Программа внеурочной деятельности Путешествие по родному краю

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа - интернат поселка Ефимовский»

ПРИНЯТО

Методический совет

Протокол №

от 27.08.2015г.

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР

27.08.2015г.

____________Кабуш Ю.А.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №40-1

от 27.08.2015




Программа внеурочной деятельности

«Путешествие по родному краю»

для учащихся 5 - 6 класса


Программа разработана на 1 год.



Разработала Полехина Н.Н.,

учитель русского языка

и литературы



п. Ефимовский

Пояснительная записка

При разработке Программы внеурочной деятельности использованы следующие нормативные документы:

- Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.);

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106,зарегестрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676);

- Программы курсов внеурочной деятельности, входящие в состав основной образовательной программы школы: программа духовно - нравственного развития, программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

Программа кружка «Путешествие по родному краю» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше.

Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы кружка «Путешествие по родному краю» лежит системно - деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно - исследовательской деятельности школьников. Проектно - исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.

Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Занятия в курсе кружка «Люби и знай свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.

Цели программы:

- изучение исторического прошлого нашего края, культурного наследия, природных особенностей родного края,

- формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.

Задачи:

1. Обучающие:

- реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории поселка, района, региона;

- разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;

- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

2. Развивающие:

- развивать мыслительные процессы;

- развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к родной земле, к ее истории, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Путешествие по родному краю" являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности кружка "Путешествие по родному краю", формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка, района, области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к истории и культуре своего народа;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Программа кружка "Путешествие по родному краю" должна способствовать формированию у школьников следующих качеств личности:

- патриотизм;

- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре;

- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

- трудолюбие;

- настойчивость;

- дисциплинированность;

- любовь к малой родине;

Программа кружка «Путешествие по родному краю» разработана для учащихся 5 - 6 классов и рассчитана на 68 часов.

Структура занятий диктуется целями и содержанием учебных задач.

Основные формы деятельности в кружке: экскурсия, наблюдение, исследование, проекты, творческие работы, презентации.

Количество детей в группе - 15 человек.

Итоги деятельности:

- Создание проекта (самостоятельные и групповые);

- Защита проекта перед аудиторией;

- Создания презентаций - представлений по изученной теме;

- Участие в конференции;

- Оформление фотовыставок.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата по плану

Тема занятия

Количество часов

Все-

го

Тео-

рия

Прак-

тика

1

7.09

Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. Организация занятий

1

-

1

2

14.09

Основные требования к проекту.

2

2

3

21.09

Знакомство с историей создания Монумента Петру Первому. Начало работы над исследованием о Монументе.

1

-

1

4

28.09

Экскурсия к Монументу Петру Первому

-

2

2

5

5.10

Творческая работа «Мои впечатления от посещения Монумента Петру Первому»

-

2

2

6

12.10

Просмотр презентации «Мой край 100 лет назад»

1

1

7

19.10

Экскурсия «Улицы п. Ефимовский»

-

2

2

8

26.10

Конкурс презентаций «Моя улица»

-

1

1

9

16.10 - 30.11

Работа над проектом «Улицы моего поселка»

-

6

6

10

7.12

Презентация «Твои земляки - герои»

1

1

11

14.12

Экскурсия в краеведческий музей г. Пикалево

-

2

2

12

21.12

Презентация «Антониево - Дымский монастырь - одна из древнейших обителей Северной Руси»

1

-

1

13

28.12

Посещение Антониево - Дымского монастыря

-

5

5

14

11.01

Творческая работа «Мое впечатление от посещения Антониево - Дымского монастыря»

-

2

2

15

18.01 - 1.02

Работа над проектом «История Антониево - Дымского монастыря».

-

6

6

16

8.02

«Тихвинский Богородичный Успенский монастырь» - летопись монастыря

1

1

17

15.02

Экскурсия в Тихвинский монастырь

5

5

18

29.02

Творческая работа «Мои впечатления от посещения Тихвинского монастыря»

1

1

19

14.03

Просмотр кинофильма «Перелом. Тихвинская наступательная операция»

-

1

1

20

21.03

Презентация «Город Тихвин в годы Великой Отечественной войны»

1

1

21

4.04

Экскурсия в Музей боевой славы «Астрача, 1941»

5

5

22

11.04

Творческая работа «Моё впечатление от посещения музея боевой славы»

2

2

23

18.04

Места братских захоронений п. Ефимовский

-

1

1

24

22.04

Экскурсия в школьный краеведческий музей

1

1

25

25.04

Творческая работа «Профессии нашего края»

1

1

2

26

26.04

Презентация «Растительный и животный мир нашего края»

1

1

2

27

16.05

Поход на о. Лошево, с. Сомино

8

8

28

23.05

Творческая работа «Мои впечатления о походе»

1

1

29

30.05

Подведение итогов курса

1

1

Содержание программы кружка.

1. История монумента Петру Первому.

2. Улицы моего посёлка.

3. Город Тихвин - город воинской славы.

4. Природа моего края.

Литература.

1. Базарова М.И. История земли Бокситогорской с древнейших времен до наших дней. Ефимовский, 2003

2. Гришина Л.А., Файнштейн Л.А. «Памятные места Ленинградской области», Л.: Лениздат, 1959.

3. «Красная книга Ленинградской области. Растения и животные»

4. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области, изд. Первый класс, 2011.

5. Материалы газет.

6. Материалы из интернета.

© 2010-2022