Открытый урок «Способности. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека»

Открытый интегрированный урок «Способности. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека»(по психологии и самопознанию) Образовательная цель: ·        определить научно-психологическую оценку понятия способности человека; ·        Сделать акцент на том, что определенными способностями и талантами обладают все люди; Развивающая цель: ·        Раскрытые способности необходимо развивать. Воспитательная цель: ·        Развивать свои интеллектуальные способности, для освоения достижений человеческой культуры и ее дальнейшего продвижения. Тип урока:        Научно – исследовательский  с элементами игрового состязания.  ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 115 орта мектебі» Мемлекеттік мекемесі

Государственное учреждение «Средняя школа № 115 отдела образования акимата города Костаная»


Открытый урок «Способности. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека»

Разработка открытого интегрированного урока по предмету «Самопознание»

«Способности.

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека»

(для учащихся 11-х классов)


Подготовила: зам. директора по ВР СШ № 115,

учитель самопознания Петренко Е.А.








г. Костанай -2015г.



Образовательная цель:

  • определить научно-психологическую оценку понятия способности человека;

  • Сделать акцент на том, что определенными способностями и талантами обладают все люди;

Развивающая цель:

  • Раскрытые способности необходимо развивать.

Воспитательная цель:

  • Развивать свои интеллектуальные способности, для освоения достижений человеческой культуры и ее дальнейшего продвижения.

Тип урока:

Научно - исследовательский с элементами игрового состязания.

Оборудование: высказывания ученых, мультимедийный комплекс (презентация), цветовые обозначения для групп, грамоты и призы,

диагностические карты.


Ход урока.


Учащиеся занимают места за разноцветными столами по 6 человек (по желанию).

  1. Организационный момент:

    • Круг радости: ребята, давайте встанем в круг, пожмем друг другу руки и пожелаем удачного дня, успехов и хорошего настроения.

    • Эпиграф урока: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную»

Хилон


  • Зачитываются изречения по теме урока на доске. Оглашение темы урока.

2.Блиц-опрос по предыдущей теме «Темперамент». Ответы оцениваются карточками, цель набрать как можно больше карточек (3 карточки- 5 баллов, 2-4б., 1- готовиться к ответу на следующий урок).

3.Учитель: Переходим к новой теме.

Цель нашего сегодняшнего урока - определить научно-психологическую оценку понятия способности человека.

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Ребята, вы и сами имеете немалый жизненный опыт в этом отношении. Например, каждый примерно оценивает себя в склонности к какому-либо предмету, т.е. выявляется способность к гуманитарным, естественным или математическим дисциплинам. Однако не всегда способности к этим предметам связаны с любовью к ним, одержимым желанием посвятить себя изучению научных проблем в одной из областей вышеперечисленных знаний.

4. «Задание.»

У вас на столах есть диагностические карты, заполните первые два столбца.

Вам было дано задание: найти в доступных источниках материал о способностях человека.

Рассуждения учащихся:

«Что такое способности человека?»

1-й ученик: Способность - природное дарование, склонность к усвоению.

( Толковый словарь)

Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности те или иные специфические качества. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

2-й ученик: Люди от рождения наделены различными задатками. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях.

Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент. Как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

3-й ученик: Для доказательства наследования способностей обычно указывают на существование семейств, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается не менее 18 значительных музыкальных дарований, из них 11 приходится на его родственников по нисходящей линии, причем в семье было всего 10 мужчин, не обнаруживших музыкальных дарований. Можно также указать на семью Чарльза Дарвина, исключит6ельно богатую целым рядом даровитых людей.

1-й ученик: Однако когда из подобных фактов непосредственно заключают о наследовании способностей, относя их исключительно за счет наследственных особенностей организма. То допускают явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством музыкальных дарований музыкальный отец не только передает своим детям определенные гены, но и оказывает влияние на развитие детей.

Учитель: Также существуют множество фактов, когда в простой семье рождались поэты, художники, музыканты, писатели, изобретатели, ученые. Исследования ученых показали. Что выдающиеся и гениальные люди, не образуют какой - то отдельной породы и могут родиться в любой семье любого народа.

Примеров талантливых знаменитостей, которые родились в простых крестьянских, бедных, малообразованных семьях, множество. Это М.В. Ломоносов, И.П. Кулибин, С.В.Ильюшин и др.

Из этого следует: (запишем)

  • Наследственность является одним из условий в развитии человека и его способностей.

  • Наследственными могут быть не сами психические способности, а лишь органические предпосылки их развития.

  • Органические предпосылки развития способностей человека обуславливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.

Под врожденными задатками естественно понимать то. Что уже имеется к

моменту рождения.

