Программа элективного курса Волонтер - гражданин мира

Для учащихся образовательных учреждений волонтерство – реальный путь для приобретения социальных компетенций. На вопрос нашей анкеты "Готовы ли вы участвовать в волонтерском движении?" 32 % опрошенных ответило утвердительно, и более 50 % из них хотели бы заниматься организацией мероприятий. Анкетирование также выявило, что более 87 % школьников желают пройти обучение волонтерским навыкам. Это дало основание предложить старшеклассникам элективный курс «Волонтер – гражданин мира». Актуальность...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


В Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года провозглашено вовлечение молодежи в социальную практику с целью развития ее потенциала в интересах государства. Одним из направлений реализации данной задачи становится добровольчество (волонтерское движение).

Традиционно многие общественные организации строят свою деятельность, используя методы и подходы волонтерской деятельности, направленные на повышение качества жизни, прежде всего, в местных сообществах. До недавнего времени в Российской Федерации организация волонтерской деятельности молодежи не носила системный, организованный характер, но ситуация меняется: деятельность волонтеров при проведении Зимних Олимпийских игр в Сочи получила высокую оценку со стороны государства и общества. Президент РФ Владимир Владимирович Путин так выразил свое отношение к этому: «… существуют проблемы в развитии добровольческих, волонтёрских движений. Растущие социальные проблемы обращают нас к помощи волонтёров. То, что молодые ребята объединяются на добровольных началах с целью помогать другим людям и помогать безвозмездно, - это качественный показатель хорошей работы с молодёжью. Но явление волонтёрского движения не приобретает массового характера в связи с недостающей поддержкой государства. Необходимо уделить внимание и правовому аспекту данной проблемы».

Предлагается поддержать активность молодёжи в позитивном намерении их добровольной деятельности на государственном уровне. В связи с этим предлагается создать программы, проекты на различных уровнях: федеральном, региональном, - которые могли бы стимулировать процесс создания и развития волонтёрского движения по всей России.

По словам министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталия Мутко: «Молодежь с удовольствием включается в добровольческий волонтерский труд. Организация волонтерской деятельности молодежи позволит решать проблемы вовлечения молодежи в социально ответственную деятельность, повысить социальную активность молодежи».

Правительство Российской Федерации придает волонтёрскому движению большое значение, оценивает его как одно из важнейших направлений молодежной политики и ставит задачи по достижению определенных показателей.

Для учащихся образовательных учреждений волонтерство - реальный путь для приобретения социальных компетенций. На вопрос нашей анкеты "Готовы ли вы участвовать в волонтерском движении?" 32 % опрошенных ответило утвердительно, и более 50 % из них хотели бы заниматься организацией мероприятий. Анкетирование также выявило, что более 87 % школьников желают пройти обучение волонтерским навыкам. Это дало основание предложить старшеклассникам элективный курс «Волонтер - гражданин мира».

Актуальность курса в ориентированности на социализацию личности на основе участия в общественно значимой деятельности.

Новизна курса - в логике построения учебного материала, предназначенного для формирования навыков социального поведения. Для этого содержание курса включает три уровня освоения: пассивную практику, активную практику и преобразовательную деятельность. Отбор учебного материала осуществлён с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников.

Значимость курса состоит в осмыслении и присвоении теоретических знаний, ранее полученных в ходе изучения учебных курсов обществоведческого содержания; создании благоприятных стартовых условий для приобретения обучающимися опыта социального действия (взаимодействия), развитие их социальной компетентности.

Цель элективного курса: обеспечить получение старшеклассниками опыта участия в волонтёрской деятельности.

Программа построена как последовательное прохождение обучающимися пассивной практики, затем либо активной практики, либо преобразовательной практики. Планируемые образовательные результаты пассивной практики одинаковы для всех обучающихся. После прохождения пассивной практики обучающиеся выбирают, в какой из практик они принимают участие (активная или преобразовательная), в зависимости от их выбора получают соответствующий планируемый образовательные результат.

Планируемые образовательные результаты, способы их оценивания и критерии оценки представлены в таблице. Оценочные материалы представлены в Приложении 1. Промежуточный контроль осуществляется на основании выполнения обучающимися текущих заданий по каждой теме.

