• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Методическая разработка воспитательского часа на тему «Наркомания – шаг в бездну» для обучающихся 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Методическая разработка воспитательского часа на тему «Наркомания – шаг в бездну» для обучающихся 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Цель: формирование отрицательного отношения к наркомании как безнравственному явлению нашей жизни. Задачи: сформировать у учащихся негативное отношение к наркомании, убедить подростков, что наркомания - страшная болезнь, а не веселое время препровождение; развивать дискуссионные навыки; пропагандировать здоровый образ жизни; воспитывать у учащихся бережное отношение к собственному здоровью.   Оборудование: памятка для учащихся «Скажи наркотикам - нет»; карточки для тренинга.
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКС(К)ОУ «Краснинская школа - интернат VIII вида»


Методическая разработка воспитательского часа на тему

« Наркомания - шаг в бездну»



для обучающихся 5 - 9 классов

специальной (коррекционной) школы VIII вида



Составитель:

Сергина Татьяна Семёновна,

воспитатель









с. Красное

Цель: формирование отрицательного отношения к наркомании как безнравственному явлению нашей жизни.

Задачи:

сформировать у учащихся негативное отношение к наркомании, убедить подростков, что наркомания - страшная болезнь, а не веселое время препровождение;

развивать дискуссионные навыки;

пропагандировать здоровый образ жизни;

воспитывать у учащихся бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: памятка для учащихся «Скажи наркотикам - нет»; карточки для тренинга.

Форма проведения: Беседа с элементами игры «Знаешь ли ты, чем опасны наркотики?»

Ход занятия:


Стихотворение Е. Винокурова.


Вот он тащился, чуть не умирая.
Через минуту ж - где достал, бог весть! -
О радостях искусственного рая
Мир может на лице его прочесть!..
А сколько их сейчас бредёт по свету,
Чья участь то сладка, а то тяжка!..
И видимо уже спасенья нету
От этого простого порошка…

Слово воспитателя:

У человечества есть «внешние» враги: войны, эпидемии, стихийные бедствия. Эти враги уносят жизни сотен тысяч людей. Но есть враги намного страшнее-«внутренние». Это так называемые пороки общества: курение и пьянство, наркомания. От этих врагов ежегодно погибает гораздо больше людей.

Выступление учеников - чтецов:

1-й ученик. Далеко в прошлое из истории человечества ушли эпидемии оспы, чумы ... Но в начале 21 века «белая смерть» - наркомания - уносит жизни миллионов людей.

2 - ученик. Наркомания - это болезненное влечение к употреблению вредных и опасных веществ, парализующих нервную систему, вызывающих временное притупление чувств сознания.

3-ученик. Первые наркотики были растительного происхождения и применялись в религиозных ритуалах, при лечении тяжелых заболеваний. Опиум получали из зеленых стеблей мака, гашиш и марихуану - из цветков конопли, кокаин - из листьев коки.

4-ученик. Но когда человек превышал разрешенный к употреблению объем лекарств, они превращались в страшное зелье, способное полностью уничтожить личность этого человека, превратить его жизнь в жалкое и ужасное существование.

5-ученик. С развитием химии стали появляться заменители растительных наркотиков. Так, например, морфин впервые был получен в 19в. немецкими химиками. Они считали его хорошим снотворным, заменителем опиума, но как оказалось позже, морфин вызывает еще большую зависимость, чем опиум.

6-ученик. Позже подобная история повторилась с героином. Сначала он рекламировался как порошок от кашля. И только потом открылись его настоящие свойства. Теперь он изъят из медицинского применения и его производство, и распространение преследуются законом во многих странах мира.

7-ученик. В наше время создано невообразимое количество новейших препаратов, влияющих на нервную систему и формирующих наркотическую зависимость. Похоже, что история наркотиков и наркомании так ничему людей и не научила.

Слово воспитателя:

Наркомания - беда нашего времени. Наркоманы не доживают даже до среднего возраста. Употребление наркотиков сокращает жизнь в 2-2,5 раза, то есть на 30-40 лет!

В мире около миллиарда наркоманов. Каждый шестой житель Земли - наркоман!

