Программа воспитательной деятельности классного руководителя Звездный марафон

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа воспитательной деятельности классного руководителя Звездный марафонПрограмма воспитательной деятельности классного руководителя Звездный марафон











Миасс, 2010 год

Оглавление



Раздел

Страницы

  1. Социальный паспорт программы 3

  2. Пояснительная записка 5

  3. Основное содержание программы 9

  4. Психолого - педагогическая характеристика класса 15

  5. Планирование воспитательной работы 18

  6. Работа с родителями 29

  7. Инструментарий мониторинга 32









Социальный паспорт

Наименование

Программа деятельности классного руководителя «Звездный марафон»

Разработчик программы

Учитель начальных классов, Селюк Ирина Александровна

Цели и задачи программы

Цель программы

  • Всестороннее развитие личности.

  • Сформировать навыки сотрудничества с другими людьми в производственных и бытовых условиях.

  • Установление эмоциональных контактов со сверстниками, расширение контакта со взрослыми.

  • «Приготовление к разумной жизни»

  • Развить коллектив детей и родителей (Как предлагал А.Н.Лутошкин). От горсти сыпучего песка (каждый сам по себе), до «горящего факела».

Задачи программы:

  • Способствовать успешной адаптации учащихся;

  • Создать дружескую атмосферу;

  • Поставить ребенка в активного участника;

  • Развивать творческие способности;

  • Формировать положительную установку на ЗОЖ, как основной элемент здоровья;

  • Создать условия для развития культуры творчества;

  • Совместно с детьми и родителями планировать мероприятия;

  • Предлагать детям во внеурочное время посещать кружки (тем самым научиться вливаться в чужой коллектив)

  • Ежегодно повышать уровень воспитанности учащихся.

Срок реализации

1 - 4 класс

Исполнители программы

Директор, организатор, мед. работник, физ.работник, учитель начальных классов, родители учащихся, библиотека, ДЮЦ «Ровесник», ГДК

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • Своевременная адаптация учащихся;

  • Организация органов самоуправления;

  • Вовлечение учащихся в мероприятия

  • Формирование положительной установки на ЗОЖ, культуру, этикет, спорт;

  • Выстроить отношения между детьми и взрослыми «взрослый - друг»;

  • «безболезненное», успешное вливание в коллектив.

Система организации контроля за исполнением программы

МОУ «ООШ № 14»

Родители учащихся,







Пояснительная записка

«Каждый из нас - творец нескольких сотен судеб,

в наших классах, как в кузнице,

куется счастье наших воспитанников»

Ш,А,Амонашвили.

« Дети - наше будущее! Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
А. С. Макаренко

Этот лозунг давно стал штампом, стерся от частого употребления, а ведь по сути он буквально, абсолютно точен. Изменить поведенческие стереотипы и моральные установки ребят на втором десятилетии куда сложнее, чем на первом.

Начальная школа, на мой взгляд, главное ключевое звено, во всей воспитательной цепи. Если родители и дошкольное учреждение не смогли поднять планку интеллектуального и нравственного развития ребенка до нужного уровня, то вся надежда только на первого учителя. На его компетентное руководство и детьми и взрослыми.

Педагогика - одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. В процесс воспитания вовлекаются люди или даже целые организации. Они вступают между собой в специфические взаимоотношения, используя при этом определенные средства воспитания и определенные методы воспитательной работы.

Все дети разные. Но значит ли это, что нет ничего общего между ними? Простирается ли их индивидуальность столь глубоко, что руководствоваться какими - либо общими положениями в воспитании не возможно? Конечно же, нет. Что же общего можно выделить в качестве основы для разработки единых положений развития каждого человека, не нивелирующих его индивидуальности? Вот некоторые из этих положений.

  1. Человек рождается как существо природное, биологическое, и в основе функционирования его организма лежат единые законы природы.

  2. Каждый индивид обладает от рождения способностью к развитию.

  3. Человек - существо общественное, его социопсихологическое развитие возможно только в обществе и зависит прежде всего от социально-экономических условий жизни.

