Программа дополнительного образования Этика: азбука добра (1-4 классы)

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования Этика: азбука добра (1- 4 классы)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64


Утверждено Принято на

Приказом директора МБОУ СОШ №64 педагогическом Совете

От 2.09.2013 № 232 - О МБОУ СОШ № 64

Директор МБОУ СОШ № 64 Протокол № 1 от 29.08.2013

________________М. В. Зеленова



Дополнительная образовательная программа

«Этика: азбука добра»

Срок реализации - 1 год

Возраст детей 6 - 11 лет



Автор: Лаврентьева Н. А.

Учитель начальных классов





Нижний Новгород

2015

ПРОГРАММА

кружка «Этика: азбука добра»

для внеурочной деятельности младших школьников

(1 - 4 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам

общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель:

  • формировать у детей нравственные ориентиры при построении

деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и

самовоспитания.

Задачи:

  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

  • развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека- добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

  • воспитание уважения к людям, традициям;

  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Концепция программы

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель

начальной школы предполагает организацию нравственного образования

младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания, как

основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,

сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать

эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Организационно - педагогические основы обучения

Рабочая программа по кружку «Этика: азбука добра» составлена на основе

авторской программы И. С. Хомякова, В. И. Петрова. Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста от 6 лет до 11 лет.

Кружок «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и со 2 по 4 классы - 34 часа. Общее количество часов - 135 часов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю. Организация образовательного процесса осуществляется на основе «СанПин 2.4.4.1251-03», утвержденные 01.04.2003. Приложение «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля». Продолжительность занятий в начальной школе:

  • в 1 классе - 35 минут;

  • во 2 - 4 классах - 40 - 45 минут (по решению образовательного учреждения).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям

добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс: Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных

поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к

нравственным качествам на основе правил.

3 класс: Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека,

формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс: Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы и виды деятельности организации учебной деятельности: индивидуальная; фронтальная; групповая; игровая; познавательная;

краеведческая; сюжетно - ролевые игры; посещение выставочных залов и музеев; конкурсы; посещение библиотек; праздники; общественно - полезные дела. Занятия включают в себя теоретическую часть.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного

материала (с использованием компьютерных технологий).

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,

  • основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

  • правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

  • слова вежливости,

  • основные правила общения, правила работы в группе.

Учащиеся должны уметь:

  • применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

  • применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

  • высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,

  • проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,

  • работать в паре и в группе,

  • проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,

  • культурно выражать свои эмоции в совме­стной работе

  • ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра».

В процессе освоения материалов кружка ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, следующей логизначение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой

ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога,

признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся смогут ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Название разделов

Количество часов

1.

Школьный этикет

6

2.

Правила общения

10

3.

О трудолюбии

8

4.

Культура внешнего вида

4

5.

Внешкольный этикет

5

Итого:

33


2 класс

№ п/п

Название разделов

Количество часов

1.

Школьный этикет

9

2.

Правила общения

9

3.

О трудолюбии

8

4.

Культура внешнего вида

4

5.

Внешкольный этикет

4

Итого:

34

3 класс

№ п/п

Название разделов

Количество часов

1.

Школьный этикет

6

2.

Правила общения

9

3.

О трудолюбии

6

4.

Культура внешнего вида

4

5.

Внешкольный этикет

9

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ


Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в

школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное

сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Формы контроля

Основными формами контроля, применяемыми для данной возрастной категории являются диагностики (входящая, промежуточная), экскурсии, конференции, олимпиады, праздничные мероприятия как итоги реализации каждого из вышеуказанных модулей.

Методические рекомендации

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями.



ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы:

1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) - М., 2011.

2. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

3. Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост. Т. Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.

4. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости - с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.

5. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости» - М.: 1987.

6. Камычек Я. «Вежливость на каждый день» - М., 2005.

7. Смолка К. «Правила хорошего тона», - М:2008.

8. Максимовский М., «Этикет делового человека» - М.: 2007.

9. Дорохов А. «О культуре поведения» - М.: 2010.

10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

Видео- и аудиоматериалы:

  1. Игры с музыкальным сопровождением

  2. Презентации «Азбука добра», «Правила этикета в столовой, на улице, в транспорте » и т.д.





Тематическое планирование 1 класс

п/ п

Дата

Название раздела, тема занятия

Кол - во часов

Примеч



Школьный этикет

6


1 - 2

2.09;

9.09

Мы пришли на урок

2


3 - 4

16.09;

23.09

Зачем нужны перемены?

2


5 - 6

30.09;

7.10

Мы в школьной столовой

2




Правила общения

10


7 - 8

14.10;

21.10

Зачем нужны вежливые слова(доброжелательность)?

