Исследовательская работа: Жизнь преподобного Сергия Радонежского

   Душе полезное чтиво. Ежегодно в г.Астрахани, Астраханская митрополия проводит Андреевские чтения. В 2014г. проходили VI Андреевские чтения. Наша работа -это жизнь преподобного Сергия Радонежского.Значение преподобного Сергия для русского народа и государства.    И в наши дни люди всех классов русского общества притекают ко гробу Преподобного со своими думами, мольбами и упованиями, государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минут...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Астраханская митрополия

Отдел религиозного образования и катехизации

Министерство образования и науки Астраханской области

МБОУ «Зеленгинская СОШ»





Исследовательская работа

Преподобный Сергий, его роль и нравственный авторитет



Горьков Алексей

ученик 9а класса

МБОУ «Зеленгинская СОШ»

т.8-937-50-85-932

Проверила:

учитель химии и биологии

Каналиева Марфуга Максутовна

т. 8-909-373-10-36



Астрахань 2014



Сергий Радонежский (в миру - Варфоломей) (1314 или 1322-25.09.1392гг.)- основатель и игумен Троице - Сергиева монастыря, православный святой.Исследовательская работа: Жизнь преподобного Сергия Радонежского

Содержание

1.Введение.

2.Детство .

3.Монашеский подвиг

4.Чудесные исцеления. Икона 1-я четв.17в.

5.Значение преподобного Сергия для русского народа и государства.

6.Заключение.

7.Литература.

1. Архиепископ Никон в составленном им « Житии Сергия Радонежского» писал, что»…в трудные для церкви времена, когда потребна помощь Божия для укреплению веры, Бог посылает на землю Своих особых избранников; и те, будучи преисполнены священной благодати, дивной жизнью и смирением привлекают к себе сердца людей и делаются наставниками и руководителями всех, кто ищет очищения от страсти и спасения души. Из мест уединения этих избранников, из их пустынь, разливается тогда по лицу их родной земли благодатный свет веры, покоя и добра». Именно к таким Божьим посланникам принадлежали великие православные святые, «печальники земли Русской» Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Своей жизнью, своими подвигами и своим авторитетом они оказали такое огромное влияние на духовную жизнь России, что его ощутили на себе не только их ближайшие современники, но и многие поколения потомков.

2. Варфоломей (так до пострижения звался святой Сергий) родился в 1319 году. Родился под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Отец его, боярин Кирилл, служил сначала у ростовского князя, а потом перешел на службу к Ивану Даниловичу Калите и поселился в небольшом подмосковном городке Радонеже. Пишут, что с семи лет Варфоломея отдали в учение, которое давалось ему с большим трудом. Это несчастье преследовало его до тех пор, пока один святой старец не попросил Бога открыть для мальчика книжную премудрость. С раннего детства он имел тягу к святой жизни: уклонялся от детских игр, смеха, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился.

В 1339г., после смерти родителей, Варфоломей раздал большую часть своего имущества бедным и решился всецело посвятить себя Богу.

Вместе со старшим братом Стефаном он нашел в десяти верстах от Хотыковского монастыря уединенное место, устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потом келью. Подле неё поставили небольшую церковь, которую посвятили Пресвятому Имени Живоначальной Троицы. Стефан некоторое время спустя ушел в Москву. Варфоломей в 1342г. принял пострижение под именем Сергия и начал свой монашеский подвиг.

3. Твердость его на избранном пути была удивительной. По словам первого жизнеописателя Сергия блаженного Епифания, с принятием обета, он не только отложил власы со своей головы, но и отсек навсегда всякое свое хотение; совлекая мирские одежды, он в то же время совлекал и ветхого человека, чтобы облечься в нового, ходящего в правде и преподобии истины. Стужу, голод, жажду, изнурительную тяжелую работу - неизменных спутников суровой отшельнической жизни - сносил он с неизменной твердостью и смирением.

Прошло всего два - три года и о юном пустыннике заговорили как в Радонеже, так и в соседних селениях. Нашлись и желающие разделить его подвиг. Пришельцы построили себе кельи, обнесли обитель высоким тыном и стали жить, во всем подражая Сергию. Все свободное от молитвы время монахи проводили в постоянном труде, причём Сергий работал больше всех: он своими руками построил несколько келий, рубил и колол для всех дрова, молол в ручных жерновах, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежды и приносил воду.