  4. Возможности развития физиологически здорового ребенка полностью определить современная наука не в состоянии. Поэтому можно считать, что возможности развития и в благоприятных условиях используются недостаточно.

  5. Основным условием успешного развития индивида как существа социального является включение его в деятельность по освоению и преобразованию окружающей его действительности - мира предметов, процессов, явлений и отношений между людьми.

Воспитательная работа - это специально организуемая педагогом деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.

Результаты воспитательной работы зависят от вовлечения воспитанников в разнообразную деятельность: чем разнообразнее деятельность, тем лучше результаты воспитания.

Мною разработана воспитательная программа «Звездный марафон» Программа позволяет:

  • научиться правильно общаться с окружающими и друг с другом, расширить свой кругозор;

  • каждому проявить себя с разных сторон, найти и познать себя.

Программа составлена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Я, как классный руководитель, задала себе вопрос: «Какой он, мой класс?», «Что происходит в этом коллективе?» Эти вопросы помогли мне понять над чем необходимо работать. Следовательно, можно выдвинуть следующую цель.

Цель программы

  • Всестороннее развитие личности.

  • Сформировать навыки сотрудничества с другими людьми в производственных и бытовых условиях.

  • Установление эмоциональных контактов со сверстниками, расширение контакта со взрослыми.

  • «Приготовление к разумной жизни»

  • Развить коллектив детей и родителей (Как предлагал А.Н.Лутошкин). От горсти сыпучего песка (каждый сам по себе), до «горящего факела».

Задачи программы:

  • Способствовать успешной адаптации учащихся;

  • Создать дружескую атмосферу;

  • Поставить ребенка в активного участника;

  • Развивать творческие способности;

  • Формировать положительную установку на ЗОЖ, как основной элемент здоровья;

  • Создать условия для развития культуры творчества;

  • Совместно с детьми и родителями планировать мероприятия;

  • Предлагать детям во внеурочное время посещать кружки (тем самым научиться вливаться в чужой коллектив)

  • Ежегодно повышать уровень воспитанности учащихся.

Срок реализации программы

1 - 4 класс (2010-2014)

Ожидаемые результаты:

  • Своевременная адаптация учащихся;

  • Организация органов самоуправления;

  • Вовлечение учащихся в мероприятия

  • Формирование положительной установки на ЗОЖ, культуру, этикет, спорт;

  • Выстроить отношения между детьми и взрослыми «взрослый - друг»;

  • «безболезненное», успешное вливание в коллектив.



Основное содержание программы

«Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело… Совсем другое - перевоспитание».

А,С,Макаренко

Педагогический процесс выполняет определенные функции. Казалось бы, у него одна функция - обеспечить достижение цели воспитания. И первой, наиболее заметной функцией педагогического процесса является просвещение воспитанников. Усвоение ими знаний о природе, обществе, отношениях между людьми и об отношении людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности начинается в семье, продолжается на более высоком, профессиональном уровне в школе. Второй функцией педагогического процесса является развитие воспитанника ,совершенствование его физических сил, интеллектуальных возможностей, его духовности. Третья функция педагогического процесса - формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира. Четвертая функция - социальная адаптация - заключается в том, что педагогический процесс обеспечивает приспособление воспитанников к условиям жизни.

Основное в работе классного руководителя - воспитание коллектива учащихся. Это важно потому, что выйдя из школы, ребенок войдет в различные коллективы. От того, насколько успешно пройдет его адаптация в этих коллективах, зависит и его психологический комфорт, и успешность в любой деятельности.

Формы внеклассной воспитательной работы

Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой или воспитательной задачи;

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, часы классных руководителей, стенная печать и др.);

2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, информации, тематические вечера, секции, выставки и др.);

3) развлекательные формы (утренники и вечера, «посиделки» и др.).

•словесные ( собрания, митинги, информации и т.п.) в ходе которых используются словесные методы и формы общения;

•наглядные ( выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов - зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий и т.п.;

•практические ( дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музея, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, журналов, участие в трудовых операциях и др.), основу которых составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности.



