«Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать…»

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевой краеведческий конкурс

«Был город-фронт, была блокада...»,

посвящённый 70-летию

полного освобождения

советскими войсками

города Ленинграда от блокады его

немецко-фашистскими войсками,

в рамках краевой патриотической акции

«Имя на обелиске»



Классный час

«Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать…»






Пицур Татьяна Матвеевна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 11 класса

МОУ СОШ №28


«Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать…»




Цель классного часа: воспитание у учащихся способности сопереживать другим людям, сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений.

Задачи классного часа:

  1. познакомить учащихся с подвигом жителей и защитников Ленинграда, произведениями искусства о блокаде Ленинграда, раскрыть их роль в поддержании жизни ленинградцев-блокадников.

  2. развивать умение подбирать материал по заданной теме, структуировать его, готовить монологическое высказывание.

Методы: повествование (рассказ), назначения и отчёты, примеры.

Возраст учащихся, на которых рассчитано мероприятие: 15-17 лет

Оборудование: компьютер, проектор, презентация урока.

План классного часа:

  1. Прослушивание песни «Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать…» на стихи О.Мандельштама в исполнении Пугачевой А.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Чтение учеником стихотворения А.Прокофьева «Не отдадим»

  4. Рассказ ученика о планах фашистов пробудить в ленинградцах

низменные инстинкты

  1. Чтение ученицей отрывка из дневника Лидии Ильиной

  2. Рассказ ученицы о выступлении по радио А.А.Ахматовой

  3. Рассказ ученика о Седьмой симфонии Д. Шостаковича

  4. Прослушивание фрагмента Седьмой симфонии Д. Шостаковича

  5. Рассказ ученицы об истории создания Седьмой симфонии Д. Шостаковича

  6. Чтение учеником стихотворения Н.Сивкова

  7. Заключительное слово учителя

  8. Прослушивание песни «Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать…»

Сценарий классного часа.

  1. Прослушивание песни «Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать…» на стихи О.Мандельштама в исполнении Пугачевой А.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим классный час «Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать…».

Эпиграфом к уроку я взяла строки из стихотворения Александра Прокофьева «Не отдадим» Слайд 2

Нет, не сдадим мы город русской славы

И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!

К этому классному часу мы готовились несколько месяцев, узнали новое о страшной странице Великой Отечественной войны. Давайте же сегодня поделимся знаниями о ленинградской блокаде и о той роли, которую выполняли произведения искусства в поддержании жизни ленинградцев-блокадников.

Разрабатывая план нападения на Советский Союз, немецко-фашистские агрессоры одной из ближайших задач ставили захват Ленинграда. Чтобы лишить русских окна в Европу, пробитого Петром Первым, Ленинград предлагалось стереть с лица земли.

Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22сентября 1941г.: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города"1.

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов. Немцев поддерживали 200-тысячная финская армия, "Голубая дивизия" из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней.

В жестоких кровопролитных боях врагам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывающую осаждённый город со страной.

8 сентября 1941г., захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши. В кольце блокады оказалось 2млн 287 тысяч человек. Слайд 3

Для фашистов ничего не стоили миллионы человеческих жизней. Похоронив стратегию "Блицкрига" - молниеносной войны - они вдруг увидели спасение в стратегии голода.

Последовали многократные истеричные лозунги Гитлера, что блокированный Ленинград "выжрет сам себя и, как спелый плод, упадёт нам в руки".

Поэт Александр Прокофьев в 1941 году создает цикл стихотворений "За Ленинград" Слайд 4

Одно из них называется "Не отдадим!"2

  1. Читает заранее подготовленный ученик.

Не отдадим!

С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много, много дней
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки -
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская Дубровка,
Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,
А враг, поживой жадною гоним,
Все наседал, смертельно ненавидя
Все русское, все связанное с ним!

Но мы стеною от земли до неба
Все поднялись и отстояли свет.
И Ладога, и дальняя Онега
Услышали стоярусное: "Нет!"

Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!

Не отдадим бездушной злобной силе
Обычаи народа, свет его
И преградим пути ей в глубь России,
К бессмертию народа моего!

Не отдадим им молний наших росчерк,
Гнездовья туч, озер великий стан,
Не отдадим березовые рощи,
Которые увидел Левитан!

Не отдадим грядущий день победы,
Сиянье солнца, отблески зари,
Не предадим могил отцов и дедов,
Курганов, где лежат богатыри!

Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим,
Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим!

