- Преподавателю
- Классному руководителю
- Открытый урок «Способности. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека»
Открытый урок «Способности. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петренко Е.А. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 115 орта мектебі» Мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение «Средняя школа № 115 отдела образования акимата города Костаная»
Разработка открытого интегрированного урока по предмету «Самопознание»
«Способности.
Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека»
(для учащихся 11-х классов)
Подготовила: зам. директора по ВР СШ № 115,
учитель самопознания Петренко Е.А.
г. Костанай -2015г.
Образовательная цель:
-
определить научно-психологическую оценку понятия способности человека;
-
Сделать акцент на том, что определенными способностями и талантами обладают все люди;
Развивающая цель:
-
Раскрытые способности необходимо развивать.
Воспитательная цель:
-
Развивать свои интеллектуальные способности, для освоения достижений человеческой культуры и ее дальнейшего продвижения.
Тип урока:
Научно - исследовательский с элементами игрового состязания.
Оборудование: высказывания ученых, мультимедийный комплекс (презентация), цветовые обозначения для групп, грамоты и призы,
диагностические карты.
Ход урока.
Учащиеся занимают места за разноцветными столами по 6 человек (по желанию).
-
Организационный момент:
-
Круг радости: ребята, давайте встанем в круг, пожмем друг другу руки и пожелаем удачного дня, успехов и хорошего настроения.
-
Эпиграф урока: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную»
-
Хилон
-
Зачитываются изречения по теме урока на доске. Оглашение темы урока.
2.Блиц-опрос по предыдущей теме «Темперамент». Ответы оцениваются карточками, цель набрать как можно больше карточек (3 карточки- 5 баллов, 2-4б., 1- готовиться к ответу на следующий урок).
3.Учитель: Переходим к новой теме.
Цель нашего сегодняшнего урока - определить научно-психологическую оценку понятия способности человека.
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Ребята, вы и сами имеете немалый жизненный опыт в этом отношении. Например, каждый примерно оценивает себя в склонности к какому-либо предмету, т.е. выявляется способность к гуманитарным, естественным или математическим дисциплинам. Однако не всегда способности к этим предметам связаны с любовью к ним, одержимым желанием посвятить себя изучению научных проблем в одной из областей вышеперечисленных знаний.
4. «Задание.»
У вас на столах есть диагностические карты, заполните первые два столбца.
Вам было дано задание: найти в доступных источниках материал о способностях человека.
Рассуждения учащихся:
«Что такое способности человека?»
1-й ученик: Способность - природное дарование, склонность к усвоению.
( Толковый словарь)
Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности те или иные специфические качества. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
2-й ученик: Люди от рождения наделены различными задатками. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях.
Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент. Как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.
3-й ученик: Для доказательства наследования способностей обычно указывают на существование семейств, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается не менее 18 значительных музыкальных дарований, из них 11 приходится на его родственников по нисходящей линии, причем в семье было всего 10 мужчин, не обнаруживших музыкальных дарований. Можно также указать на семью Чарльза Дарвина, исключит6ельно богатую целым рядом даровитых людей.
1-й ученик: Однако когда из подобных фактов непосредственно заключают о наследовании способностей, относя их исключительно за счет наследственных особенностей организма. То допускают явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством музыкальных дарований музыкальный отец не только передает своим детям определенные гены, но и оказывает влияние на развитие детей.
Учитель: Также существуют множество фактов, когда в простой семье рождались поэты, художники, музыканты, писатели, изобретатели, ученые. Исследования ученых показали. Что выдающиеся и гениальные люди, не образуют какой - то отдельной породы и могут родиться в любой семье любого народа.
Примеров талантливых знаменитостей, которые родились в простых крестьянских, бедных, малообразованных семьях, множество. Это М.В. Ломоносов, И.П. Кулибин, С.В.Ильюшин и др.
Из этого следует: (запишем)
-
Наследственность является одним из условий в развитии человека и его способностей.
-
Наследственными могут быть не сами психические способности, а лишь органические предпосылки их развития.
-
Органические предпосылки развития способностей человека обуславливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.
Под врожденными задатками естественно понимать то. Что уже имеется к
моменту рождения.
Способности же - продукт не врожденных задатков самих по себе. А всего
хода развития личности.
Вывод:
-
Таким образом, способность - это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности.