Содержание понятия «всестороннее развитие личности»

Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». В дальнейшем представления о содержании понятия «всесторонне развитие личности» конкретизировались и расширились в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.

Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.

Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.

Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.

Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук.

Идейно - политическое воспитание - формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.

Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость.

Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека.

Методы, используемые во внеклассной воспитательной работе.

В структуре метода гуманистического воспитания можно выделить пять тесно связанных между собой элементов:

1) Конкретная воспитательная задача как часть общей цели воспитания; одной из составляющих ее частей является наличный уровень воспитанности, т.е. актуальный уровень развития деятельности воспитанника, его взаимодействие с окружающим миром;

2) Деятельность воспитателя по оказанию влияния на воспитанника, а также деятельность воспитателя по учету характера восприятия воспитанником оказываемых на него воздействий и по коррекции своей деятельности; кроме того, есть еще одна разновидность деятельности воспитания при использовании всякого метода подлинно гуманистического воспитания - это деятельность воспитателя по совершенствованию себя в том же направлении, в каком планируется и осуществляется изменение качеств личности воспитанника;

3) Деятельность воспитанника под воздействием воспитателя, создаваемых им условий и, что особенно важно учитывать, в соответствии с особенностями индивидуального восприятия воздействий; кроме этого следует учесть еще две разновидности деятельности воспитанника: а) направленную на изменение самого себя (не как прямую реакцию на воздействие, а как усилие по изменению отношений и формирования определенного качества); б) направленную на изменение воспитателя, его реакции, оценки, отношения и вообще качества:

4) Деятельность воспитанника нового уровня, достигаемого в результате использования воспитательных средств - учения, игры, труда, общения;

5) Достигнутый воспитательный результат в виде нового, изменившегося содержания личности воспитанника (пусть даже и в самом небольшом объеме); кроме того, новое содержание личности воспитателя, изменившейся в результате сугубо собственной деятельности и деятельности, вызванной воздействием воспитанника. В этом случае метод воспитания можно определить как способ взаимодействия и взаимовлияния воспитателя и воспитанника, обеспечивающий решение воспитательной задач







Психолого - педагогическая характеристика класса

Дети поступили в школу в 2010 году. На начало первого класса -26 учащихся. Класс сформирован.

В классе 13 мальчиков и 13 девочек. Большинство детей до школы посещали детский сад, у них уже есть навыки общения в коллективе. В классе есть дети: из многодетных семей, из семей матерей-одиночек, дети с ослабленным здоровьем. Основная масса родителей ответственно относится к обязанностям по воспитанию детей. Все дети обучаются по программе «Начальная школа 21века» (руководитель Н.Ф.Виноградова) - М.: Вентана Граф,2007. Программа носит развивающий характер.

В классе имеются как «лидеры», так и «изолированный» ребенок. В коллективе также имеются микрогруппы (По интересам, по месту жительства, по детскому саду).

Каждый учащийся трудолюбив, дети без лишних вопросов «нужно», и т.д. выполняют свои поручения, о которых просит взрослый.

Есть в классе лидеры, которые пытаются объединить вокруг себя детей для выполнения поручений учителя.

В классе существует родительский комитет, который старается помогать учителю. Родители активно откликаются на просьбы учителя.













Социальный паспорт класса



















Планирование воспитательной работы с классом

направление

сентябрь

1

2

3

4

Физическое




День здоровья

Умственное

Мы составляем наш автопортрет

Для чего руки нужны

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится

Взрослеть - значит думать о других

Нравственное

Поговорим о внешнем виде

Мои четвероногие друзья

Лекарственные растения

Наша дружная семья

Трудовое


Создаем классный уголок

Мир мох увлечений


Эстетическое

День Знаний

Здравствуй школа!