  1. Рассказ ученика.

Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов сами сдадут город.

С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. (Слайд№5).С 20 ноября 1941г. пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) -по 125г хлеба в сутки. Слайд 5

Крошечный, почти невесомый ломтик Слайд 6

Как писала О. Берггольц:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам…

Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Слайд 7:

Чтобы помочь жителям выжить, издаётся книга с рецептами из огородных растений.

Рецепт. Слайд 8

Суп из ботвы брюквы с мукой3:

-Ботва брюквы -190г

-Мука -3г

-Лук-5г

-Соль-5г

-Специи-5г

-Жиры-0,03г

Этот рецепт - из книги "Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка её впрок". Издана она была в Ленинграде ценой 1 рубль.

Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.

  1. Читает ученица.

Из дневника ленинградской девушки Лидии Ильиной: « 2 января 1942 года. Второй день 1942 года начался для меня в абсолютной темноте. Масло в коптилке все догорело, и пришлось все делать ощупью. Раскрыла светомаскировку с окон и пользовалась лунным светом и спичками. Ужасом веет от современной жизни. Народ продолжает умирать. Сегодня попались мне навстречу четыре гроба. Ждем прибавки с 1 числа, но напрасно. Большинство людей ходят по улицам, как тени. Все чаще попадаются изнуренные восковые лица с опухшимиподглазниками. Лица закопчены сажей от всевозможных фитильков и коптилок. 5 января. Из продуктов осталось только 50 граммов чечевицы, две картофелины и сто граммов конопляного масла. Сегодня съем одну картофелину. Завтра - другую и масло с хлебом. Послезавтра - чечевицу. А потом буду сидеть на одном хлебе. Больше ничего нет. Потерять сейчас карточки - могила. Я не могу удержаться, чтобы не думать о том, что мое единственное спасение - это не делиться своими продуктами с отцом и матерью. Мне не нужно было бы стоять в очереди в магазин… Но это только мысли, недостойные, навязанные голодом… Я скорей умру, чем перестану им помогать. Как стыдно… Люди продолжают умирать».4 Слайд 9,10

  1. Рассказ ученика.

Из воспоминаний:

Вспоминается мне одно выступление в передаче "Говорит Ленинград" в конце сентября 1941года. В дни жесточайших артиллерийских и воздушных налётов выступление Анны Андреевны Ахматовой. Мы записывали её не в студии, а в так называемом "небоскрёбе", писательском доме, в квартире М.М. Зощенко. Не забыть мне, как через несколько часов после записи понёсся над вечерним, тёмно-золотым, на минуту стихшим Ленинградом глубокий, трагический и гордый голос "музы плача".Но она писала и выступала в те дни совсем не как муза плача, а как истинная и отважная дочь России и Ленинграда. Слайд 11

7. Читает ученица.

Она говорила…

"Мои дорогие согражданки, матери, жёны и сёстры Ленинграда… Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом - в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием… Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским…"5

  1. Рассказ ученика.

Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории города. Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды.

Захват Москвы предполагался уже после того, как падёт Ленинград. Враг окружил Ленинград со всех сторон. Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом. И стал готовиться к последнему штурму.

Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города - 9 августа 42-го года.

Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича!

Единственный в Ленинграде симфонический оркестр радиокомитета дал за годы блокады 160 концертов. Не стоит прикидывать в уме, много это или мало: каждый явился подвигом. Слайд 13

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". И действительно история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.

  1. Прослушивание фрагмента Седьмой симфонии, на фоне музыки ученики читают воспоминания очевидцев.

Ольга Берггольц вспоминает:

" В передачи нашего радио мы включили рассказ и выступление Дмитрия Шостаковича о том, как он пишет свою СЕДЬМУЮ СИМФОНИЮ. Слайд 12

А в марте 1942г. Она будет исполнена и названа и самим композитором и всей землёй ЛЕНИНГРАДСКОЙ.

Исполнена в осаждённом городе и кем? - нашим же радиокомитетским оркестром! Наши оркестранты почти не играли зимой - не хватало сил, не хватало дыхания, особенно духовым - "диафрагме не на что опереться". Оркестр таял. Некоторые ушли в армию, другие умерли от голода.

Трудно мне забыть серые зимние рассветы, когда совершенно уже свинцово отёкший Яша Бабушкин диктовал машинистке очередное донесение о состоянии оркестра: " Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти", -отчуждённым внутренним голосом диктовал он.

