Педагогическая профилактика социально-негативных явлений молодежи

Данный материал предназначен для кураторов и наставников, педагогов, психологов, работников системы дополнительного образования, администраторов образовательных учреждений, специалистов, которые организуют целенаправленную работу по профилактике социально-негативных явлений (наркомании, табакокурения, алкоголизма, ЗППП, компьютерной аддикции, суицидального поведения), содержит необходимую информацию для подготовки к тренингам, кураторским часам, семинарам, различным формам воспитательной работы....
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АССЕРТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Многие люди испытывают трудности в общении во время межличностного взаимодействия в ситуациях, когда нужно каким-то образом себя проявить, например, выражая просьбу или прося одолжение, говоря кому-то комплимент, выражая согласие или несогласие с кем-либо и т. д. Пожалуйста, обозначь степень твоего дискомфорта или волнения, которое ты считаешь более подходящим тебе перед предъявленной ситуацией. Используй следующую шкалу для обозначения степени твоего дискомфорта:

= не испытываю ничего

= много беспокойства

= легкое беспокойство

= много беспокойства

= очень сильно волнуюсь

Затем пройдись по списку ситуаций второй раз и обозначь после описанной ситуации степень твоего принятия этого, насколько она приемлемы для тебя. Например, если ты действительно извиняешься, когда ты виноват, ты можешь поставить «4» после этого пункта. Используй следующую шкалу для обозначения принятия и возможности той или иной ситуации:

= всегда поступаю так

= обычно поступаю так

= поступаю так в половине случаев

= редко поступаю так

= никогда так не поступаю

Заметка: очень важно накрыть ту часть листа, где ты обозначал дискомфорт (те оценки, которые ты ставил перед ситуациями), когда оцениваешь принятие ситуации и степень её вероятности. Иначе, одна оценка может повлиять на другую, и реальная картина твоего поведения будет искажена. Используй другой лист бумаги.

Степень дискомфорта

Ситуация

Степень возможности

Отказ в просьбе одолжить велосипед.

Сделать комплимент другу.

Попросить об одолжении.

Отказать в навязываемой покупке.

Извиниться в случае вины.

Отказ в свидании или встрече.

Признание страха и просьба в снисхождении.

Сказать другу, что тебе не интересна тема

разговора, если ты действительно скучаешь.

1. Просьба исправить плохую оценку у преподавателя.

- Признание своего незнания некоторых тем или вопросов.

- Отказ в одолжении тебе денег.

- Необходимость задать вопросы о личной жизни.

- Остановить очень разговорчивого друга.

- Попросить о конструктивной критике.

- Начать разговор с кем-то незнакомым.

- Сделать комплимент другу, с которым у тебя уже романтические отношения или тому, кто тебе очень нравиться.

2.Просьба о встрече или свидании.

- Твоя личная просьба об окончании встречи по причине твоей занятости и переносе встречи на более позднее время.

- Признание непонимания темы во время дискуссии и просьба о разъяснении.

3. Поиски работы.

- Вопрос о том, не обидел ли кого-то.

- Сказать кому-то, что он (она) тебе нравится.

- Просьба ускорить обслуживание (например, в ресторане).

- Открытое обсуждение критики твоего поведения.

- Возврат бракованной вещи продавцу.

- Выражение мнения, которое противоречит мнению твоего собеседника.

4. Отказ во встречах и свиданиях с человеком, который тебе не интересен.

5. Сказать человеку о том, что он (она) поступает нечестно.

6. Согласиться прийти на свидание. Сказать кому-то о хорошей новости, касающейся тебя.

7. Отказать в настойчивом предложении выпить.

8. Отказать уважаемому тобой человеку в выполнении нечестного поступка.

9. Сменить учебное заведение.

10. Отказать в настойчивом предложении употребить наркотик.

11. Открытое обсуждение с человеком критики твоей работы.

  1. Просьба вернуть взятую у тебя на время вещь.

  2. Принятие комплиментов.

14. Продолжение разговора с тем, кто не согласен с твоим мнением.

15. Сказать другу или коллеге, что он(а) надоел(а) тебе своим поведением.

16. Сказать публично человеку, который надоедает тебе, чтобы он остановился.