День славянской азбуки

Идейно-политическое

Мои права и обязанности


Земля - наш дом родной


Экономическое







направление

октябрь

1

2

3

4

Физическое


Мои любимые спортивные игры

Папа, мама ,я - спортивная семья


Умственное

Чтобы старость была в радость

День пожилого человека

Наши «старые» друзья

Познай самого себя

Нравственное

Путешествие в город чистоты и порядка



Осень в Простоквашино

Трудовое

Чистюли

Твори добро!



Эстетическое

В гостях у осени

Семь чудес света

В гости к самовару

День именинникка

Идейно-политическое




Москва - столица нашей Родины.

Экологическое



В защиту природы






направление

ноябрь

1

2

3

4

Физическое

Спорт - мой друг



Веселые старты

Умственное

Давайте дружить!


Колесо истории

Как остаться непобежденным

Нравственное


Этикет и мы


Моя родословная

Трудовое

Построй свой город


Русские посиделки


Эстетическое


Час творчества


День матери

Идейно-политическое

Мой приветливый город Миасс

Край любимый

День города


Экономическое


Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Мои карманные деньги






направление

декабрь

1

2

3

4

Физическое

Сильные, смелые, ловкие, умелые!


День здоровья


Умственное

Игра и игрушка в моей жизни

Я и телевизор

Что такое хорошо, что такое плохо?

Быстрый бутерброд, до добра не доведет

Нравственное

Мой режим дня

Моя любимая книга



Трудовое


Мастерская Деда Мороза

Город мастеров


Эстетическое

Новогодний карнавал


Чудесная карусель

Волшебная сказка: «Приключения у новогодней елки»

Идейно-политическое


Семейные традиции


Игра «Кругосветное путешествие»

Экологическое




Экологическая сказка «О золотой рыбке»



направление

январь

1

2

3

4

Физическое

Зимние спортивные игры


Зимние забавы


Умственное

Лесное ателье мод

«Брей - ринг»

Праздники и будни в моей жизни

Чудесная карусель

Нравственное

Наши бабушки гадали



По музеям и выставочным залам

Трудовое


Оформляем классный уголок своими руками


Кукольный театр

Эстетическое

Прощание с букварем

На балу у Золушки

Карнавал сказочных героев


Идейно-политическое


Приключения Пети Гулякина»

Защита времен года

Семейные праздники

направление

февраль

1

2

3

4

Физическое


Сильные, смелые, ловкие, умелые.



Умственное

Загадки истории



Кругосветное путешествие «Остров сокровищ»

Нравственное




День Защитника Отечества

Трудовое


День святого Валентина



Эстетическое

День именинника

Слава богатырская

А ну-ка, мальчики!

День Святого Валентина

Идейно-политическое

Вечер - конкурс «Ай да папы!»


День Защитника Отечества


Экономическое



Аукцион талантов






направление

март

1

2

3

4

Физическое




Папа, мама, я - спортивная семья

Умственное

Хоровод весны


Моя любимая игрушка

Уж тает снег, бегут ручьи…

Нравственное

На балу у Золушки

Русская ярмарка


Русская ярмарка

Трудовое


Мастерим своими руками



Эстетическое

Широкая масленица

Королева весеннего царства

Проводы русской зимы

Международный женский день

Идейно-политическое


К Гене мы идем на день рождения…

Мини мисс Дюймовочка

Узнай меня

Экономическое

Конкурс градостроителей


Игра «Грамотеи»






направление

апрель

1

2

3

4

Физическое



Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься


Умственное

Гиннес - шоу

Я здоровье берегу, сам себе я помогу


Роскошь человеческого общения

Нравственное


Веселые вытворяшки

Путешествие по сказкам


Трудовое

Выставка рекордов природы




Эстетическое

Праздник улыбки

Через тернии к звездам

Юморина

С улыбкой по жизни

Идейно-политическое

День космонавтики

Цветочная азбука

Космическое пространство

Познай самого себя

Экологическое




Экологическая тропа





направление

май

1

2

3

4

Физическое

День здоровья


Папа, мама, я - спортивная семья


Умственное

Миссис Х

Хлеб всему голова

Хлеб всему голова


Нравственное



Этот великий День Победы

Откровенный разговор о нас самих

Трудовое


Трудолюбие



Эстетическое

До свидания первый класс


День именинника

Школе мы не говорим : «Прощай!, мы говорим: «До новой встречи!:

Идейно-политическое

Урок мира

Подвигу народа жить в веках


Вы в битве Родину спасли

Экономическое


Карманные деньги


Бизнес и мораль





Планирование занятий по правилам дорожного движения

Что должен знать каждый

Улица полна неожиданностей

Как правильно переходить дорогу

Наиболее безопасный путь в школу

Наши верные друзья

Мы знакомимся с дорожными знаками

Мы пассажиры

Мы учимся соблюдать ПДД

Экскурсия по городу

Контрольная работа по ПДД

Планирование занятий по правилам пожарной безопасности

Что мы знаем о пожаре

Правила пользования электроприборами

Чтение сказки «Кошкин дом»

Безопасный Новый год

Безопасное обращение с бытовыми приборами

Если случился пожар

Спички детям не игрушка

Маленькая искра - причина большого пожара

Будь внимателен! Осторожно, лесные пожары.























Работа с родителями.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по прежнему остаются одним важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально - педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.

В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем.

Цель:

создать общую благоприятную атмосферу общения с родителями.

Задачи:

  • изучать влияние семьи на учащегося;

  • предупредить распространённые ошибки родителей в воспитании детей;

  • вооружить необходимыми психолого-педагогическими знаниями о воспитании старших подростков.

Формы реализации:

  • родительские собрания;

  • родительский комитет;

  • индивидуальные консультации;

  • привлечение родителей к участию в мероприятиях;

  • лекции по психолого-педагогическим проблемам.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



  • Доверие родителей классному руководителю.

  • Родители и классный руководитель - единомышленники.

  • Овладение родителями необходимыми психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Темы родительских собраний на 2010 - 2011 учебный год

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (организационное собрание)

« Адаптация первоклассника к школе»

«Причины и последствия детской агрессии»

«Поощрения и наказания детей в семье»

«Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»





Инструментарий мониторинга воспитательной работы.

I. Уровень воспитанности учащихся.

Показатель

Суждение

Балл

12345

1

Любознательность

1. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями

2. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других

3. Умею организовать свое время:

смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах заставляющих задумываться о смысле жизни

2

Трудолюбие

4. С уважением отношусь к порученным мне делам.

5. Я ответственно подхожу к выполнению любого порученного мне задания.

6. Я чувствую как нужна моя помощь людям.

7. Я осознаю порученные мне задания.

8. Терпимо отношусь к трудной и не интересной мне работе.

3

Отношение к природе

9. Бережно отношусь к растительному миру

10. Бережно отношусь к животному миру

11. Стараюсь сохранять природу

12. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.)

13.Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей)

4

Адаптированность

14.Прислушиваюсь к мнению старших

15.Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей

16. Стремлюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими

17.Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились

18.Стремлюсь не ссориться с друзьями

5

Прекрасное в моей жизни

19. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.)

20. Умею находить прекрасное в жизни

21. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы)

22. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни

23. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством

6

Отношение к здоровью

24. Соблюдаю правила личной гигиены

25. Стараюсь отказаться от вредных привычек

26. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.)

27. Стараюсь правильно и регулярно питаться

28. Соблюдаю режим дня

Методика обработки

  1. Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на шесть.

  2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых

  3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:

Индикаторы воспитанности

  1. Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 3 - средний уровень; 4 - хороший уровень, 5 - высокий уровень

ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Учитель (психолог или старшеклассник) входит в класс (в данном случае важны искренность и артистизм), держа в руках красочный конверт, из которого достает письмо и «фотографию» зверят (портреты нарисованы или наклеены).

Психолог. Ребята, вам пришло письмо. А в нем - сказочная история. Послушайте ее.

СКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ

В одном большом и настоящем лесу стояла школа. А учились в ней разные-преразные зверята: большие и маленькие, толстенькие и худенькие, послушные и непослушные, сильные и слабые, добрые и не очень. Были там зверята-отличники, зверята-драчуны, зверята-фантазеры... Были и зверята в очках.

Когда звенел звонок, в лесной школе, начинались уроки. Обычные, как и везде. Учителя рассказывали зверюшкам о повадках лесных обитателей, о том, как найти дорогу в лесу, если вдруг заблудишься, как узнавать по голосам разных зверей и птиц. На уроках математики зверята считали, на уроках письма - писали, на уроках рисования - изображали на бумаге разные звериные следы, на уроках хореографии - танцевали, лазали по деревьям, раскачивались на ветках. Был у зверюшек даже урок сюрпризов, на котором они учились делать приятное друг другу. Уроки там действительно были разные: и такие, которые зверята очень любили, и такие, на которые им совсем не хотелось идти.

Особенно весело было в этой школе на переменах. Мальчики-зверята превращались в самолеты, быстроходные машины, ракеты... И все они носились по коридорам, обгоняя друг друга и громко бибикая. Девочки-зверюшки обычно прыгали через резиночку или играли в куклы. Шум и гам в школе стоял невообразимый, так что учителя иногда затыкали уши.

Так было всегда. Так было и в тот день, когда два друга - медвежонок Тимоша и бельчонок Кеша - задержались в столовой. Кеша, как всегда, быстро съел два бутерброда с ореховым маслом и сушеными грибами, а вот Тимоша не спешил. Он с аппетитом уплетал свои бутерброды с медом и малиновым джемом. Кеша знал, что Тимоша - большой сладкоежка, поэтому не очень на него сердился и даже смеялся, когда тот сладко урчал от удовольствия.

Когда друзья поняли, что опоздали на урок рисования, то изо всех сил бросились бежать. Конечно, быстро бежать после сытного обеда Тимоша не мог, он все время сопел и охал. Кое-как они добежали до конца коридора, где находился их класс, и вдруг увидели маленького беленького зайчонка. Он сидел в углу и горько-горько плакал. Кеша с Тимошей остановились возле зайчонка и стали спрашивать, что с ним случилось и кто его обидел. Но зайчик вместо ответа плакал еще сильней.

Друзьям стало очень жалко зайчика, они хотели ему помочь, но не знали, как это сделать. Кеша трогал длинное зайкино ухо, а Тимоша гладил зайчика по голове. Они угостили беднягу орехами и любимым Тимошиным морсом из малинового джема. Когда наконец зайчонок перестал всхлипывать, Кеша предложил всем пойти в лес и забраться в дупло большого дуба, где они с Тимошей любили мечтать, играть в морской бой и где никто не мог их отыскать.

Так и сделали. И там зайчонок, его звали Степа, рассказал, что у него сегодня очень несчастливый день. Во-первых, его побил самый сильный в классе мальчик - волчонок Чип. Никто из ребят не пожалел Степу, даже учительница Настасья Михайловна. Она сказала: «Как вы мне надоели!» А еще Степа не успел нарисовать дома заячьи следы. У него заболела мама, и он ходил за лекарством в лесную аптеку. Там была большая очередь, поэтому пришлось задержаться. А на уроке Марья Петровна назвала его лентяем и поставила двойку в дневник. И теперь Степе очень плохо. Ему не хочется нести домой двойку и огорчать маму. Зайка снова заплакал.

Тимоше и Кеше стало грустно, и они вспомнили те ситуации, когда и им бывало плохо и хотелось плакать. Тимоша рассказал, как однажды, когда он забыл дома еду, никто из ребят его не угостил, и он весь день был голодный. А еще учительница Елизавета Матвеевна почти всегда почему-то называла его по фамилии, а других учеников - по имени. От этого Тимоше было очень обидно.

И Кеша поделился своим горем. Когда он нечаянно разбил стакан в столовой, Наталья Петровна при всех крикнула на него и назвала бестолковым. Кеша сказал, что у него тогда слезы побежали от обиды и стало очень жалко себя.