2


9 - 10

28.10;

11.11

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

2


11-12

18.11;

25.11

Мой учитель

2


13-14

2.12;

9.12

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

2


15-16

16.12;

23.12

Моя семья

2




О трудолюбии

8


17-18

13.01;

20.01

Что помогает учиться лучше (старательность)?

2


19-20

27.01;

3.02

Как мы трудимся: в школе

2


21-22

10.02;

17.02

Как мы трудимся: дома

2


23-24

3.03,

10.03

Бережливость: каждой вещи своё место(береги свои школьные вещи)

2




Культура внешнего вида

4


25-26

17.03; 24.03

Основные правила Мойдодыра

2


27-28

7.04;

14.04

Каждой вещи свое место

2




Внешкольный этикет

6


29-30

21.04;

28.04

Правила поведения на улице

2


31

5.05;

Правила поведения в транспорте

1


32-33

12.05; 19.05

«Спасибо» и «пожалуйста»

2


34

26.05

Итоговое занятие - путешествие в страну «Вежливость»

1








Тематическое планирование 2 класс

п/ п

Дата

Название раздела, тема занятия

Кол - во часов

Примеч



Школьный этикет

9


1 - 3

4.09;

11.09;

18.09

Дисциплина в школе и классе

3


4 - 6

25.09;

2.10;

9.10

В библиотеке: люби книгу

3


7 - 9

16.10;

23.10; 30.10

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

3




Правила общения

9


10-12

13.11;

20.11; 27.11

Сопереживание, помощь друзьям

3


13-15

4.12;

11.12;

18.12

Дал слово - держи его

3


16-18

25.12;

15.01; 22.01

Диалоги со сверстниками

3




О трудолюбии

8


19-21

29.01;

5.02;

12.02

Учусь всё делать сам

3


22-24

19.02;

26.02;

5.03

Взаимопомощь дома и в школе

3


25-26

12.03; 19.03

Беречь результаты труда

2




Культура внешнего вида

4


27-28

2.04;

9.04

Правила личной гигиены

2


29-30

16.04; 23.04;

Бережное отношение к своей одежде

2




Внешкольный этикет

5


31-32

30.04; 7.04

Правила поведения в общественных местах

2


33-34

14.05;

21.05

Бережное отношение к природе

2


35

28.05

Итоговое занятие. «Мы любим свой город» (заочное путешествие по родному городу. Презентация)

1








Тематическое планирование 3 класс

п/ п

Дата

Название раздела, тема занятия

Кол - во часов

Примеч



Школьный этикет

6


1 - 3

2.09;

9.09; 16.09

Взаимопомощь: учёба и труд

3


4 - 6

23.09;

30.09;

7.10

Школьное имущество надо беречь

3




Правила общения

9


7 - 9

14.10;

21.10;

28.10

Время надо беречь

3


10-12

11.11;

18.11;

25.11

Слово лечит, слово ранит

3


13-15

2.12;

9.12;

16.12

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

3




О трудолюбии

6


16-18

23.12;

13.01;

20.01

Труд кормит, а лень портит

3


19-21

27.01;

3.02;

10.02

Как организовать свой труд

3




Культура внешнего вида

4


22-23

17.02;

3.03

Уход за своими вещами

2


24-25

10.03;

17.03

Одежда будничная и праздничная

2




Внешкольный этикет

9


26-27

24.03;

7.04

Разговор по телефону

2


28-29

14.04;

21.04

Поведение в гостях

2


30-31

28.04; 5.05

Я пишу письмо

2


32-33

12.05;

19.05

Поведение на природе

2


34

26.05

Итоговое занятие. «Празднуем День рождения» (оформление приглашения, выбор подарка)

1










Тематическое планирование 4 класс

п/ п

Дата

Название раздела, тема занятия

Кол - во часов

Примеч



Школьный этикет

9


1 - 3


Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

3


4 - 6


Забота о младших

3


7 - 9


Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль

3




Правила общения

6


10-12


Игра «Город вежливости»

3


13-15


Вежливый ли я дома?

3




О трудолюбии

8


16-18


Культура физического и умственного труда

3


19-21


Золотые руки

3


22-23


Герои труда

2




Культура внешнего вида

6


24-25


Что такое культура внешнего вида?

2


26-27


Одежда и осанка

2


28-29


Вежливость и внешний вид





Внешкольный этикет

5


30-31


Готовимся к празднику

2


32-33


Осваиваем правило «так нельзя»

2


34


Итоговое занятие. «Вот какими мы были!» (прощание с начальной школой. Презентация)

1




© 2010-2022