«Воспитательный потенциал системы общего развития Л. В. Занкова»

«Воспитательный потенциал системы общего развития  Л.В. Занкова»   Из педагогической концепции Л.В. Занкова  следует, что высокоэффективной можно считать такую систему обучения, которая, прежде всего, способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивает их благополучие в процессе обучения их психически комфортное каждодневное состояние, счастливое проживание ими своего детства. Как же обучая ребенка воспитать образованного счастливого человека?   Народная ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.Н. Тимофеева,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Декабристов»

г. Ялуторовск Тюменской области

«Воспитательный потенциал системы общего развития Л.В. Занкова»


Из педагогической концепции Л.В. Занкова следует, что высокоэффективной можно считать такую систему обучения, которая, прежде всего, способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивает их благополучие в процессе обучения их психически комфортное каждодневное состояние, счастливое проживание ими своего детства.

Как же обучая ребенка воспитать образованного счастливого человека?

Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». С системой Занкова я знакома четвертый год, сначала в качестве родителя, а теперь и педагога. И каждый новый день убеждает меня в том, что эта развивающая система обязательно оставит неизгладимый след в судьбе каждого ребенка.

В целостном процессе общего развития, как в воспитательной работе, так и в учебной, совместная деятельность учителя и учащихся, направлена на привитие умений и навыков самостоятельной деятельности, на воспитание воли, на формирование нравственных чувств, убеждений и представлений о нормах поведения. И от того насколько умело и правильно усваиваются детьми эти нормы и правила зависит будущая успешная жизнь каждого маленького человечка.

На сегодняшний день современному обществу требуется самостоятельный, свободно-мыслящий, инициативный и коммуникативный человек. Поэтому учителю сегодня необходимо обеспечить ребенку такое образование, при котором он сам будет субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка, развитие его личности. А свобода, самостоятельность и любознательность являются необходимым условием его развития как личности.

Именно на «занковских» уроках каждый ребенок чувствует себя свободно, имеет возможность высказать свои мысли, чувства, получить ответы на вопросы.

Чтобы научить детей свободно общаться, высказываться, иметь широкий кругозор и уметь осмысливать, обобщать полученную информацию четвертый год ведущей задачей обучения моих учащихся является развитие речи во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия и во всех ее формах: внутренней и внешней. Задача эта решается при создании условий постоянного обогащения содержательности речи и ее правильности через общение с интересными людьми, при чтении различной литературы, посещения музейных и библиотечных уроков и развития мотивации речевой деятельности. С целью развития мотивации к творчеству я предлагаю попробовать, попытаться написать рассказ, мини-сочинение, сказку, стихотворение, хокку и т.д., даю право выбрать понравившуюся из предложенных тем, а затем хвалю любые творческие проявления. Главное - пробудить у детей внутреннюю потребность в творчестве, в общении, желании поделиться своими чувствами, мыслями.

К концу четвертого класса большинство моих воспитанников научились превращать свои мысли в слова, научились думать и рассуждать, на определенном уровне освоили культуру общения. Они могут вести беседы на любые темы. Одни очень оживленно и непосредственно, а некоторые слегка стесняясь. Могут говорить конкретно и не очень. Но говорят все. И я, как педагог предоставляю простор для высказывания и наблюдаю за эмоциональными особенностями детей.

Подготовка сообщений, докладов на различные темы: «Мой любимый писатель», «Великие художники», «У нас в городе новый памятник», «Время рыцарей и замков», «Петр Великий», «Город Декабристов» требует от ребят ответственности, целеустремленности, требовательности к себе, усидчивости и воспитывает позитивное отношение к учебе.

