. Если участник правильно сориентировался и нашел соответствующий выход из конфликта, то он получает два очка. Если же решение не найдено, то карточка с описанием ситуации передается другому участнику, который при нахождении выхода из конфликта получает один балл и продолжает игру, бросая кубик и выбирая карточку.

Примеры карточек с ситуациями

1. Твой знакомый просит взаймы компакт-диск и обещает вернуть его на следующий день, но ты знаешь по опыту, что он этот диск не вернет.

2. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

3. Друг, который учится в твоем классе, позвонил по телефону и попросил помочь ему сделать математику. Ты очень занят в этот вечер, потому что готовишься к завтрашнему диктанту по русскому языку.

4. Родители хотят подарить тебе на день рождения новые лыжи, чтобы ты больше проводил времени на свежем воздухе. У тебя есть одни лыжи, тебе этого достаточно, и ты бы хотел получить в подарок музыкальный центр.

5. У тебя плохое настроение, ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут тебя гулять.

6. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и у твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если ты еще раз дашь списать домашнее задание, у тебя будут неприятности.

7. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься на компьютере и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

8. Твоя родственница уезжает в отпуск на 10 дней. Она очень переживает за свои цветы, которые некому поливать, и просит тебя поставить ее цветы в твою комнату на время отъезда. Ты не против поливать цветы, но к тебе постоянно приходят друзья, и ты боишься, что они могут сломать цветы, так как горшки будут занимать ровно половину комнаты.

9. Мальчики из твоего класса постоянно обзывают и бьют тебя. Они коверкают твою фамилию и придумывают обидные прозвища, пинают твой портфель и прячут твои вещи.

Вниманию учащихся предлагается мультипликационный фильм «Крошка Енот».

Учитель: - В какой конфликтной ситуации оказался Крошка Енот? Как вы думаете, кем он был - агрессором или жертвой? Докажите. Какой выход нашел Крошка Енот из этой ситуации?

Правильно, воспользуемся примером Крошки Енота. Для того чтобы улучшить отношения в классном коллективе, необходимо правильно построить взаимоотношения между всеми членами коллектива, необходимо научиться уважать себя и других, разрешать конфликтные ситуации. Первым шагом для создания такой благоприятной атмосферы в классе послужит совместное создание и выполнение правил нашего класса.

Каждый из вас будет работать над составлением правил. Чтобы вам было легче, я предлагаю начертить вспомогательную таблицу. В первом столбике запишите, что можно делать в нашем классе, а во втором - что категорически запрещено.

Дети работают.

Учитель: - Давайте составим общие правила класса, которые будут называться «В нашем классе все против агрессии!».

Правила, учитель записывает на доске.

1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.

2. Не поддерживаем агрессора, когда говорят: «Давай подразним вместе!» - или: «Давай спрячем вещи!» Каждый из нас отвечает: «Нет!»

3. Не отвечаем агрессией на агрессию, ведь зло порождает новое зло.

4. Каждый ставит себя на место жертвы.

5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения - не значит ябедничать.

6. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают.

7. Игра должна быть честной: все соблюдают правила.

8. Мы не исключаем из игры и из общих дел никого, и это здорово!

9. Мы называем друг друга по имени.

10. Мы уважаем друг друга.

Учитель: - Правила нашего класса мы приняли, а как же сделать так, чтобы каждый из нас их соблюдал?

Учащиеся высказывают свои мнения. Классный руководитель и сами учащиеся строго следят за выполнением данных правил, пo мере необходимости вносят поправки и дополняют их. Все случаи проявления агрессивного поведения (ни один не должен быть оставлен без внимания) обсуждаются, конфликты разрешаются, предупреждаются более тяжелые последствия.

Учитель: - В завершении занятия я обращаюсь к словам Омара Хайяма:

«Других не зли и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно».

Ребята, давайте жить дружно!



© 2010-2022