И всё-таки 9 августа 1942г. После долгого запустения празднично озарился белоколонный зал филармонии. Осаждённый город слушал Ленинградскую симфонию.

За дирижёрский пульт встал Карл Ильич Илиасберг - он был во фраке, в самом настоящем фраке, как и полагается дирижёру, и фрак на нём висел, как на вешалке, - так исхудал он за зиму…

Мгновение полной тишины - и вот началась музыка.

- И мы с первых тактов узнали в ней себя и весь свой путь, уже тогда легендарную эпопею Ленинграда.

- О. Берггольц: " Народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. А я глядела на него, маленького, хрупкого, в больших очках, и думала: "Этот человек сильнее Гитлера".6

- И мы, не плакавшие над погибающими близкими людьми зимой, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных, беззвучных горючих слёз, и мы не стыдились их…"

9. Рассказ ученика

Знаменитая тема первой части симфонии была написана Д. Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны - в конце 30-х годов или в 1940-м. В сентябре 1941 года, уже в блокированном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра.

Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

«Действительно, - вспоминал кларнетист Виктор Козлов, - включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране..

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Истории исполнения симфонии посвящён фильм Ленинградская симфония.

Солдат Николай Савков артиллерист 42 армии написал стихотворение во время секретной операции "шквал" 9 августа 1942 года, посвящённый премьере 7 симфонии и самой секретной операции.


  1. Ученик читает стихотворение.

Девятое августа сорок второго,
Площадь искусств, филармонии зал.
Люди города, фронта, симфонии строгой
Сердцем слушают звуки, прикрыв глаза.
Показалось на миг им, безоблачным небо,
Вдруг - в симфонию звуки грозы ворвались,
И сразу лица, полные гнева,
И пальцы до боли, в кресла впились.
И в зале колонны, как жерла пушек,
Нацелились в чёрную глубину,
Симфонию мужества, город слушал,
Забыв о войне, и вспомнив войну...
И не знали они, что, когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над городом фронтом, как гром величаво,
Другая симфония раздалась.
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город седьмую симфонию слушал,
И в зале шквал, и по фронту шквал.
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела площадь Искусств.

Николай Савков 09.08.1942.

11. Заключительное слово учителя.

Таким образом, планы фашистов на гибель города не состоялись. Силу духа ленинградцев и защитников города поддерживали деятели искусства своими произведениями.

И закончить классный час хочется словами Ольги Берггольц: " С чувством спокойной твердости пошла обратно в город. Я была также слаба, но я знала, что должна идти, жить и работать.

Я обдумывала свои передачи, и я знала, о чем они будут: о сегодняшнем дне Ленинграда, о себе, как одной из ленинградок, о том, что было главного с нами за эти месяцы войны, о том, что мы, голодные, теряющие самых близких людей, сами умирающие, мы любим жизнь и поэтому обязательно победим."

12.Звучит песня «Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать…» на стихи О.Мандельштама в исполнении Пугачевой А.




Список литературы.


  1. Ольга Берггольц, Ленинградский дневник, стихи и поэмы, 1941-1944

  2. Поэзия блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, Эдуард Асадов, Анна Ахматова и др. Поэмы о Ленинграде, Лен.газетно-журн. изд., 1947 год

3. Ольга Берггольц, Дневные звёзды, Советский писатель, Л., 1959

4. Большая Советская энциклопедия. - М.:Советская энциклопедия, 1972

5. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. - М.:Советская энциклопедия,1985

6. А. Прокофьев Избранное Ленинград, 1947 год. Издательство "Советский писатель". Стр. 27

7. Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка её впрок. Ленинград, 1942

8. Ася Сапир. «Мужество. Об одном стихотворении А.Ахматовой» М. 1976 г. с.84

na-strazhe.ru/архив-великой-отечественной-войны/города-герои-великой-отечественной-войны/город-герой-ленинград/

proza.ru/2010/04/23/1358




1na-strazhe.ru/архив-великой-отечественной-войны/города-герои-великой-отечественной-войны/город-герой-ленинград/

2А. Прокофьев Избранное Ленинград, 1947 год. Издательство "Советский писатель". Стр. 27

3Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка её впрок. Ленинград, 1942

4proza.ru/2010/04/23/1358

5Ася Сапир. «Мужество. Об одном стихотворении А.Ахматовой» М. 1976 г. с.84

6rus.ruvr.ru/2011/01/27/41484753/

14


© 2010-2022