Уровень освоения

№ результата

Планируемые

образовательные результаты

Способы итогового контроля

Критерии оценки


Пассивная практика

1

- учащийся знает историю и основные принципы волонтерского движения

- собеседование по контрольным вопросам

- ответы на вопросы при собеседовании свидетельствуют о знании основ волонтерской деятельности и позитивном отношении к ней

Активная практика

2


или


3



или


4


по выбору учащегося

- учащийся разрабатывает сценарий акции, социальной рекламы (видеоролика)

- экспертная оценка по критериям

- - содержание продукта соответствует заявленной цели;

- продукт разработан в соответствии с предложенными шаблонами

Преобразовательная практика

- учащийся реализует сценарий акции, социальной рекламы (видеоролика), разработанный самостоятельно или заимствованный из других источников

- экспертная оценка по критериям

- акция реализована в соответствии со сценарием

- учащийся в составе группы разрабатывает сценарий акции для проекта «Гражданин мира»

- экспертная оценка по критериям

- сценарий акции соответствует критериям оценки проекта «Гражданин мира»

Обоснование адекватности предполагаемых форм контроля и критериев их оценки запланированным результатам.

Содержанием курса, включающего три уровня освоения (пассивную и активную практики, преобразовательную деятельность), задаются результаты обучения, формы и критерии их оценивания, что наглядно прослеживается в приведенной выше таблице.

Результат пассивной практики - это осмысление. Например, понимание как функционируют волонтерские организации - что и как делают, какие люди участвуют в волонтерской деятельности, как рождаются социальные инициативы волонтеров и т.д. Оценить такой результат проще всего в нашем случае с помощью теста и анкеты.

Результат активной практики - освоение социальных ролей, функций, способов взаимодействия, навыков, умений. Например, умение разрешать конфликт, умение участвовать в дискуссии и т.п. В нашем случае выбрано умение создать социальный видеоролик, социальную рекламу или написать сценарий добровольческой акции, но по заданным шаблонам, предложенным учителем или выбранным самим учащимся из других источников. Насколько будет преобразован шаблон сценария, зависит от творческих способностей обучающихся. Согласно своим интересам, способностям учащийся может остановиться на этом этапе или же пойти дальше - реализовать свою идею или понравившуюся идею одноклассника.

Результат преобразовательной деятельности - освоение умений, навыков, компетентностей. Например, умение сорганизовать действия нескольких человек для проведения школьного мероприятия, проектная компетентность.

Описание оснований для отбора содержания образования.

Содержание курса отобрано в соответствии с целью курса - научить старшеклассников волонтерской деятельности.

Содержание темы 1 необходимо для введения обучающихся в контекст понятия «волонтерское движение», остальные темы посвящены непосредственно формированию итоговых достижений курса. Освоение каждой темы деятельности предполагает освоение знаний и умений, необходимых для формирования деятельности, заявленной в итоговых результатах курса. Промежуточные результаты формируются в ходе интерактивных лекций и тестов, умения - в ходе практикумов: упражнений, нацеленных на освоение простых умений, и тренингов, предполагающих соединение нескольких умений. Основная часть занятий организована следующим образом:

- изложение проблемного материала, обсуждение его;

- закрепление этого материала в ходе практикумов.

На практикумах используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, и др.

Наиболее эффективной организации учебных занятий по данному курсу способствуют теоретические и практические занятия, использование в образовательном процессе видеоматериалов волонтерских мероприятий, практических занятий с волонтерами, их активное обсуждение, выполнение самостоятельных заданий, подготовка сообщений.

Основными методами обучения являются программирование, проектирование взаимодействия волонтеров разных организаций и учреждений, моделирование учащимися занятий с волонтерами. Базовой основой эффективного проектирования и моделирования является овладение теоретическими основами волонтерской деятельности, методикой разработки социальных акций, реклам, видеороликов и т.п.

Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов зависит от цели и содержания занятия, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации учителя. В соответствии с целью, задачами и принципами организации занятия (тренинга) подбираются методы работы. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи обучения, и в течение какого периода времени эффекты занятия будут сохраняться после его завершения.

Программа предполагает проведение практик в Центре социальной помощи г. Нефтегорска, Центре «Семья», на базе школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В программе эти практики учитывались как внеурочная деятельность. Все практики проходят под руководством педагога.