В 1353 - 1354гг. митрополит Алексей при поддержке константинопольского патриарха Филофея предложил троицким инокам принять новый монастырский устав- общежительный. Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский стал его первым игуменом.

Сергий в 1354г. против своего желания принужден был принять священство, и был поставлен в игумены. Но и после он продолжал учить не столько словом, сколько своим примером.

Около 1372г. Сергий решился внести в своей обители общежитие,что было по тем временам на Руси большим новшеством. Устав, выбранный Сергием, был очень строг: монахам запрещалось, иметь личную собственность и каждый отныне должен был трудиться на благо монастыря.

Вслед за монахами пришло много крестьян - переселенцев, которые быстро вырубили леса, распахали поля. Затем мимо монастыря была проложена большая дорога в северные города. Обитель Сергиева, по словам Никона, как бы вдруг выдвинулась из дремучих лесов на распутие людской жизни. Во 2-й пол.14-нач.15вв. преподобный Сергий и его ученики основали несколько новых монастырей, самыми известными из которых стали Симоновский и Спасо - Андроников в Москве, Высоцкий Богородицкий в Серпухове, Благовещенский на Киржаче, Кирилло - Белозерский под Вологдой, Саввино - Сторожевский в Подмосковье, несколько монастырей в Заволжье.

Исследовательская работа: Жизнь преподобного Сергия РадонежскогоКирилло-Белозерский монастырь.

Исследовательская работа: Жизнь преподобного Сергия Радонежского

Красная башня крепости Саввино - Сторожевского монастыря.17в.

Ученик Сергия Радонежского, Савва к 1381г. был уже духовником всей братии Троицкого монастыря. По благословению Сергия Савва в нач. 80-х стал игуменов Успенского монастыря на реке Дубенка. В 1392г., вскоре после смерти преподобного Сергия, братия Троице - Сергиева монастыря попросила его принять на себя игуменство. Шесть лет Савва возглавлял Троицкий монастырь, а потом отошел от дел, желая пребывать в безмолвии и монашеских трудах.

Приверженец чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви, Сергий Радонежский стал духовным авторитетом, как для простых людей, так и для князей. В наиболее сложные моменты истории, он не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы.

4. В это скудное время, по свидетельству сподвижников Сергия, его молитвами стали совершаться чудеса. Житие Сергия Радонежского утверждает, что именно в Троицкой обители её игумену впервые на Руси явилась Богородица, обещавшая «неотступной быть от места сего» и «всегда покрывать его». Благодаря его молитвам случилось нескольких чудесных исцелений. К нему потянулись болящие и калеки, и многие после бесед со святым старцем и его молитв испытывали облегчение, а некоторые и вовсе исцелились. Благосостояние монастыря стало поправляться. Но сам Сергий никогда не имел пристрастия к земным вещам, все раздавая братии или беднякам - до самой смерти он носил сшитую им самим ветхую одежду из сермяжной ткани и простой овечьей шерсти.

Не только простолюдины, но и бояре и великие князья искали его советов и благословения. Собираясь в 1380г. в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Святой старец, предвидя, что грядущая битва закончится гибелью множества воинов, просил Дмитрия не скупиться - послать множество даров и тем купить мир. Князь отвечал, что все это он уже сделал, однако враг от его уступок вознесся ещё больше. «Если так,- сказал Сергий,- то его ожидает конечная гибель, а тебя князь - милость и слава от Бога. Иди, господин, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!». Троицкий игумен благословил русское воинство- отправил на поле сражения двух монахов, Александра Пересвети Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в схиму.П Весть о том, что князь получил благословение от святого Сергия, облетела войско и вдохнула мужество во все сердца. В день Куликовской битвы, 8 сентября, все иноки Троицкого монастыря вместе с Сергием ни на минуту не прекращали молитвы за русское воинство. Сам Сергий телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения. Время от времени он называл по имени павших героев и сам произносил за них заупокойные молитвы. Наконец он возвестил о совершенном поражении врагов. Поединок Пересвета с ТемирМурзой(Челубеем).