-
Деятельность человека - это трудовая деятельность, посредством которой человек в процессе исторического развития, изменяя природу, создает материальную и духовную культуру.
-
Все специальные способности человека - это различные проявления общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению.
5. «Минутка тишины»
Садитесь поудобнее. Я приглашаю вас в мир «минутки тишины». Если же вам хочется, то вы можете закрыть глаза. (Звучит музыка). Я приглашаю вас совершить путешествие. Оно будет, несомненно, приятным. Представим себе, что мы идем на высокую-высокую гору (пауза). Яркое солнышко своими золотыми лучиками радостно освещает дорогу на пути к высокой горе. Нам радостно и легко идти (пауза). На пути встречаются необычной и редкой красоты цветы, деревья, травушки-муравушки. Любуясь ими, мы медленно поднимаемся ввысь (пауза). Мы оказались на самой вершине горы (пауза). Мы пришли на эту вершину с другом/подругой. Мы помогали друг другу подниматься. Наши руки заботливо, надежно и бережно поддерживали друга/подругу. Мы каждую минуту чувствовали плечо и руки друг друга (пауза). Нам легко и радостно вместе с другом/подругой. Почувствуйте, как хорошо, когда рядом друг/подруга (пауза). Запомните это чувство (пауза). Пожмите друг другу руки. Запомните тепло дружеских рук (пауза). Сейчас мы будем возвращаться в свой класс. Солнышко своими лучиками осветило нам дорожку в родную школу. Мы счастливые и радостные идем по солнечной дорожке. Входим в двери. Садимся за парты.
6. «Творческое задание»
«Проверь свои способности»
Учитель: Ребята, сейчас мы проведем командное состязание, думаю, вы справитесь с предложенными заданиями, испытав радость в поисках решений, и возможности «познать самого себя». Задача в том, чтобы правильно и быстро ответить на вопросы, работая в группе. Когда ответ готов, его нужно написать на цветной карточке и передать жюри. Итак, начинаем игровое состязание «Проверь свои способности».
Внимание! Вопросы:
1 тур. «Решение тестов»
1.Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Рука (…..) гроздь
2.Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
аалтерк
кожал
дмончеа
шкаач
3.Продолжите ряд чисел.
28 18 10 4 ?
4.Вставьте пропущенное слово.
Багор (роса) тесак
Гараж ( …. ) табак
5. Вставьте слово, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок.
Лес ( … ) химический элемент
6.Вставьте недостающее число.
1 8 16 25 ?
7.Исключите лишнее слово.
Абрикос багор ведро любовь гордость
2 тур. Вопросы с подвохом.
1. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор?
2. Обычно месяц заканчивается 30-м или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
3.В каком количестве взял Ной зверей на свой ковчег?
4.Сколько цифр 9 в ряду чисел от 1 до 100 ?
5.Кирпич весит 1 килограмм плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич?
6.Горело 7 свечей, три погасло. Сколько свечей осталось?
7.Врач прописал больному три укола через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы?
Состязание закончено и пока жюри подводит итоги, заполните третий столбец диагностической карты.
Итоги оцениваются в баллах. Команда, ответившая первой правильно получает 5 баллов, второй - правильно -4 б., третьей - правильно - 3 б., команда ответившая не правильно не получает ничего.
Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Победители награждаются грамотами или призами.
7. «Обобщение»: каждый человек имеет какие-либо способности. Задача состоит в том, чтобы найти их, развить и реализовать в полной мере!
8. Круг «От сердца к сердцу»: В завершении нашей встречи я попрошу вас на специально подготовленных открытках в виде сердечка написать сердечные пожелания своему соседу справа и обменяться пожеланиями. Прочтите пожелания. Что вы почувствовали? Понравилось ли вам пожелание товарища?
Приложение 1
Карта результатов
№
вопроса
ключ к тестам
синие
зеленые
красные
1
кисть
2
чемодан
3
0
4
жаба
5
Бор
6
35
7
любовь
8
1 час
9
Во всех месяцах есть 28 число
10
Каждой твари по паре
11
20
12
2 кг.
13
3 свечи
14
1 час
Итого:
Приложение 2
Ф.И. учащегося:
Тема: Способности.
Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека
Диагностическая карта.
Что я знаю по теме
Что я хочу узнать
Что я узнал на уроке
«Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чуждого»
М.М. Бахтин
Способности - это возможность
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка.
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.
Хилон
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Пифагор