Классный час на тему Гражданином быть обязан?

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: «Гражданином быть обязан?»

Автор: Запека О.И.

Цель: Способствовать более широкому распространению знаний в области прав человека; что права не существуют без обязанностей.

Выявить отличия прав ребёнка от прав взрослых.

Продолжать развивать умение работать в малых группах, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Форма работы: командная. Команды выполняют задания, побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

Эпиграф

«Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин»

(В.Г. Белинский, русский критик)


Ход:


Вступительное слово учителя:

Сегодня большое внимание уделяется изучению прав ребенка, ознакомлению его со своими обязанностями, формированию у него гражданской позиции. И главная цель всего этого - воспитание гражданина своей страны.

-Кто же такой гражданин? Как вы понимаете это слово?

-это человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, имеющий гражданство данного государства, это нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой, неравнодушный к проблемам общества, политически активный.

Сегодня мы постараемся понять, что такое быть гражданином, обязательно ли им быть или нет и можно ли считать вас гражданами страны, т. е знаете ли вы свои права и обязанности и обладаете ли вы теми качествами, которыми должен обладать гражданин.

1 конкурс «Символы страны»

Государственный флаг. Команды должны нарисовать правильно государственный флаг России. Правильный ответ - 1 балл.

Государственный гимн.

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке всех трех куплетов Государственного гимна России. Необходимо сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет гимна и припев.

За правильный ответ- 2 балла.

Государственный герб.

Командам предложены изображения несколько гербов. Они должны определить города или страны к которым относятся эти гербы.

За правильный ответ- 3 балла.

2конкурс «Государственная власть»

Учащиеся выполняют тест. За правильный ответ- 1 балл.

1.Конституция -это

1) идеологическая программа государства 2) кодекс законов

3) основной закон государства 4) программа общественного развития

2.Какой источник права закрепил название государства Российская Федерация - Россия?

1) указ Президента РФ 2) Конституция РФ

3) федеральный закон РФ 4) постановление Правительства РФ

3. Парламент России называется:

1)Совет Федерации 2) Федеральное собрание

3) Государственная дума 4) Верховный совет

4. Суды в России

1) принимают законы 2) проводят выборы в стране

3)вершат правосудие в России

4) являются государственный органом, определяющим виновность или невиновность лица.

5. Президент РФ является:

1) главой государства 2) главой правительства РФ

3) главой парламента РФ 4) Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

6. Кем является Путин В.В.

1) главой государства 2) главой правительства РФ

3) главой парламента РФ 4) Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

3 конкурс «Преступление и наказание»

Уголовное наказание

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены разные формы наказаний. Необходимо выбрать наказания, которые предусмотрены Уголовным Кодексом.

-лишение свободы, ссылка, высылка, штраф, четвертование, избиение плетьми, смертная казнь, бессрочная каторга, конфискация имущества,

Предупреждение, строгий выговор, исправительные работы, предание публичному позору, возмещение морального ущерба, лишение прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Возраст и преступления.

Командам предлагаются еще и карточки с возрастом - 12 лет, 14 лет, 18 лет и карточки с перечислением преступлений-

Убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, вымогательство, получение взятки, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, изнасилование, кража.

Задания командам соотнести преступление, возраст и наказание.

Правильный ответ- 4 балла.

Обстоятельства

Команды получают карточки:

  1. отягчающее обстоятельство

  2. смягчающее обстоятельство

  3. освобождает от ответственности

  4. никак не учитывается

Я перечисляю различные обстоятельства совершения преступления, а команды поднимают соответствующие ми карточки.

1) совершение преступления в группе

2) явка с повинной

3) несовершеннолетие виновного

4) необходимая оборона

5) совершение преступления в состоянии опьянения

6) наличие заболевания у обвиняемого

Правильный ответ - 2 балла.

4 Конкурс «Гражданин России»

Права и свободы граждан

Команды получают карточки с заданиями. Задача команд: Вписать права персонажей, которые нарушены в сказках.

1)В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина на что посягнула царевна приказав Чернявке увести принцессу и бросить ее связанной в лесу …….

2) В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина какое право охранял пес Соколко, не пуская старуху в дом……

3) На примере персонажей из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» определите нарушение прав ребенка.

«Какой красивый цветок!» - воскликнула женщина и поцеловала прелестные лепестки. Но не успела она их поцеловать, как в цветке что- то щелкнуло, ион весь раскрылся. В его чашечке, не зеленом пестике сидела крошечная девочка, ростом не больше дюйма. Поэтому ее назвали Д.ймовочкой. «Вот славная жена для моего сынка», - квакнула жаба и, схватив скорлупку, выпрыгнула через окно в сад».

4) лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка -путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

5) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на…..(личную неприкосновенность)

6) Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на (неприкосновенность жилища)

7) Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…. (владение имуществом)

8) В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на… (жизнь и личную неприкосновенность)

9)Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и о работнике его Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…. (труд)

10.В сказке К. Чуковского «Айболит» доктор Айболит лечил всех животных и помогал им, реализуя их право на…. ( охрану здоровья и медицинскую помощь)

За правильно выполненное задание -5 баллов

Обязанности граждан

Команды получают листки с перечнем обязанностей. Их задача: отметить те, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в конституции нашей страны.

(соблюдать законы, платить налоги, состоять в рядах какой-либо партии, быть членом профсоюза, работать на предприятии, защищать отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры, учиться, получать образование.

За правильно выполненное задание - 2 балла

Кто поможет гражданину?

На доске написаны названия разных организаций: адвокатура, прокуратура, милиция, нотариат, суд, органы опеки.

Командам раздаются карточки с ситуациями. Их задача: куда и как грамотно обратиться для решения своей проблемы.


  1. Восьмиклассника Сидорова постоянно избивают родители-алкоголики.

  2. Иванова продержали семь часов в милиции, проверяя документы.

5 конкурс «Черный ящик»

Узнайте, что в черном ящике.

-Это волнует людей во многих странах мира. С этим в цивилизованных странах нельзя приходить на работу, не пускают в общие вагоны поездов, салоны самолетов. Это обсуждают депутаты Государственной думы РФ, и хотят запретить в школах, вузах, кинотеатрах.

Что за предмет лежит в черном ящике? (сигарета)

6. Конкурс «Правовые заморочки» «Ребенок тоже человек»

Команды по очереди вытаскивают листочек с заданием и отвечают. Правильный ответ- 1 балл.

1. Нецензурная брань учащегося в школе - это издержки воспитания или противоправное деяние?

(Ко АП, статья 158, мелкое хулиганство)

2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?

(УК, статья 20)

3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе?

(УК, статья 20)

4. До какого возраста человек является ребенком?

5. С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, статья 57, с 10 лет)

6. Кто пользуется преимущественными права в отношении детей - мать или отец?

(СК, статья 61. равенство прав родителей)

7. Может ли 12 -летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения?

(СК, статья 60, с согласия родителей)

8. На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?

(на родителей)

9. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

(Да. Он может быть призван полностью трудоспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители за него ответственности не несут. КЗОТ. Ст. 173)

10. Могут ли 13 -летние подростки укравшие магнитофон ли телевизор попасть под уголовное наказание?

( Нет. Угол. Ответствен-ть 16 лет, за тяжкие - с 14 Ст 5. УПК. В этом случае уголовное дело не возбуждается, а предается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.)

Подведение итогов. Желательно высказаться обеим командам по игре, что узнали нового, что хорошо знали и по их мнению можно ли их смело уже считать гражданами России.

5

© 2010-2022