Пожалуйста, добавьте общую информацию о себе:

  1. Пол: муж. жен._________

  2. Возраст__________

  3. Курс/группа__________________

Источник: Gambrill, E. D., and Richey, С. A. An assertion inventory for use in assessment and research. Behavior Therapy 6:550-561. Copyright 1975 by Association for the Advancement of Behavior Therapy.



Изучение отношения молодежи к наркотикам


Приглашаем вас, принять участие в социологическом исследовании. Его цель - выяснить отношение учащихся к наркотикам. Ваше мнение очень важно, так как информация такого рода поможет нам найти общий язык и улучшить положение дел в этой сфере.

Наш опрос анонимный, поэтому подписывать анкету не нужно.

Чтобы заполнить данную анкету, необходимо сначала внимательно прочитать задание, а затем выбрать из предложенных вариантов подходящий ответ и обвести соответствующую цифру в кружок.

1. Продолжи, пожалуйста, предложение. «Мои годы - это лучшее время для того, чтобы...» (не более 3 выборов)

- развлекаться и приятно проводить время;

- учиться, получать образование;

- найти хороших и верных друзей;

- испытать острые ощущения;

- заработать «большие» деньги;

- найти хорошую работу;

- любить, вести сексуальную жизнь;

- сохранить свое здоровье;

- жить с комфортом;

- достигнуть самостоятельности, свободы от родителей;

- заниматься спортом, физическим развитием;

- что еще?

2. Представить жизнь без проблем очень сложно. Ты наверняка тоже сталкиваешься с ними. Назови 5 наиболее серьезных для тебя проблем.

- дискотеки, молодежные клубы;

- внешняя непривлекательность;

- продолжение образования после школы;

- призыв в армию;

- отсутствие молодежных организаций;

- взаимоотношения с преподавателями;

- национальные отношения, предубеждения;

- одиночество;

- проблемы со здоровьем;

- преступность;

- нехватка денег на карманные расходы, развлечения;

- сексуальные проблемы;

- наркотики;

- непонимание со стороны близких;

- отсутствие возможности устроиться на работу;

- дороговизна жизни, невозможность купить необходимые вещи;

- отсутствие любимого человека или плохие отношения с ним;

- отношения с родителями;

- криминальные группировки, бригады;

- задержка выплаты зарплаты у родителей;

- какие еще?

3. «Дети и родители» - вечная проблема. Попробуй поразмышлять о ней. Согласен ли ты со следующими выражениями.

1) «Родителям лучше оставить меня в покое и не вникать в мои дела».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

2) «У родителей есть полное право распоряжаться судьбой ребенка».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

3) «С некоторого времени родители перестали быть для меня таким же авторитетом,

как раньше».

1. Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

4) «У детей не должно быть тайн от родителей. Всеми своими проблемами нужно делиться с родителями».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

5) « Сам себя я бы воспитывал более строго, чем мои родители».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

6) «Родители своими поступками должны завоевать уважение детей».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

4. Согласен ли ты со следующими высказываниями о твоих преподавателях и одногрупниках?

1) « У нас дружная группа».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

2) « У меня никогда не было в группе друзей».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

3) «Преподаватели не должны вмешиваться в мои личные проблемы».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

  1. « У меня есть любимый преподаватель, пользующийся большим авторитетом».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

  1. « Преподаватель должен давать знания, а не воспитывать».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

6) « Если бы была возможность, я бы бросил учиться».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

5. Теперь мы хотим предложить тебе поговорить о наркотиках. С твоей помощью мы хотим разобраться, что же все-таки наркотики для тебя и твоих сверстников. Как ты для себя определяешь наркотики? (Сделай, пожалуйста, не более 3-х выборов.)

  1. образ жизни 7) уход от скуки

  2. болезнь 8) творчество, самореализация

  3. способ проведения 9) престиж

свободного времени 10) другой взгляд на мир

  1. мода 11) удовольствие

  2. потеря здоровья 12)трата денег

  3. бегство от проблем реальной жизни 13) что еще ?

6. Согласен ли ты со следующими мнениями о наркотиках?

1) «Употреблять или не употреблять наркотики - это личное решение самого человека. Никто не может заставить человека принимать их».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

2) «Зависимость вызывают только сильнодействующие наркотики. Стать наркоманом, куря «травку», нельзя.

1. Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

3)»Наркотики - это возможность получить острые ощущения, которых не хватает в повседневной жизни».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

4) «Нельзя стать наркоманом после первого употребления наркотиков».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

5) «Сильный человек может бросить употреблять наркотики в любой момент».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

6) «Наркотики - это отличительная черта нашего времени. Молодые люди раньше не употребляли наркотики».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

7) «У наркоманов свой собственный мир, который недоступен людям, не употребляющим наркотики».

1.Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

8) «Наркотики дают хороший жизненный опыт».

1. Да 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Нет 5. Трудно сказать

7. Информации о наркотиках сейчас очень много. Откуда ты чаще всего слышишь о наркотиках? Кому ты больше доверяешь?


Информацию...

Чаще слышишь

Доверяешь

  1. из средств массовой информации

(телевидение, радио, газеты, журналы)

2. из бесед с преподавателями, психологами

3. от врачей, сотрудников наркологического диспансера

4. от работников милиции

5. из разговоров с родителями

6. от друзей и знакомых

7. от тех, кто употребляет наркотики

8. от случайных людей


8. У тебя есть друзья или знакомые, употребляющие наркотики?

- Да, пробовали наркотики.

- Да, время от времени употребляли наркотики.

- Да, постоянно употребляли наркотики, не могли без них обойтись.

- Нет, не известны вообще.

- Трудно сказать.

9. Как ты сам относишься к людям, употребляющим наркотики?

- Боишься их.

- Избегаешь их.

- Относишься к ним также, как к остальным.

- Стараешься побольше узнать у них о наркотиках.

- Употребляешь наркотики вместе с ними.

- Жалеешь их.

- Сообщаешь о них взрослым (учителям, родителям, в милицию).

- Убеждаешь бросить.

- Трудно сказать.

- Как еще?

10. Какие конкретные мероприятия против наркотиков проводились у вас в учебном заведении?

Насколько они, на твой взгляд, могут помочь решить проблему наркотиков среди твоих сверстников? (Выбери сначала в первом столбце «Проводились в школе» все мероприятия, которые проводились в вашем учебном заведении. Затем оцени только выбранные тобой мероприятия!) В нашем учебном заведении не проводились никакие мероприятия против наркотиков (переходи к вопросу № 12).

У нас проводилось (оцени мероприятия):

11. Попробуй определить положительные и отрицательные стороны в организации этих мероприятий. (Не более 3 выборов).


Мероприятия

Проводились в школе

Могут помочь

Не могут помочь

Трудно сказать

1) медицинский осмотр

1

2) беседы с куратором

2

3) лекции врачей

3

4) показ фильмов о наркотиках

4

5) выступления работников милиции

5

6) занятия с психологом

6

7) дискотеки, вечера

7

8) другое...

8


12. У каждого человека есть своя цель в жизни. Чего хочешь достичь ты? (Не более 3-х выборов.)


Понравилось то, что организаторы

Не понравилось то, что организаторы

1) реально представляют себе ситуацию с наркотиками у нас в городе

1) плохо представляют ситуацию с наркотиками у нас в городе

2) искренне хотят помочь решить проблему наркотиков

2) вообще ничего не понимают в проблеме наркотиков

3) учат как нужно себя вести с теми, кто употребляет наркотики

3) рассказывают о вреде нар-котиков малоубедительно

4) не запугивают, а спокойно говорят о проблеме

4) не учат как себя вести с людьми, употребляющими нар-котики

5) рассказывают о каждом наркотике и последствиях его употребления

5) слишком раздувают проблему наркотиков, понапрасну запуги-вают

6) не боятся поднимать самые острые вопросы о наркотиках

б) проводят мероприятия против наркотиков для «галочки»

7) поручают самим учащимся что-то подготовить, придумать

7) рассказывают о наркотиках то, что уже давно известно

8) проводят не только лекции, но и психологические упражнения, игры

8) не придумывают новые, интересные формы проведения занятий

9) что ещё?

9) что ещё?

- Иметь материальный достаток.

- Сделать профессиональную карьеру.

- Развернуть свой бизнес.

- Иметь свой бизнес.

- Создать семью.

- Выиграть много денег.

- Воспитать детей и обеспечить их будущее.

- Иметь домашний уют.

- Реализовать свои таланты и способности.

- Пока не знаю.

- Чего еще?

13. Твой пол? (обведи)

1) мужской 2) женский

14. Сколько тебе лет?

Шкала Новики-Стрикленда по определению локуса контроля у молодежи

На каждый вопрос ответь, пожалуйста, «да» или «нет». Долго думать не нужно, первое, что пришло тебе в голову, является самым правильным.

