Классный час: Я-гражданин России!

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Казаковская СОШ

Классный час, посвященный 20-летию Конституции

Российской Федерации:

«Я-Гражданин России!»

Участники-учащиеся 7 класса

Подготовил: учитель истории и обществознания

Мохова Н.С.



2013 год

Классный час :«Я - гражданин России!»

(аннотация)

способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.

Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм.

Педагогическая ценность также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.

Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии.

Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: Мероприятие «Я - гражданин России носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, истории, литературе, музыке.

Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.

Цель:

-ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России;

Задачи

• Обучающие:

повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;

овладение технологией работы в группах.

• Развивающие:

развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.

• Воспитательные:

формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;

воспитание и развитие личностных компетенций.

Оформление:

1. Школьная доска с темой урока;

2. Установка мультимедиа;

3. Презентация к уроку;

4. Раздаточный материал;

I.Показ видеоролика «Вступление Путина В.В. на должность Президента»(6 мин)

II. (основная часть)

  1. Родина - это дом, в котором мы живём и русская берёзка, это место где ты родился и вырос, где всё в ней для нас родное. Слайды 2,3,4)

Наша Родина - это наша страна. Россия в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей ( В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках.) Столица нашей Родины - г. Москва.

А ещё нашу Родину называют Отечеством. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родина, Отечество самое драгоценное и святое, что есть в жизни человека. Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, любви к ней обыкновенными словами. Не потому ли такое множество прекрасных стихотворений посвятили ей поэты, так много песен сложил народ. А ещё Родину называют матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от врагов. (дети читают стихи)

( слайды 5-15)- Да, все мы - жители замечательной, богатой страны. Наша Родина - Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом - самые дорогие слова для русского человека Русь - "голубая" и "златая", "деревянная" и "полевая", "задремавшая" и "буйственная". Это "край дождей и непогоды" и край "разливов грозных тихих внешних сил".

Учитель читает стихотворение "За селом на рассвете…",

За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: "Где ты силы берёшь?"

Где берёшь ты отвагу и свою красоту?

Соловьиные зори, синих рек чистоту?

За селом, на рассвете, где колышется рожь,

Я спросил у России: "Где ты счастье берёшь?"

"Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,

Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!"

-Послушайте одну историю:

Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе - выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего - на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась - и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

-Давайте подумаем: когда так говорят?

(дети отвечают)

-Почему же человек заскучал?

(выслушиваются ответы детей)

-Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

Такое состояние называется - «ностальгия». Ностальгия - это тоска по родине.

-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?(дети отвечают)

Выступление ученика- рассказ «Русь»).(Фабулова А.) (СЛАЙД 16-18)

2)И мне бы хотелось наш сегодняшнюю беседу назвать "Я-гражданин России! "

У каждой страны есть свои символы - какие? (герб,гимн,флаг,столица,Конституция) (СЛАЙДЫ 19-20)

В 2013 году Флаг России отмечал своё 308-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет - мир, чистота совести. Синий - небо, верность, правда. Красный - огонь и отвага).

Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл.

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти -исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.

Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)

Гимн. Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1. Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.

Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался «Молитва Русских».

В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн «Боже, царя храни!» и был до 1917 г.

В 1917 г. Ленин предложил использовать «Интернационал»

В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь»

После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова.

Вывод: Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость.

А как называют людей, живущих в нашем государстве? В юридическом смысле «гражданин»--это человек, который обладает правилами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Граждане все равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, образования, языка, вероисповедания.

Обязанности:

1. соблюдать законы России

2. уважать права и свободы других людей

3. защищать Отечество

4. платить налоги

5. сохранять природу

6. заботиться о детях

7. заботиться о сохранности исторических и культурных памятниках

Гражданин - это тот, кто обладает:

• чувством собственного достоинства

• внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину

• уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти

• способностью воспринимать свои права как обязанности, и свои обязанности.

Так кого же называют гражданином? (Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.):

1. гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

2. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.

3. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

(ответы детей)

-Почему 3 вариант ответа не выбрали?

(Обсуждение учащихся).

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

3)Все права и обязанности гражданина определены в главном документе нашего государства - Конституции России. (слайд 21)

День Конституции РФ отмечается 12 декабря, а 19 сентября 1994 года праздник стал государственным. Конституция -это основной закон государства. В нем записаны правила, по которым живут жители России и мы с вами тоже. Одна из глав называется «Права и свободы человека и гражданина».

? Как вы думаете о чем написано в ней? (В ней записаны наши права, свободы и обязанности).(слайд 22)

? Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (Мы имеем право на жизнь, право выбирать профессию, на отдых, жилье и т. д.)

? Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства? (Свобода слова, вероисповедания и совести).

? А каковы обязанности гражданина? (Охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду).

Основная работа ведётся вокруг Преамбулы Конституции Российской Федерации: (учитель зачитывает) «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Прорабатывается правовой статус такого понятия, как «многонациональный народ России» (см. также статью 3.1 Конституции Российской Федерации).

Основные вопросы для обсуждения: Кто такие россияне и что их объединяет? Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»? Что означает выражение «соединённые общей судьбой на своей земле»? Что такое гражданский мир и согласие? Какие права и свободы имеются у всех граждан России? Что означает фраза «принять судьбу Отечества как свою личную? Известны ли вам такие соотечественники? Что такое национальные ценности?

Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын (фото известных деятелей на слайдах № 18-23). Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения. Вот как говорил М. В. Ломоносов: (слайд 23-29).

4) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

















© 2010-2022