Дискуссионный клуб со старшеклассниками на тему Семейная азбука

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дискуссионный клуб для старшеклассников

«Новое поколение»

Тема: Семейная азбука»

Цель: воспитание у школьников чувства ответственности к планированию будущих семейных отношений.

Задачи:

  1. Вооружение учащихся актуальной информацией по проблеме брака и семьи.

  2. Воспитание уважительного отношения к понятию «семья»

  3. Обретение первичного опыта преодоления противоречий и проблем, неизбежных при построении семейных отношений.

Форма проведения: дискуссия с элементами беседы, рассказа.

I. Открытие клуба. Актуализация дискуссионного клуба.

- Дорогие ребята, сейчас вы находитесь в том периоде, который называется трудным, переходным. Вы замечаете, что у вас изменился характер, вам кажется, что родители, учителя по отношению к вам проявляют излишнюю опеку, не понимают многие ваши действия и поступки, читают скучные нравоучения и никак не хотят понять, что вы уже взрослые. Все это оттого, что вы вступаете в новую полосу жизни - половую зрелость. Пока вы дети, но не горами взрослая жизнь, с ее трудностями, взлетами и падениями, успехами и неудачами.

Нередко, считая себя взрослыми, в этот период вы совершаете поступки, ошибки, от которых потом сами страдаете. Помните, что настоящая зрелость еще не наступила, и перед вами - новым поколением, знающим, что такое компьютер, сотовая связь, Интернет, встают вечные вопросы о дружбе, о любви, о выборе профессии, о будущей семейной жизни. И наша задача помочь вам разобраться в трудных вопросах взрослой жизни, по возможности оградить вас от ошибок, от которых никто не застрахован.

Хочу привести слова известного канцлера Бисмарка, который как-то заметил: «Только дураки учатся на собственных ошибках. Умные люди должны учиться на ошибках других, с тем, чтобы не повторять их».

Итак, мы открываем клуб «Новое поколение»

Эпиграф: «Может, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею»

Задачи нашего клуба:

  • Подготовка к «Взрослой жизни» через обсуждение острых моральных, социальных проблем

  • Формирование умения вести дискуссию, высказывать свое мнение и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование;

Законы клуба:

1. Умей слушать, не перебивай говорящего.

2. Не молчи: обсуждай, доказывай.

3. Уважай мнение другого.

Вести заседания нашего клуба будет ведущий зам дир по ВР. Основными участниками заседаний будут спикеры - это могут быть индивидуальные участники или команды-участницы, задача которых принять активное участие в обсуждении поставленных проблемных вопросов. Зрители также могут принять участие в дискуссии. Кроме того, обязательными участниками наших встреч будут эксперты из числа учащихся и взрослых, которые будут оценивать ход дискуссии, деятельность спикеров и делать основные выводы по результатам дискуссии.

II. Объявление темы первого заседания. Вступительное слово.

Тема нашего первого заседания - «Семейная азбука». Почему именно эта тема избрана первой для обсуждения. Семья - это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Все вы являетесь членами семей в настоящем - семей, созданных вашими родителями, все вы будете членами семей в будущем - семей, созданных вами. Семья имеет большое значение в жизни человека и сегодня мы в этом убедимся.

Отрывок из стихотворения Э. Асадова (читает родитель)

Да. так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли.

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить

И побывать в «стариках» и «предках».

Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей и без него люди создают семью.

Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной - покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

III. Ход дискуссии.

1 этап дискуссии. «За и против»

Большинство людей на Земле живут в браке, имеют семью, заботятся о своих детях, престарелых родителях. Но есть люди, которые считают, что семья совсем не обязательна, можно прожить жизнь и без нее. Сейчас мы обсудим эти точки зрения. Для этого одна команда-участница, сидящая слева исполнит роль сторонников семейного образа жизни, а сидящая справа - роль ее противников. Команды поочередно произносят аргумент «за» и доказывают свою точку зрения.