  1. Веришь ли ты в то, что большинство проблем разрешатся сами собой, если не обращать на них особого внимания?

  2. Веришь ли ты в то, что сам(а) сможешь уберечь себя от простуды?

  3. Согласен(на) ли ты с тем, что некоторые люди просто родились счастливыми?

  4. Чувствуешь ли ты почти всегда, что получать хорошие оценки для тебя очень важно?

  5. Наказывают ли тебя часто за то, в чем ты не виноват(а)?

  6. Веришь ли ты в то, что если кто-нибудь учится достаточно упорно, то он(а) может отлично сдать экзамены по любому предмету?

  7. Чувствуешь ли ты почти всегда, что не стоит пытаться ничего изменить, так как все равно ничего не получится?

  8. Бывает ли у тебя такое чувство, что если с утра день начался удачно, то весь день будет хорошим, несмотря на то, чем ты будешь в этот день заниматься?

  9. Чувствуешь ли ты, что почти всегда родители прислушиваются к тому, что им говорят дети?

  1. Веришь ли ты в то, что если что-то хорошее загадаешь, то оно обязательно исполнится?

  2. Кажется ли тебе, что когда тебя наказывают, то особой причины для этого абсолютно нет?

  3. Кажется ли тебе, что изменить мнение твоего друга почти невозможно?

  4. Кажется ли тебе, что мнение твоих родителей изменить почти невозможно?

  5. Веришь ли ты в то, что родители должны разрешить принимать большинство твоих решений самому (самой)?

  6. Чувствуешь ли ты, что если ты делаешь что-то неправильно, то очень мало шансов исправить это?

  7. Веришь ли ты, что большинство просто родились хорошими спортсменами?

  8. Считаешь ли ты, что большинство твоего возраста сильнее тебя?

  9. Чувствуешь ли ты, что лучший способ разрешить многие проблемы это просто не думать о них?

  10. Считаешь ли ты, что у тебя много шансов в выборе друзей?

  11. Если ты найдешь цветок сирени с пятью лепестками и съешь его - это принесет тебе удачу?

  12. Думаешь ли ты, что если постоянно выполняешь домашние задания, то твои оценки будут лучше?

  13. Чувствуешь ли ты, что если кто-то из сверстников решит тебя ударить, то мало шансов остановить его (ее)?

  14. У тебя когда-нибудь был счастливый автобусный билетик?.

  1. Веришь ли ты в то, что нравишься людям, или это зависит от того, как ты себя ведешь?

  2. Помогают ли тебе родители, если ты просишь их о помощи?

  1. Испытываешь ли ты чувство, что если люди грубят тебе, то для этого нет никаких оснований (причин)?

  1. Веришь ли ты в то, что если что-то плохое должно произойти, это произойдет?

  1. Испытываешь ли ты чувство, что тебе легко заставить твоих друзей делать то, что ты хочешь?

  2. Чувствуешь ли ты, что тебе почти невозможно возразить против еды, которую вы едите дома?

  3. Испытываешь ли ты такое чувство, что бесполезно улучшать свою успеваемость в учебном заведении, потому что другие просто намного умнее тебя?

  4. Считаешь ли ты себя таким человеком, который планирует все заранее, чтобы все получилось, как надо?

  5. Как ты считаешь, что лучше: быть умным или быть счастливым?

Ключ: за каждый ответ, совпадающий с приведенным ниже ответом, поставь 1 балл. Чем выше балл (максимум - 40 баллов), тем выше вероятность того, что ты межешь контролировать свои действия (т. е. у тебя есть так называемый «внутренний локус» контроля).

1.да 6. нет 11. да 16. да 21. да 26. нет 31. да 36. да

  1. нет 7. да 12. да 17. да 22. нет 27. да 32. нет 37. да

  2. нет 8. да 13. нет 18. да 23. да 28. нет 33. да 38. да

  3. нет 9. нет 14. да 19. да 24. да 29. да 34. нет 39. да

  4. да 10. да 15. нет 20. нет 25. нет 30. нет 35. да 40. нет

Источник: Nowicki, S., and Strickland, В. R. A locus of control scale for children. Journal of Consulting and Clinical Psychology 40(1): 148-154, 1973. Copyright 1973 by the American Psychological Association.