На уроках русского языка дети с удовольствием пишут сочинения, через которые воспитываются различные качества: чувства юмора, переживания, сострадания; доброта и отзывчивость. Например, в сочинении по картине В. Г. Перова «Тройка» дети сопереживали, сочувствовали, жалели своих сверстников. «Грустная, печальная картина», «Если б я был родителем, то никогда не отдал своих детей на такую работу», «Невозможно детям выдержать такой труд», «…в их глазах печаль…». Работа по различным картинам не только формирует умение составлять текст-описание, письменно выражать свои мысли, но и воспитывает различные эмоциональные чувства и эстетический вкус. Практически на каждом уроке русского языка ведется работа с пословицами. Рассуждая и объясняя их смысл, глубже понимается многообразие и богатство родного языка. Кроме того, через мини-сочинения мы переносим смысл пословиц в обыденную, реальную жизнь. С удовольствием дети сочиняют загадки, причем предметом своих загадок берут вещи, с которыми сталкиваются дома, в школе, на прогулках и на природе.

В школе мы сидим за ней

Спинки держим все ровней (парта)

По зеленому полюшку

Бежит белая дорожка (мел и доска)

У него четыре лапы и усы как у папы.

Любит ласку он с пеленок,

Как зовут его? (котенок)

Выполняя любую творческую работу, ребята получают возможность раскрыть свои способности. Лучшие работы зачитываются и выставляются в классе и на родительских собраниях.

Отломили ветку у березы

И она заплакала.

Сок- это слезы. (Елохина Валерия)

На деревьях листья облетели,

Лес стал совсем голый.

Так осень показывает свою силу. (Камнев Саша)

Улетели птицы в тёплые края.

Жёлтою листвою покрылась вся земля.

Стали дни короче, солнца не видать.

Похолодали ночи, будем снега ждать.

Скоро, очень скоро к нам придёт зима,

Закружат метели, наступят холода.

Но зиму мы не гоним, пусть она идёт,

Вместе с ней приходит

Любимый Новый год! (Ермачкова Юлия)

Я не брошу друга никогда,

Ведь без друзей мы никуда.

Друзья помогут, объяснят,

Везде поддержат и простят. (Тороян Татевик)

Наши родители, понимая важность системы общего развития, стараются активно вовлекать своих детей в самую разнообразную деятельность и сами являются заинтересованными участниками жизни класса. Мы постоянно организуем совместные экскурсии, различные поездки, проводим праздники. Большую поддержку родители оказывают в подготовке докладов и сообщений. Увлеченно вместе с детьми, разыскивают нужные материалы в справочной и энциклопедической литературе.

В городском конкурсе сочинений о родном городе мы заняли первое место. Сейчас идет подготовка исследовательских работ на «Конференцию первого доклада». Многие ребята имеют в классе звания «Лучший чтец», «Лучший сочинитель».

Ребята с удовольствием занимаются в кружках и спортивных секциях, учатся в музыкальной и художественной школах, занимаются в школьной студии «Танцевальный рай». В нашем классе есть кандидат в мастера спорта по акробатике, мы участники городского конкурса бальных танцев, авторы рисунков к сборнику «Ялуторовская азбука», мы являемся лауреатами школьного конкурса «Осенние таланты».

Дружно, всем классом ходим на каток, в походы, на экскурсии по предприятиям и по нашему историческому городу. Дети узнают очень много о родном крае, учатся гордиться городом, в котором живут. В них воспитывается чувство патриотизма и любви к Отечеству, пробуждается интерес к истории и чувство ответственности за свою малую родину.

Благодаря созданному воспитательному пространству в классе, где ребятам хорошо, интересно, где они заняты увлекательными делами, они чувствуют себя защищенными, уверенными.

По результатам анкеты родителей отмечается, что у 61% детей проявляются целеустремленность и настойчивость, способность к волевому напряжению наблюдается у 89%учащихся, умеют эффективно организовать свою деятельность 67% четвероклассников.

Обучение и воспитание по системе общего развития позволит ребятам быть самостоятельными и успешными не только в учёбе, но и в жизни. Ведь именно в начальной школе ребёнок учится управлять своими эмоциями, воображением, памятью, восприятием, мышлением. А это значит, что его действия приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы, а духовная жизнь становится богатой, разносторонней, интересной.

© 2010-2022