Исследовательская работа: Жизнь преподобного Сергия Радонежского

По мнению современных исследователей, в 1380г. отношения преподобного Сергия и великого князя были намного сложнее, более того, в период с 1380 по 1382гг. в их отношениях наблюдался основательный разлад. Связано это было с проблемой поставления митрополита на Руси - Константинополь назначил Киприана, а Дмитрий Иванович Донской хотел видеть на этом месте своего печатника (хранителя княжеской печати) Михаила(Митяя). Позиция великого князя, стремившегося полностью подчинить себе церковь, не вызывала энтузиазма у Сергия Радонежского.

В 1386 г. в результате посредничества Сергия Радонежского между Москвой и Рязанью было заключено соглашение, положившее конец усобицам.

После этих событий авторитет Сергия на Руси сделался непререкаемым, а его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворства, дар пророчества, дар утешения и назидания.

Однажды братия видела, что во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица.

И достигнув глубокой старости, Преподобный Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября(8 октября) 1392 года.Исследовательская работа: Жизнь преподобного Сергия Радонежского

Исследовательская работа: Жизнь преподобного Сергия Радонежского



Троице - Сергиева лавра. Общий вид.

Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…». Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 году он был причислен к лику святых. И по нынешнее время, подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице - Сергиевой лавре. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями; его ученики учредили 40 монастырей в Северной Руси.

Уже при жизни Сергий Радонежский стал воплощенным символом единства Руси, которого столь жаждал русский народ в 13 - 14вв. В 1447г. он был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. Именно в Троице - Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей. Житие Сергия Радонежского составил в 1417 - 1418гг. его ученик Епифаний Премудрый, а затем во 2-й четв.15в. переработал Пахомий Логофет.

Сергий Радонежский похоронен в основанном им монастыре, который стали именовать Троице - Сергиевым. Дни памяти Сергия Радонежского- 5(18) июля и 25 сентября(8 октября).

5. И в наши дни люди всех классов русского общества притекают ко гробу Преподобного со своими думами, мольбами и упованиями, государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минуты своего частного существования. Это имя, сохраняло силу непосредственного личного впечатления, какое производил Преподобный на современников; эта сила длилась и тогда, когда стало тускнеть историческое воспоминание, заменяясь церковной памятью, которая превращала это впечатление в привычное, поднимающее дух настроение. Так теплота ощущается долго после того, как погаснет её источник.

Этим настроением народ жил целые века; оно помогало ему устроить свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок. При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады преподобного Сергия,… положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание…Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас…Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его.

6.Заключение.

Я в 3-й раз принимаю участие в Андреевских чтениях. На V Андреевских чтениях получил поощрительный приз - книгу «Есенин и православие». У нас в селе Маково построили турбазу и на её территории храм «преподобного Алексея Человека Божия». В выходные дни я хожу в воскресную школу, созданную иереем Димитрием. Я пою псалмы, ездил с бабушкой по святым местам. С классным руководителем Каналиевой Марфугой Максутовной мне было интересно подбирать материал, работая с литературой. О значении преподобного Сергия для русского народа и государства я рассказал на классном часе своим одноклассникам. Для меня преподобный Сергий является великим православным святым, посланником Бога. Примером для подражания.

Родная Русь! Как прежде ты чиста,

Хоть весь твой путь забрызган

клеветою;

Ты - по стопам распятого Христа

Идешь все той же светлою стезею!..

Растила ты сынов - богатырей,

Вливала в них Божественное пламя,

Клоня чело у Правды алтарей,

Над миром зла - Любви вздымала

знамя. А.Коринфский

7.Литература:

  • Сто великих Россиян. Москва «Вече».2010. К.В.Рыжов;

  • Школьная энциклопедия. История России. IX -XVII века. Москва. «Олма - Пресс Образование». 2003.с.25-26, 30-31, 35, 88, 188-189,204, 214,374-376, 427, 462, 480-486,564-566, 576-577, 652-655, 707, 741.

  • Православный церковный календарь 2015. Душе полезное чтиво.

  • Азбука православия. Святые покровители защитников Отечества. №6, июнь 2011г.

  • Чудеса и приключения. №5 2010.



© 2010-2022