Степа слушал очень внимательно, и постепенно его слезы высохли. Зайчонок понял, что каждому когда-нибудь бывает плохо и что у него теперь появились новые друзья. Ему стало легче и он даже заулыбался.

Тимоша и Кеша решили Степу совсем развеселить. «Давайте вспомним что-нибудь хорошее! - предложил Кеша. - А кто вспомнит плохое или грустное, тот будет кукарекать». «Давайте!» - согласились все. Тимоша вспомнил, что однажды, когда он сильно ударился об угол и у него на лбу вскочила шишка, Антонина Егоровна обняла его, вытерла слезы, погладила по голове и сказала: «Не плачь, Тимоша, у тебя скоро все заживет, потому что мы тебя очень любим». Тимоша почувствовал что от этого ему стало очень хорошо, Как будто мама оказалась рядом. И сразу шишка перестала болеть.

Степа рассказал про то, как он потерял свой портфель. Долго искал, но не мог найти. Он хотел уже заплакать, но все зверята дружно бросились ему на помощь. Они искали Степин портфель в каждом углу и наконец нашли его под лестницей. Оказалось, что лисенок Рыжик решил подшутить над Степой: портфель спрятал, а сам убежал домой.

Кеша тоже кое-что вспомнил. Когда он не выполнил задание по лесной географии, Дарья Тимофеевна подошла, посмотрела ему в глаза и сказала: «Кеша, ты не выполнил задание, наверное, потому, что у тебя что-то случилось. Сегодня я не поставлю тебе двойку, так как ты - честный мальчик, и я тебе верю». Кеше было очень хорошо от того, что его назвали честным. Он пришел домой и выполнил домашнее задание.

Друзья совсем развеселились. Они покачались на ветках, спустились с дерева, попинали шишку и пошли в школу. Зверята не знали, что сделают учителя: будут ли их ругать, поставят ли им «двойку» за поведение, напишут ли замечание в дневник, но им было хорошо оттого, что они помогли в беде другому. Все трое поняли, что, когда звери и люди помогают друг другу, веселей становится жить.

Вдруг Тимоша сказал: «А вы хотите узнать, как учатся и живут дети в других школах, не только зверята, но и ребята?» «Конечно хотим, но как это сделать?» - ответили друзья. «Очень просто: разослать всем письма. А если кому-то плохо, мы поможем», - сказал Тимоша. «Мы будем помогать другим?! Здорово придумано! Мы будем спасателями! Ура!» - весело закричали зверята.

Вскоре они записали свою историю. Сбегали в лесную фотографию и втроем сфотографировались на память. В конверт положили письмо, фотографию и вопросы для ребят.

Вот что Тимоша, Кеша и Степан пишут:

Дорогие зверята и ребята! Расскажите нам о своей жизни в школе, о своих друзьях, о своей учительнице, нам очень хочется знать о вас все. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы.

1. Когда человек часто улыбается, он похож на солнышко, а если редко - то на тучу. На солнышко или на тучку похожа твоя учительница? Если на солнышко, то нарисуй солнышко, а если на тучку, то нарисуй тучку.

2. Фея в сказках добрая, ласковая, от нее веет теплом. А Снежная королева - красивая, строгая. Когда к ней подойдешь, то от нее веет холодом. Твоя учительница - Фея или Снежная королева? Если Фея, нарисуй цветок, а если Снежная королева, нарисуй елочку.

3. Когда мама рядом, она обнимет, погладит по голове, возьмет за руку. От этого становится так приятно, словно тебя касается кто-то мягкий и нежный. Твоя учительница обнимает тебя, гладит по голове или берет за руку, как это делает мама? Если да, то нарисуй цветок, а если нет - елочку.

4. У каждого мальчика или девочки есть тайна, которую не каждому человеку можно рассказать, а только такому, который внимательно выслушает, не будет смеяться и никому о ней не расскажет. Как ты думаешь, твоя учительница такой человек? Ей можно доверить тайну? Если да, то нарисуй цветок, а если нет - то елочку.