Игра со зрителями


Вариант «за»

Вариант «против»

Все люди вступают в брак, так исторически сложилось. В этом мудрость многих поколений

Да, но по статистике более половины вступающих в брак расходятся. Может быть лучше уберечь себя от таких ударов судьбы

В брак люди вступают по любви, и это настоящее счастье

Да, но как сильно ненавидят друг друга люди после развода. Люди теряют квартиры, деньги, нервы. Что же в этом хорошего.

Семья - это гарантия благополучной старости - дети заботятся о своих престарелых родителях

Да, но сколько стариков, имеющих детей, доживают свою жизнь в одиночестве

Семью украшают дети. Они наше продолжение, наша гордость.

Да, но когда они рождаются, человек перестает жить для себя и превращается в машину для зарабатывания денег.

Давайте рассмотрим такие утверждения (1. 4 из таблицы)

А какую позицию в обсуждаемом вопросе занимают ваши родители?

Ответы родителей на вопрос анкеты: «Что в вашей жизни означает семья?»

2 этап дискуссии. «Мы выбираем, нас выбирают»

- Что же предшествует созданию семьи?

- Связующей основой семьи является любовь.

Послушайте сказку, которую однажды услышал В.А. Сухомлинский от своей бабки Марии и адресовал ее потом своей дочери в «Письмах о любви».

«… Когда бог создал мир, он научил все живые существа продолжать род свой. Послал бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине горсть зерна. «Живите и продолжайте род свой, - сказал бог. Приду через год, посмотрю, как тут у вас».

Приходит через год бог к человеку Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ним созревают хлеба на ниве, а в колыбели ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на алое небо, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля - прекраснее всего, что слепил и смастерил бог. Бог подошел к мужчине, прикоснулся к его плечу своей старческой рукой и стал просить: Научи меня любить человек".

Мужчина даже не заметил прикосновения божьей десницы. Он смотрел в глаза женщине. «Ах, так! Значит, ты не хочешь научить меня любить, человек: будешь же ты помнить меня! С этого мгновения старей! Каждый час в жизни пусть уносит по крупинке твою молодость и силу. Превращайся в развалину, а приду через 50 лет и посмотрю, что останется в твоих глазах, человек».

Пришел бог через 50 лет. Видит, вместо шалаша стоит изба рубленая, на пустыре сад вырос, на нивах пшеница созревает, дочери пшеницу жнут, а внуки на лугу играют. У избы сидят старик и старушка, смотрят то на алую зарю утреннюю, то друг другу в глаза. И увидел бог в глазах мужчины и женщины красоту еще более могущественную и величественную. Увидел не только Любовь, но и Верность. «Мало тебе старости, человек? Так умирай же, умирай в муках и угоди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что превратиться твоя любовь».

Пришел бог через три года. Видит, сидит старик над маленьким надгробным холмиком, глаза у него грустные, но в них еще более могучая, непостижимая и страшная богу человеческая красота. Уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел бог. «Дай мне, человек, эту красоту!». «Не могу, - ответил человек. - Она достается слишком дорого. Ее цена - смерть, а ты, говорят, бессмертен». «Получай бессмертие, получай молодость, только отдай мне любовь». «Ничего мне не надо. Ни вечная молодость, ни бессмертие не могут сравниться с любовью», - ответил человек.

- Какие чувства у вас возникли после прочтения данной сказки?

Большинство из вас представляет, что вот увидите человека, войдете с ним в зрительный контакт, и снизойдет на вас озарение - вот он или она. И воцарится любовь. Но уже на пути выбора молодой человек сталкивается с трудностями. Давайте с вами рассмотрим несколько житейских ситуаций, связанных с близкими отношениями девушек и молодых людей.

Ситуация первая. В одну девушку влюблены два друга. Что им следует делать?

Обсуждение.


Ситуация третья. Два старшеклассника - девушка и парень - дружат. У них на самом деле хорошие отношения, общие друзья и одни интересы. Но родители обоих настроены очень отрицательно к этой дружбе. Что делать ребятам?