Кроме того, предполагается самостоятельная работа обучающихся. Предполагается, что в ходе реализации курса обучающиеся потратят на самостоятельную работу в среднем 10 часов. Они могут выполнять работу самостоятельно как дома, так и в школе.

Важно понимать, что в распоряжении учителя имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации.

Характеристика ресурсов, необходимых для реализации программы

Дидактические материалы:

Улицкая, Л.Е. Рассказы/Л.Е. Улицкая - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.

Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники:


  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: Откуда есть пошла благотворительность на Руси (N 159236). - Режим доступа: school-collection.edu.ru - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.09.2014).

  2. Стать волонтером легко! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: volonter.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 20.08.2014).

  3. Технология добра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: xn----8sbcggdwwrkbe1aq0cxl.xn--p1ai/ - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 02.10.2014).

Социальные видеоролики:

  1. Волонтеры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: youtube.com/watch?v=iaPIBAgKZ6c - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 13.10.2014).

  2. Кто такие волонтеры? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: youtube.com/watch?v=Cyj1L_gU9Fo - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 13.10.2014).

  3. Равнодушие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: youtube.com/watch?v=8hbJJ3Ikat8 - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 13.10.2014).

  4. Бумеранг добра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: youtube.com/watch?v=83ZwcqRWgB4 - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 13.10.2014).

  5. Гражданин мира. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: youtube.com/user/masterpeaceRussia - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 13.10.2014).

Фильмы:

  • Боброва, Л. «Бабуся», художественный фильм/ Л. Боброва - Россия, 2003. - 97 мин.

  • Шадрин, М. «Форпост», документальный фильм/ М. Шадрин - Украина, 2007. - 55 мин.

  • Василенко, М. «Дневник Насти», учебный фильм/ М. Василенко - Россия, 2005. - 30 мин.

Презентации (см. «Учебные материалы»):

  • «Добровольческие организации России»

  • «Благотворительность»

Перечень материальных ресурсов:

  • просторная аудитория

  • мебель: столы и стулья - должны быть удобными для активного перемещения при групповых формах работы.


  • технические ресурсы:

- компьютер, МФУ, экран, мультимедийный проектор, veв-камера;

-диктофон, телевизор, фото-и- видеокамера;

- точка доступа к сети Интернет.

  • Организационные ресурсы:

Продолжительность занятий может достигать 2 часов, поэтому занятия переносятся в расписание второй половины дня или на субботу (при шестидневной учебной неделе)

Тематическое планирование

Тема 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная и личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Обсуждение документального фильма «Форпост». Тест «Добрый ли вы?».

Самостоятельная работа: просмотр документального фильма «Форпост»

Тема 2. Направления волонтерской деятельности

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное.

Специальная подготовка волонтеров. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Мотивация добровольческой деятельности.

Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Обсуждение художественного фильма «Бабуся». Оказание трудовой помощи по благоустройству жилья, организации досуга. Организация встреч и проведение праздников для ветеранов.

Самостоятельная работа:

  • просмотр художественного фильма «Бабуся»

  • сбор материалов для сценария праздника для ветеранов

  • подготовка к празднику

Практикум в Центре социальной помощи г. Нефтегорска:

  • разработка сценария и организация праздника для ветеранов

  • оказание помощи пожилым людям по заказу Центра

Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Обсуждение учебного фильма «Дневник Насти». Организация встреч в районном центре «Семья». Проведение игровых программ.

Самостоятельная работа:

  • просмотр учебного фильма «Дневник Насти»

  • сбор материалов для игровой программы

Практикум в центре «Семья» г. Нефтегорска:

  • разработка сценария и проведение игровой программы

Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Организация на базе школы занятия кружка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Самостоятельная работа:

  • чтение рассказа Л.Е. Улицкой «Бумажная победа»

  • подготовка к занятию: поделки из бумаги.

Практикум:

  • занятие оригами в «Бумажной мастерской»

Тема 3. Информационные технологии в работе волонтера

Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз.

Самостоятельная работа:

  • анализ новостных статей.

Практикум:

  • написание новостной статьи для школьного сайта о недавно прошедшем мероприятии.

Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Способы разработки слогана. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.