Тренинг: Формирование коммуникативных умений и навыков


Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения»

Цель тренинга: научить использовать приемы эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания

Задачи тренинга:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

- овладение навыками эффективного слушания;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- расширение диапазона творческих способностей;

Тренинговая группа: студенты 1-4 курсов.

1.1. Упражнение «Визуальное чувствование»

Цель упражнения: совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга.

Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить.

Задание; каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение.

АНАЛИЗ: Что было сложного при выполнении задания? Какие ощущения возникали?

1.2. Упражнение «Через стекло»

Цель упражнения: - формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

АНАЛИЗ: Что получилось при выполнении задания? Что не получилось? Какие сложности возникли при выполнении? Что давалось очень легко?


1.3. Упражнение «Дискуссия». - время 15 минут

Цель упражнения:

- формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения;

- совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на «тройки». В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой-и-немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

АНАЛИЗ: Что получилось при выполнении задания? Что не получилось? Какие сложности возникли при выполнении?

1.4. Упражнение «Да»

Цель упражнения: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - «да».

АНАЛИЗ: Какие эмоции у вас вызвало это упражнение? Что было трудным? Что помогло справиться с упражнением?


1.5. Упражнение «Передача движения по кругу»

Цель упражнения:

- совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне;

- развитие воображения и эмпатии.

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

АНАЛИЗ: Почему не получилось продолжить действие? Что было сложного при выполнении задания?

2. ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.

Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.). В подтверждении сказанного ведущий аргументировано апеллирует к тем случаям, когда участники дискуссии «пропускали» высказывания других или искажали предметные позиции при воспроизведении разговора по памяти. Можно также сослаться на примеры, взятые у Д. Карнеги, И. Атватера, о том, как важно быть внимательным слушателем,

Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.

Перед Вами 16 вопросов, на каждый из которых, Вы должны ответить утверждением «да» или «нет». Следует помнить, что нет «правильных» или «неправильных» ответов, т. к. люди различны, и каждый может высказывать свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Заранее благодарим Вас!

1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?

2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?

4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?

9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?

15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?

16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

Обработка результатов подсчитывается количество ответов

Интерпретация

- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания

- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.

Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин «очень скучного рассказа» Затем ведущий отзывает в сторону будущих «рассказчиков», якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «очень скучным». На самом деле дает разъяснения (так, чтобы «слушающие» не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как «глухое молчание»). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

Типичные приемы слушания:

1. Глухое молчание;

2. Угу поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком и т.п.).

3. Эхо повторение последних слов собеседника.

4. Зеркало повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. Парафраз передача содержания высказывания партнера другими словами.
6. Пробуждение междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и…», «Ну и что дальше?», «Давай-давай» и т п.).

7. Уточняющие вопросы вопросы типа «Что ты имел в виду, когда говорил «эсхатологический».

8. Наводящие вопросы вопросы типа «Что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы.

10. Продолжения когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова».

11. Эмоции «ух», «ах», «здорово», смех, «ну-и-ну», «скорбная мина» и пр.

12. Нерелевантные и псевдорелевантные - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» и следует рассказ о Гималаях, «кстати, о музыке… » и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает «рассказчикам» описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: «Поддержка Уяснение Комментирование» и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте «Поддержки» наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте «Уяснения» уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте «Комментирования».


2.1 Упражнение «Диспут»

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники «загара», «курения», «раздельного питания» и т.д.

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, «да, именно это я и имел в виду»).

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, «Да, Вы меня поняли правильно» легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников «диспута»

АНАЛИЗ: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?

2.2 Упражнение «Спор при свидетеле» - время 15 минут

Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта («Уяснение») и при парафразе использовали «другие слова», т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога. По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

АНАЛИЗ:Какие трудности в использовании схемы встретили Вы в разговоре? Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиции?Кто из партнеров не понял другого - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?

2.3 Упражнение «Карусель»

Цель упражнения

- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;

- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций:

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…

• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…

• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ

На подведении итогов ведущий присутствует, но остается как бы за кругом. Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время в группе. Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические и др.). Это и получается тот багаж, который забирает с тобой после занятий.

Предложенные упражнения могут варьироваться в зависимости от степени опытности тренера, особенностей участников (возрастных, половых, статусных, профессиональных, личностных), условий проведения занятий в группе (временных, пространственных).

© 2010-2022