Обсуждение


Дорогие ребята, вашему возрасту свойственна влюбленность. Это может быть еще не серьезное чувство, но к любому чувству нужно относиться бережно. И не надо торопить события - у вас все впереди - и настоящее чувство, и успех, и счастье. А пока лишь первые пробы. Так постарайтесь, чтобы они были удачными.

Надеюсь, что в этом вам помогут несколько советов:

Советы юношам (читает ученик)

  1. Не критикуйте слишком часто свою подругу, а комплименты говорите постоянно.

  2. Не мучайте свою избранницу ревностью

  3. Регулярно звоните или пишите ей письма, если случится уехать.

  4. Назначив свидание, приходите своевременно. О том, чтобы договориться и не прийти, не может быть и речи. Это просто не по мужски и наглядно свидетельствует об отсутствии чувства ответственности и надежности.

  5. Женские капризы не стоит принимать всерьез. Лучше сказать: «Я вижу, что ты сегодня не в духе, может быть, встретимся в другой раз?» Обычно такие слова действуют магически.

  6. А теперь о том, что касается обоих. Разрыв редко бывает окончательным, если конфликт произошел впервые. Обычно события принимают роковой оборот, когда ссоры превращаются в систему. Только в таких случаях не стоит стремиться все уладить.

Советы девушкам (читает ученица)

  1. Основное и незабываемое во все времена правило, которого должны придерживать девушки в своих отношениях с юношами, - заботиться о своем человеческом достоинстве, девичьей чести. Легкомысленные поступки для них оказываются иногда роковыми, меняющими всю жизнь. Юноши относятся без уважения к легкомысленным девушкам, хотя и ищут встречи с ними.

  2. Не унижайте любимого, не позволяйте оскорблять и ваши чувства.

  3. Не говори своему избраннику, что без него скучаешь. Особа, которая скучает, малоинтересна.

  4. Не повторяй без конца: «Ты меня уже не любишь» - в этом можно убедить. Не будь слишком подозрительной - это отталкивает и надоедает.

  5. Не расследуй, где твой избранник был вчера. Брошенное даже однажды слово «врешь» может привести к тому, что юноша будет в будущем врать.

  6. Не паникуй, если любимый пока не обнаруживает своего намерения жениться. Во всяком случае, не показывай это. Торопливость в таких случаях губительна.

3 этап дискуссии «Семейные трудности».

Вряд ли кто-то вступая в брак, думает о том, что в его семье будут различные неприятности. А ведь они неизбежны. Поэтому вы должны постараться к ним подготовиться.

Итак, каждая команда должна представить перечень основных затруднений в семейной жизни.

Возможный вариант представления результата:

  • Недостаток денег.

  • Отсутствие своего жилья.

  • Вмешательство родителей.

  • Сексуальные затруднения, несовместимость

  • Ограничения в общении с друзьями.

  • Необходимость мыть посуду.

  • необходимость родителей мужа или жены называть «мама», «папа».

  • Вредные привычки.

Давайте сопоставим ваш перечень с ответами родителей на вопрос «Что более всего мешает семейному счастью?».

4 этап дискуссии «Формула семейного счастья».

И, несмотря на эти трудности, каждый мечтает о счастливой семье.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Чем же они похожи? Каковы признаки счастливой семьи.

Каково видение родителями того, что есть самое главное для счастья семьи. (ответы родителей)

«Достаток. На нем все держится»

«Наверное, любовь»

«Уважение. Ведь любовь проходит»

«В счастливой семье люди делают все вместе, это важно»

4. Подведение итогов.

Я попрошу командам -участницам сделать выводы по сегодняшнему мероприятию

Выступление экспертной группы.

Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем. Н.Шамфор

  • Пусть ваш брак, пусть ваше семейное счастье основывается на любви.

Верная любовь помогает переносить все тягости. Ф. Шиллер

  • Ничто не может сравниться с любовью. Пусть любовь и верность помогают вам переносить все семейные невзгоды.

  • Я желаю вам, искать заветную формулу семейного счастья и обязательно ее найти. Для этого не надо спешить. Будьте настойчивы в своем поиске, требовательны, и в первую очередь - к себе.

Любви вам, в ваших семьях!




© 2010-2022