Проблемная ситуация «Наркотик - это лопата»

Сейчас хочу прочитать вам статью, которая мне недавно попалась в Интернете. «Мальчишкам, девчонкам, а также их родителям» - так называется эта статья. Мне кажется, автор обращается именно к вам (читает):

«...А вот и таблетка. Белая таблетка с веселым изображением зайчика или доллара или еще чего-нибудь. Перед дискотекой ты за­глотнешь ее и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно! Круто? Модно? Конечно же! Все крутые и модные пацаны употребляют такие штучки. Ты становишься очень активным, в тебе просыпается море энергии, океан сил. Не хочется спать, не устаешь- Чудо-таблетка! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно рабо­тает с 200%-ной отдачей. А твои внутренние органы стираются как шестеренки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, ее можно починить. А твое тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток. Сердце станет отказывать, печень тоже начнет барахлить. Ты превратишься в поломанную машину, и бу­дешь проклинать тот день, когда в голову тебе пришла идея попля­сать, скушав таблетку с веселой картинкой...

Наркотик - это лопата... Да, да, не удивляйся, мой юный друг. Это очень хорошая лопата. Она не сломается, впиваясь в грунт. Она не подведет. Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в темных капюшонах, натянутых на глаза. Это могильщики. А знаешь, что копает эта лопата? Правильно! Какой же ты все-таки умный! Могильщики копают могилы. И могила эта - для тебя, друг мой.

Как только ты возьмешь в руки шприц с какой-нибудь гадостью, как только ты употребишь наркотик, - ты должен знать, что первый ком из ямы, которая станет твоей могилой, извлечен. Скользкая, мок­рая земля очень славно ложится на лопаты твоих могильщиков, они потеют, им нравится рыть тебе яму. Да и тебе самому нравится. В пер­вое время. А потом ты уже не можешь заставить их остановиться.

Они прячут лица поглубже в воротники своих мрачных пальто, закрываются от тебя капюшонами. Ты кричишь, а они не слышат. Все. Обратного хода нет. Страшная яма приобретает очертания могилы. Она уже готова. Могильщики приглашают тебя - добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе еще рано? Что, пожить еще хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да все! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Никто не вдувал насильно в твои ноздри белый порошок. Ты сам захотел оживить лопату. И теперь могила готова тебя принять. Не разговари­вай, а принимай то, что случилось...

Много еще я могу рассказать тебе, мой юный друг. Но не хочу, что­бы ты утомлял зрение таким большим произведением. Перевари пока то, что я написал здесь. Перевари и усвой. Пускай слова мои войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством-антибиотиком, не позволяющим никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, кото­рая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо...»*.

Слово воспитателя:

Интерактивная беседа. Мне кажется, статья очень сильная. Почему я решила прочитать ее вам? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. И каждый второй молодой человек от 11 до 24 лет уже пробовал наркотики. Какие впечатления оставила у вас эта статья? Удачный ли образ выбрал автор, говоря, что наркотик - это лопата? Похоже, ли описал автор действие таблеток и травки? Или он сгущает краски и не все так печально?

Примерные ответы детей:

-Тут слишком много чернухи, но есть же легкие наркотики, они не страшны.

-На дискотеках многие чего-то глотают, лижут, но это больше для прикола.

-Я с этим пока не сталкивалась. На дискотеки не хожу.

-Правда здесь все, наркоманы - законченные люди.

-Тут все правильно, только в молодости хочется испытать все. Но это не значит, что сразу стал наркоманом.

-Образ лопаты удачный: он бьет по мозгам и но нервам, пугает. А это как раз и нужно, чтобы отбить охоту баловаться нарко­тиками.

Большинство подростков знает, что употребление наркотиков вредно для организма, приводит к смерти. Почему же они их употребляют?

6-ученик. По статистическим данным, чаще приучение подростков к наркотикам происходит в кругу друзей, в атмосфере дружеского общения. Марихуану и некоторые другие наркотики им нередко предлагают попробовать на вечеринках, когда неудобно отказаться: подросток не хочет показать себя человеком образованным и «слишком правильным». Многие подростки готовы в буквальном смысле, рисковать собственной жизнью ради утверждения в коллективе сверстников. Такая потребность в общественном одобрении играет в большинстве случаев основную роль в привлечении юношества к употреблению алкоголя и наркотиков.

Можно привести огромное количество названий наркотических средств, но результат их действия - один. Наркоманы, которые привыкли возбуждать себя зельем, становятся социально опасными, идут на все, чтобы приобрести необходимый препарат. Мало кто из наркоманов доживает до зрелого возраста.

Тренинг «Как сказать нет»

Оборудование: разрезать страничку с фразами («Как сказать "нет"?») на полоски по количеству учеников, раздать полоски с фраза­ми ученикам. Можно сделать ксерокопию всей странички (по одной на парту), чтобы дети сами выбирали подходящие им фразы.

