"Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя (материал для беседы с учащимися; упражнения для снятия усталости)"

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во мно­гом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельнос­ти, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают орга­ны зрения и слуха, мышцы туловища, осо­бенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся воз­можность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток.

Время начала физкультурной минутки определяет учитель при появлении у школьников первых признаков утомления. Это наблюдается через 20-25 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвле­каться, теряют интерес, снижают рабо­тоспособность. Снять наступающее утом­ление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают уп­ражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и др.1.

Упражнения для снятия общего или локального утомления

Буратино

Буратино подтянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Лягушки

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Котенок

Котенок крадется (движение на цыпоч­ках).

Котенок бежит (движение с пятки на носок).

Котенок танцует (различные танцеваль­ные движения).

Упражнения для кистей рук

Аплодисменты

Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец пра­вой руки о мизинец левой и т.д. Выполняет­ся 15-20 с.

Бабочка (сказка)

Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизи­нец), потом - другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (сред­ний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

Гимнастика для глаз

Филин

Закрыть глаза на 3-4 с. Широко рас­крыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 с.

Веселые рожицы

Изобразить мордочки различных жи­вотных или сказочных персонажей (грима­са ежика - губки вытянуты вперед - вле­во - вправо - вверх - вниз, потом по кру­гу в левую сторону, в правую сторону).

Затем изобразить кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.

Рисование носом

Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длин­ным, что достает до таблички. Написать но­сом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

Задание можно конкретизировать в со­ответствии с темой урока.

Далеко - близко

Учитель называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 с - предмет, располо­женный близко. Учащиеся быстро отыски­вают предметы и называют их.

Упражнения, корректирующие осанку

Самокоррекция (упражнения выполня­ются стоя).

Выпрямиться; 1 - посмотреть налево; 2 - посмотреть направо; подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас!

Кузнечики (спина прямая, руки на поя­се).

Поднимают плечики,

Прыгают кузнечики (на носках легко)!

Выше, выше, высоко,

Ниже, ниже, низко (приседают).

Сели, посидели,

Травку покушали,

Тишину послушали.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Пред­ставьте, что вы вдыхаете аромат цветка...Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в «губку»: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Скороговорки музыкальные

Скороговорки использую для актуали-зации каких-либо орфограмм или как эле­мент дыхательной гимнастики. Нужно глу­боко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании, например: На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Музыкальный алфавит

А, б, в, г, д, е, ё;

Ж, з, и, й, к;

Л, м, н, о, п, р, с;

Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ;

Мягкий знак и твердый знак, э, ю, я!

Наизусть весь алфавит знаю я!

Дыхание переводим после каждой строчки;

дыхание переводим через строчку;

дыхание переводим после произнесения всего алфавита под музыкальное сопровож­дение.

Повторить несколько раз.

Умение поддерживать состояние актив­ности учащихся - важный критерий оцен­ки здоровьесберегательного аспекта ис­пользуемых учителем педагогических тех­нологий.

Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебни­ком (устно и письменно), творческие зада­ния. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распре­деление ее во времени достигается благо­даря применению гибких вариативных форм построения системы учебного про­цесса.

Не менее важным является эмоциональ­ный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Учитель без чувства юмора лишается своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уро­ке стоят не меньше, чем проведение физ­культминутки. Добрый смех - мощный

противовес подкрадывающемуся состоя­нию утомления. Несколько уместных и ум­ных шуток в течение урока, забавная скоро­говорка - показатель его качества, крите­рий для оценки.

Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образо­вание, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Прин­цип «Не навреди!» должен стать основопо­лагающим в работе не только врачей, но и педагогов.





Твое здоровье

Материал для беседы с учащимися

В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами».

Золотник - это примерно вес одной двухкопеечной монеты, а пуд - шестна­дцать килограммов. Это значит, стать здо­ровым можно постепенно, а потерять здо­ровье можно сразу. Здоровье - одна из главных ценностей жизни, источник радос­ти. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи. Плохое здо­ровье - причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Что яв­ляется ценным для человека - богатство или слава? Один из древнейших филосо­фов ответил на этот вопрос так: «Ни богат­ство, ни слава не делают человека счастли­вым. Здоровый нищий счастливее больно­го, но богатого короля». Как вы думаете, прав ли философ? Почему?

Сегодня мы выясним, как каждый из вас относится к своему здоровью, знает ли ос­новные правила и регулярно ли их выпол­няет.

1. Ты сел и раскрыл книгу. Правильно ли ты сел? Найди на рисунке мальчика, ко­торый правильно сидит за столом.

А теперь вспомним три важных правила:

  • Проверь положение ног. Они должны
    опираться под столом о пол, скамеечку
    или подставку.

  • Проверь расстояние от глаз до тетради.
    Поставь руку, согнутую в локте, на
    стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска.

  • Это пра­вильное расстояние.

• Между краем стола и грудью должен проходить кулак.

На стройного человека приятно смот­реть. Но не только в красоте дело. У строй­ного человека правильно формируется ске­лет, хорошо развиваются мышцы; при стройной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Сутулый человек даже ростом кажется меньше.

Если ты решил стать стройным, то без зеркала не обойтись. Оно - твой первый помощник. Постарайся хотя бы мельком посмотреть в зеркало дома и в школе: прямо ли ты держишься или сутулишься?

Рюкзак, с которым ты ходишь в школу, будет способствовать выработке красивой осанки. Проверить осанку просто: присло­нись к стене затылком, лопатками и пятка­ми. Отойди от стены и постарайся сохра­нить такое положение.

Сшей маленький мешочек и заполни его песком. Ношение такого мешочка на голове способствует выработке осанки.

Почему один ученик успевает уроки приготовить, в спортивной секции позани­маться, с друзьями погулять, да еще книж­ки почитать и дома помочь, а у другого только обещания: завтра, завтра, завтра...

Есть у наших «успеваек» три секрета.

Секрет первый.

Перед тобой лежит листок со словами. На нем зашифрован первый секрет. Собери

первые буквы каждого слова, и ты узнаешь его: волк, заяц, яблоко, лиса, сок, яхта, зима, абрикос, дом, ель, лимон, осёл, ноль, енот, обруч, тыква, вилка, лось, Емеля, каток, ар­буз, йод, сахар, ярмарка. (Ответ: Взялся за дело - не отвлекайся.)

Учишь уроки - не смотри по сторонам. Решил маме сделать сувенир - собирай его. Идешь в магазин - сначала сделай покуп­ки, а уж потом играй с товарищами.

Секрет второй.

Расставь буквы по порядку, и ты узна­ешь его.

5

7

14

1

11

6

2

10

4

9

3

8

13

12

И

0

Д

С

В

ш

ы

А

Б

Л

Е

Р

Т

(Ответ: Делай всё быстро.)

Секрет третий.

Отгадай загадки и по первым буквам от­ветов собери третий ответ.

Целых 25 зубков для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Расческа.)

Исполнитель песни «Улыбка» («От улыбки...»). (Енот)

Завязал глаза я Юрке - мы играем с братом в... (Жмурки)

Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет. (Иголка)

Гладко, душисто, моет чисто, нужно, чтоб у каждого было... (Мыло)

Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча. Дождик льется с потолка мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый, на полу не видно луж. Все ребята любят... (Душ)

Всю жизнь ходят, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

(Ответ: Режим дня.)

Вы правильно раскрыли три секрета «успеваек». Постарайтесь их выполнять каждый день, чтобы не пополнять ряды «неуспеваек».



© 2010-2022