Родительское собрание Новые подходы при формировании самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Академическая средняя общеобразовательная школа»

Вышневолоцкого района

Тверской области



НОВЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС



подготивила учитель

МОБУ «Академической СОШ»

Вышневолоцкого района

Тверской области

Сычева Т. В.


январь, 2015 г

Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за последние годы, в т. ч. и для ступени общего образования. Фундаментальным центром начального общего образования является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе формирование универсальных учебных действий, позволяющих развивать социально активную, реализующую свои способности личность.

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно - оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.

Что же такое самооценка? Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы - обучить ребенка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в собственных силах и учебных возможностях.

Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Прежде всего, мы обучаем алгоритму самооценивания.

Такой алгоритм самооценивания вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу - проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода)

  2. Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью - это и есть качество как соответсвие цели и результата)

  3. Задание выполнено верно или не совсем?(учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»)

  4. Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)

Уже в 1 классе через все учебные предметы идет обучение учащихся самооцениванию, где выбираются такие задания, в котором есть объективный однозначный критерий оценивания.

Так, например, на уроках обучения грамоте для самооценки используют такие задания, в котором критерием оценивания является правильность выполнения задания(сверка написанного с образцом, со звуковой или буквенной моделью). На уроках окружающего мира и математики дети оценивают выполнение задания по предложенным критерием, таким как, быстрота, правильность, красота, самостоятельность. Для этого используются разные линеечки, шкалы, цветные фишки.

Основной целью деятельности учителя на данном этапе является разведение эмоцианальной и содержательной оценок. На уроках используются «Волшебные линеечки»(предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном). Ученикам предлагаются две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы9по общему количеству допущенных ошибок) и красота. Перед началом измерения первоклассникам объясняется, что на самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребенок, который все слова написал правильно, в самом низу - тот кто все слова написал с ошибками. Таким образом ребенок ставил крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое заниает данный результат между самым лучшим и самым худшим по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же 2линеечке». Такая форма оценивания удобна для письменных работ. Такая форма оценивания: - -позволяет любому ребенку увидеть свои успехи;

- удерживают учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

-помогает избежать сравнения детей между собой9тк у каждого из них оценочная линеечка в собственной тетради)

«Светофор» Для самооценки своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. Предлагается зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то на полях он рисует зеленый кружок. 2Можно двигаться далше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что - то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок 2нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок «Стоп! Мне нужна помощь» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

«Говорящие рисунки» Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающее лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо - спокойное.

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

«Лесенка успеха»1 ступенька - не понял новое знание, ничего не запомнил, осталось много вопросов.

2,3 ступеньки - остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки

4 ступенька - хорошо усвоил новое знание, может рассказать его, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

«Карточка сомнений» Особое внимание уделяется прогностической оценке. Для этого используются знаки «+»знаю все , «-«не знаю ,»?» сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала, когда спрашиваешь все ли понятно , ребята не могут адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своебразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как дети познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении, на полях поставит знак 2+» «-«»?», которые отражают прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется самостоятельно и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+» и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него адекватная оценка, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.

Обучению алгоритму самооценки продолжается во 2- 4 классах.

Безусловно, к процессу формирования адекватной самооценки необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребенка адекватной самооценки, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Следует отметить при формировании адекватной самооценки у обучающихся достигаются положительные результаты:

- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

- повышения уровня ответственности за учебную деятельность;

- формирование способности оценивания своего положения в системе социальных отношений;

- формирование уверенности для самореализации и самоутверждения.

Если мы хотим развивать социально активную , реализующую свои способности личность. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

Литература:

Виноградова Н. ф. Контроль и оценка в начальной школе //начальная школа №15 2006

Воронцова а. Б. педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002

Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие - Калининград :КОИРО, 2011

6


© 2010-2022