Самостоятельная работа:

  • анализ сценариев социальной рекламы или разработка собственной идеи

Практикум:

  • анализ социальных реклам

  • разработка собственной идеи социальной рекламы.

Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker.

Практикум:

  • работа над созданием социального видеоролика.

Тема 4. Основы социального проектирования и проведения социальных дел

Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.

Практикум:

  • разработка идеи группового проекта.

Социальная акция. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения.

Практикум:

  • анализ благотворительной акции, организованной в школе, районе

  • разработка и (или) проведение благотворительной акции.

Тема 5. Международное движение «Гражданин мира».

Международное движение «Гражданин мира». История движения. Цели, задачи, целевая аудитория проекта. Направления деятельности движения. Клубы «Гражданин мира» как площадки, объединяющие активистов и волонтеров для создания и реализации различных социальных проектов. Онлайн-платформа «Гражданин мира».

Миротворческие проекты клубов «Гражданин мира». Сотрудничество с другими клубами «Гражданин мира» в своем городе и во всем мире.

Знакомство с проектами и мероприятиями участников движения. Участие в проекте «Гражданин мира» как выражение приверженности своей стране, городу, школе или сообществу.

Создание команды единомышленников для разработки собственного проекта в рамках клуба «Гражданин мира». Оформление заявки на вступление в клуб. (Каждый одобренный клуб получит сертификат (лицензию) на осуществление деятельности в рамках международного движения «Гражданин Мира» в своем городе/регионе.) Мероприятия движения по теме миротворчества: «Музыка выше боевых действий», «Диалог вместо осуждения», «Хлеб важнее оружия», «Созидание сильнее разрушения».

Самостоятельная подготовка: (по выбору учащихся)

  • разработка сценария по теме миротворчества (или доработка наиболее удачного сценария, уже реализованного в ходе занятий)

Практикум:

  • проведение мероприятий по теме миротворчества (сценарии предложены проектом «Гражданин мира»)



Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов:

Формы контроля

Всего

Аудиторных

Внеауди­торных

В т.ч. на практическую деятельность

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

1

1

-

-

Тестирование

(по результату 1)


Специальная подготовка волонтеров

6

6

-

5

Информационные технологии в работе волонтера

4

4

-

4

Основы социального проектирования и проведения социальных дел

2

2

-

2

Экспертная оценка по критериям разработки сценария/

проведения акции

Международное движение «Гражданин мира»

4

4

-

3

17

17

-

14


Cписок использованных источников и литературы


  1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями и дополнениями).

  2. Алещенок, С. В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития / С. В. Алещенок. - М.:Просвещение,1994. - 219 с.

  3. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб., 2003

  4. Беспалова, Г.М. Мое действие - мой выбор: методическое пособие/ Г.М. Беспалова [и др.]; - М., 2005. - 458 с.

  5. Волохов, А.В. Программы деятельности волонтеров/ А.В. Волохов, М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман. - М., 2011. - 168 с.

  6. Волонтерское движение: подготовка к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в городе Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г. в городе Казани / гл. ред. Ю. И. Глазков; отв. ред. Я. В. Семичева. - М.: Про-Пресс, 2011. - 70 с.

  7. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение/ Д.В. Григорьев Д.В., П.В. Степанов - М., 2011.

  8. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/Н. Галеева// Воспитание школьников. - 2008. - № 3. - с.17-22.

  9. Гражданин мира. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: focus-media.ru/projects/masterpeace - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 13.10.2014).

  10. Дик, Н.Ф. 100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов./Н.Ф. Дик - Р. н/ Д., 2007. -

  11. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества/ Т.Н. Арсеньева [и др.]; - СПб. - Тверь, 2009. - 512 с.

  12. Кобякова, Т. Г. Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости / Т. Г. Кобякова, О. А. Смердов. - Кемерово, 1997. - 287 с.

  13. Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе/С. Панченко// Воспитание школьников. - 2008. - № 7. - с. 34-39.

  14. Прутченков, А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов/А.С. Прутченков - М.,1996.

  15. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Арсеньева [и др.]; - СПб. - Тверь, 2009. - 512 с.

  16. Романюк, Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения/Т.В. Романюк// Воспитание школьников. - 2009. - № 7. - с. 44-47.


© 2010-2022