Способности же - продукт не врожденных задатков самих по себе. А всего

хода развития личности.

Вывод:

  • Таким образом, способность - это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности.

  • Деятельность человека - это трудовая деятельность, посредством которой человек в процессе исторического развития, изменяя природу, создает материальную и духовную культуру.

  • Все специальные способности человека - это различные проявления общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению.

5. «Минутка тишины»

Садитесь поудобнее. Я приглашаю вас в мир «минутки тишины». Если же вам хочется, то вы можете закрыть глаза. (Звучит музыка). Я приглашаю вас совершить путешествие. Оно будет, несомненно, приятным. Представим себе, что мы идем на высокую-высокую гору (пауза). Яркое солнышко своими золотыми лучиками радостно освещает дорогу на пути к высокой горе. Нам радостно и легко идти (пауза). На пути встречаются необычной и редкой красоты цветы, деревья, травушки-муравушки. Любуясь ими, мы медленно поднимаемся ввысь (пауза). Мы оказались на самой вершине горы (пауза). Мы пришли на эту вершину с другом/подругой. Мы помогали друг другу подниматься. Наши руки заботливо, надежно и бережно поддерживали друга/подругу. Мы каждую минуту чувствовали плечо и руки друг друга (пауза). Нам легко и радостно вместе с другом/подругой. Почувствуйте, как хорошо, когда рядом друг/подруга (пауза). Запомните это чувство (пауза). Пожмите друг другу руки. Запомните тепло дружеских рук (пауза). Сейчас мы будем возвращаться в свой класс. Солнышко своими лучиками осветило нам дорожку в родную школу. Мы счастливые и радостные идем по солнечной дорожке. Входим в двери. Садимся за парты.

6. «Творческое задание»

«Проверь свои способности»

Учитель: Ребята, сейчас мы проведем командное состязание, думаю, вы справитесь с предложенными заданиями, испытав радость в поисках решений, и возможности «познать самого себя». Задача в том, чтобы правильно и быстро ответить на вопросы, работая в группе. Когда ответ готов, его нужно написать на цветной карточке и передать жюри. Итак, начинаем игровое состязание «Проверь свои способности».

Внимание! Вопросы:

1 тур. «Решение тестов»

1.Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

Рука (…..) гроздь

2.Решите анаграммы и исключите лишнее слово.


аалтерк

кожал

дмончеа

шкаач

3.Продолжите ряд чисел.

28 18 10 4 ?

4.Вставьте пропущенное слово.

Багор (роса) тесак

Гараж ( …. ) табак


5. Вставьте слово, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок.

Лес ( … ) химический элемент

6.Вставьте недостающее число.

1 8 16 25 ?

7.Исключите лишнее слово.

Абрикос багор ведро любовь гордость

2 тур. Вопросы с подвохом.

1. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор?

2. Обычно месяц заканчивается 30-м или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?

3.В каком количестве взял Ной зверей на свой ковчег?

4.Сколько цифр 9 в ряду чисел от 1 до 100 ?

5.Кирпич весит 1 килограмм плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич?

6.Горело 7 свечей, три погасло. Сколько свечей осталось?

7.Врач прописал больному три укола через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы?

Состязание закончено и пока жюри подводит итоги, заполните третий столбец диагностической карты.

Итоги оцениваются в баллах. Команда, ответившая первой правильно получает 5 баллов, второй - правильно -4 б., третьей - правильно - 3 б., команда ответившая не правильно не получает ничего.

Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

Победители награждаются грамотами или призами.

7. «Обобщение»: каждый человек имеет какие-либо способности. Задача состоит в том, чтобы найти их, развить и реализовать в полной мере!

8. Круг «От сердца к сердцу»: В завершении нашей встречи я попрошу вас на специально подготовленных открытках в виде сердечка написать сердечные пожелания своему соседу справа и обменяться пожеланиями. Прочтите пожелания. Что вы почувствовали? Понравилось ли вам пожелание товарища?






















Приложение 1

Карта результатов

вопроса

ключ к тестам

синие

зеленые

красные

1

кисть




2

чемодан




3

0




4

жаба




5

Бор




6

35




7

любовь




8

1 час




9

Во всех месяцах есть 28 число




10

Каждой твари по паре




11

20




12

2 кг.




13

3 свечи




14

1 час




Итого:





Приложение 2

Ф.И. учащегося:

Тема: Способности.

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека

Диагностическая карта.

Что я знаю по теме

Что я хочу узнать

Что я узнал на уроке














«Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чуждого»

М.М. Бахтин









Способности - это возможность

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка.

В единой горсти - бесконечность,

И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк












Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.


Хилон









Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.


Пифагор

© 2010-2022