5. Некоторые мальчики и девочки боятся высоты, некоторые - темноты, а есть и такие, которые боятся учителя. Ты, случайно, не боишься своего учителя? Если нет, то нарисуй цветок, а если боишься - нарисуй елочку.

6. Если человеку плохо, он страдает. Ему становится горько и одиноко, как Степе. Когда тебя обидят или ты получишь двойку, приходят ли тебе на помощь ребята и учительница? Защищают ли тебя, сочувствуют ли? Или тебе в классе никто не помогает, и от этого хочется плакать? Если помогают, то нарисуй цветок, а если нет - елочку.

7. У кого есть волшебная палочка, тот счастливый человек, так как любое его желание сбывается. А если у тебя была бы волшебная палочка, захотел бы ты взмахнуть ею и оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или тебе и в этом классе хорошо? Если тебе и в этом классе хорошо, то нарисуй цветок, а если плохо - елочку.

Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что ответили на наши вопросы. Теперь скорее пришлите свои письма. А если вам сейчас очень плохо, напишите об этом, мы постараемся вам помочь. Можете прислать свои рисунки.

До свидания!

Ваши друзья Тимоша, Кеша и Степа.

После прочтения письма детям предлагается срочно дать ответ и отправить его зверятам в другом конверте (тоже красочном и гораздо больше первого), куда каждый ребенок должен опустить свое письмо.



ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

  1. Считаете ли Вы, что в вашей семье взаимопонимание с детьми?

  2. Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

  3. Интересуются ли они вашей работой?

  4. Знаете ли Вы друзей Ваших детей?

  5. Бывают ли они у вас дома?

  6. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

  7. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?

  8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

  9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

  10. Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников или хотят проводить их без взрослых?

  11. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?

  12. Бываете ли Вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

  13. Обсуждаете ли Вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?

  14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

  15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Утвердительный ответ оценивается 2 баллами. Ответ, выраженные словами «отчасти», «иногда» - 1балом, отрицательный - 0 баллов.

20 баллов

Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

20 - 10 баллов

Ваши отношения с детьми можно считать удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Менее 10 баллов

Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить.

АНКЕТА

«КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Если ты считаешь, что это верно и соответствует твоим отношениям с твоим учителем, то поставь (+), если оно неверно, то поставь (-).



  1. Классный руководитель умеет точно определить способности своих учеников.

  2. Мне трудно ладить со своим классным руководителем.

  3. Классный руководитель справедливый человек.

  4. Классный руководитель умело помогает мне (объясняет, воодушевляет, требует…).

  5. Классному руководителю не хватает чуткости в отношении с ребятами.

  6. Слово классного руководителя для меня закон.

  7. Классный руководитель - обязательный человек.

Старается выполнять обещания, реализовать планы.

  1. Я вполне доволен классным руководителем.

  2. Классный руководитель недостаточно требователен ко мне.

  3. Классный руководитель всегда может дать разумный совет.

  4. Я полностью доверяю своему классному руководителю.

  5. Оценка классного руководителя очень важна для меня.

  6. Работать с классным руководителем - одно удовольствие.

  7. Классный руководитель уделяет мне мало внимания.

  8. Классный руководитель не учитывает, как правило, моих индивидуальных возможностей.

  9. Классный руководитель всегда выслушивает мое мнение.

  10. Классный руководитель плохо чувствует мое настроение.

  11. Я не стану делиться с классным руководителем своими сокровенными мыслями.

  12. Классный руководитель наказывает меня за малейший проступок.

  13. Классный руководитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны.

Если (+): № 1, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 20 - то 1 балл.

Если (-): № 2, 5, 9, 14, 15, 17, 18, 19 - то 1 балл.

До 5 баллов (плохие отношения), 6-10 баллов (средние отношения),: 10-15 баллов (хорошие отношения),: 16-20 баллов (очень хорошие отношения)

40


© 2010-2022