Как сказать «НЕТ»

  • Спасибо. Я больше в этом не нуждаюсь.

  • Спасибо, мне этого не нужно.

  • Я не курю.

  • Я не собираюсь загрязнять организм.

  • Я не в настроении, поэтому сегодня не хочу.

  • Нет-нет, не сегодня или не сейчас.

  • Нет, мне не нужны неприятности.

  • Спасибо, когда мне понадобится, я дам тебе знать.

  • Мои родители меня убьют.

  • Я таких вещей боюсь.

  • Как-нибудь в другой раз.

  • Эта дрянь не для меня.

  • Нет, спасибо.

  • Если тренер узнает, то заставит меня бежать 20 кругов.

  • Если родители узнают, мне целый год не будут давать денег!

  • Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей.

  • Нет, спасибо, я еще маленький.

  • Я за витамины!

  • Нет, спасибо, препаратов я не хочу!

  • Я и без этого превосходно себя чувствую!

  • Нет, спасибо, у меня сегодня еще важная встреча.

  • Нет, спасибо, у меня на это аллергия.

  • Нет, спасибо, это опасно для жизни.

  • Ты с ума сошел? Я даже сигарет не курю!

  • Эти «химические радости» не для меня.

  • Нет, я это пробовал и мне не понравилось.

  • Мне не хочется умереть молодым.

  • Спасибо, мне здоровье дороже!

  • Это мне ничего не дает.

  • нет, у меня от этого краснеют глаза!

  • Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.

  • Спасибо, нет. Это не в моем стиле.

  • Спасибо, но я завязал.

Слово воспитателя:

Можно оправдать человека, который согласился продавать наркотики, чтобы помочь своей семье, которая находится в нищете?

В чем заключается опасность наркотиков для отдельного человека и общества в целом?

Что нужно сделать, чтобы наркомания исчезла? (ответы детей)

Слово воспитателя:

Как бы вы закончили это предложение?

«Вокруг столь­ко способов быть счастливым: можно...»

Примерные ответы детей:

  • Путешествовать, открывать новые города и страны.

  • Изучать музыку, петь, танцевать.

  • Ходить по музеям, смотреть картины великих художников.

  • Заниматься спортом, болеть за любимую команду.

  • Стать автомобилистом, гонщиком.

  • Создать хорошую семью, воспитать детей.

  • Добиться славы, успеха, сделать карьеру.

  • Просто стать уважаемым человеком, мастером своего дела.

  • Создать свое дело, разбогатеть.

  • Заниматься туризмом, альпинизмом.

  • Построить свой дом, посадить сад.

  • Написать книгу, сочинить песню, сделать научное открытие.

  • Знакомиться с людьми, узнавать об их жизни.

  • Делать добрые дела, помогать людям.

  • Покупать себе красивые вещи, одежду.

  • Следить за своей внешностью, не стареть.

Слово воспитателя: Каждый человек - хозяин сво­ей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути ста­нет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, обще­ние с природой, хорошие и верные друзья. И в этой жизни нет места наркотикам.

Подведение итогов (рефлексия)

Слово воспитателя: Сегодня мы пытались бороться с наркотиками оружием правды. Что дали вам эти знания? Прибавили уверенности? Оставили равнодушными? Породили страх и сомнения? Что вам показалось особенно ценным и полезным? Слушаю вас.

Примерные ответы детей:

  • Конечно, хорошо, что нам это рассказали. Хоть будешь знать, что тебе предлагают отраву.

  • Уверенности прибавилось: знаю, как себя вести.

  • Вообще-то, мне оно не надо, у меня один наркотик - спорт.

  • Уверенности не прибавилось. Даже страшно стало идти на дис­котеку.

  • Самое ценное - это фразы против наркотической провокации. Их нужно напечатать и повесить на видное место, пока не за­помнишь наизусть.

Слово воспитателя:

Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить?
Есть кроме "да", и получше ответ,
Скажем, ребята, наркотикам "нет"!




Использованная литература:


  1. Берёзин С.В., Лисецкий К.С., Мотыгина И.А. Психология ранней наркомании. - Самара, 2007.


  1. Винокуров Е.С. Сборник стихов - Владимир, 1999.


  1. Лисецкий К.С., Мотыгина И.А. Психологическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним. Методические рекомендации. - М., 2006.



8


© 2010-2022